Комментарии Баркли на евангелие от Луки 4 глава

БОРЬБА С ИСКУШЕНИЕМ (Лук. 4,1-13)

Мы уже обращали внимание на важные моменты в жизни Иисуса, и вот перед нами один из величайших. С появлением Иоанна Крестителя пробил Его час, а в момент крещения Бог высказал Ему Свое одобрение. В это время Иисус как раз стоял на пороге Своего служения. Перед своим служением, человеку надобно обдумать образ своих действий. Искушение Иисуса показывает, что Он раз и навсегда выбрал способы для обращения людей к Богу. Он отказывался от власти и славы, и выбирает путь страданий и креста.

Прежде чем детально проанализировать этот текст, следует отметить два общих момента:

1) Это одно из самых священных событий Нового Завета, потому что она могла стать известным лишь из Его уст. Должно быть Он Сам однажды рассказывал своим ученикам об этом сокровенном душевном переживании.

2) Уже в это время Иисус должно быть осознавал, что Он наделен исключительной властью. Главное в искушениях состоит в том, что некоторые специфические искушения могут стать опасными лишь для человека, способного творить поразительные чудеса. Нас не одолевает искушение обращать камни в хлеб или прыгнуть с крыши храма Иерусалимского по простой причине, что мы не способны совершать их. Некоторые искушения могут овладеть лишь теми, которые обладают исключительными способностями и помышляют лишь о том, как можно применить их.

Сперва вспомним сцену действия – дикую пустыню. Населенная часть Иудеи находилась на центральном плоскогорье, которая являлась основной частью южной Палестины. Между этим плоскогорьем и Мертвым морем простиралась мертвая, безнадежная пустыня длиной в 55 и шириной в 23 километра, называвшаяся Иешимон, то есть "Опустошение": холмы, будто состояли из пыли, известняк казался покрыт волдырями и осыпающийся; скалы – голы с неровными краями; земля гулко гудела под копытами лошадей, как будто под ней пустота. Пустыня эта пылала жаром, как раскаленная печь и обрывалась к Мертвому морю отвесной стеной высотой более 350 метров. И в этой страшной пустыне подвергался искушению Иисус.

Не следует думать, что эти три искушения происходили подобно картинам в пьесе. Лучше представим себе, что Иисус сознательно удалился в эти безлюдные места и в течение сорока дней особенно размышлял над проблемой, как склонить сердца людей к Богу. Это была долгая борьба, продолжавшаяся до самого креста, и текст заканчивается словами: "диавол отошел от Него до времени".

1) Первое искушение состояло в том, чтобы обратить, камень в хлеб. Ведь пустыня была не песчаной, а была покрыта небольшими кусками известняка, похожими на хлебы. Искуситель как бы говорил Иисусу: "Если ты хочешь, чтобы люди последовали за Тобой, примени Свои удивительные чудеса для того, чтобы дать им материальные блага". Он предлагал подачками подманить и увлечь за Собой людей, Иисус ответил на это цитатой из Втор. 7,3, которая другими словами, значит: человек никогда не будет довольствоваться только одними материальными благами.

Задача христианства заключается не в том, чтобы создать новые условия, хотя авторитет и голос Церкви всегда должны поддерживать все попытки и усилия сделать жизнь людей лучше. Задача христианства состоит в том чтобы, создать нового человека. А эти новые люди создадут новые условия.

2) Во втором искушении мы видим Иисуса, стоящего на горе, с которой виден весь цивилизованный мир. Искуситель говорил Ему: "Если Ты поклонишься мне, то все это будет Твое". Это было искушение пойти на компромисс. Диавол якобы намекал: "Я держу людей в моих руках. Не ставь таких высоких требований к ним. Давай заключим сделку. Сделай небольшую уступку злу, и люди пойдут за Тобой". Ответ Иисуса свелся к следующему: Бог – есть Бог, правда – правда, и неправда – неправда, В битве со злом не может быть компромиссов, ибо сказано: "Господа Бога Твоего бойся и Ему одному служи" (Втор. 6,13; 10,20). Снова цитирует Иисус Священное Писание.

Мы постоянно имеем дело с попыткой завоевать сердца и души, сообразуясь с мирскими нормами жизни. Английский писатель Честертон говорил, что люди привыкли видеть все в мире в сером свете, но христиане обязаны смотреть на все в черном или белом свете. Как сказал Карлайл, "христианин должен всегда остро чувствовать бесконечную красоту святого и бесконечный ужас греховного".

3) В третьем искушении мы видим Иисуса на крыле Храма, где сходятся притвор Соломонов и Царский притвор, и где открывался глазу крутой обрыв в долину Кедрона глубиной в 150 метров. Это было искушение поразить людей необычным. Но Иисус ответил: "Не искушай Господа Бога Твоего" Втор. 16. Нельзя делать бессмысленные эксперименты с властью Божьею. Иисус знал, что, если Он начнет творить чудеса, Он станет лишь кратковременной сенсацией; но Он также знал, что сенсации ненадолго будут привлекать внимание людей.

Тяжелый путь служения и страдания ведет к распятию, но после креста к короне. Во всех трех искушениях диавол предлагал Христу свой путь, но Он отверг его.

НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ ИИСУСА В ГАЛИЛЕЕ (Лук. 4,14-15)

Вернувшись из пустыни, Иисус знал, что час Его настал, Он раз и навсегда решил вопрос о том, как Он будет действовать. Теперь же Он должен был решить, где Ему начать Свое служение.

1) Он начал в Галилее. Галилеей называлась область, находившаяся в северной части Палестины размером сорок километров на восемьдесят километров. Слово Галилея означает "Круг" и происходит от еврейского Галил, потому что она была окружена неиудейскими народами. Поэтому на жизнь в Галилее оказывали большое влияние новые веяния, а консервативные тенденции играли незначительную роль. Эта область была особенно плотно заселенной. Древний историк Иосиф Флавий, сам бывший одно время правителем этой области, пишет, что в ней было 204 деревни и города с населением не менее 15 тысяч человек. Трудно представить себе, как в Галилее проживало три миллиона человек населения.

Земля здесь была плодородной. Поговорка гласила: "Легче вырастить легион оливковых деревьев в Галилее, нежели одного ребенка в Иудее". Чудесный климат и обилие воды делали Галилею садом Палестины. Уже один перечень деревьев, как: виноградная лоза, оливковое, фиговое, терпентинное, лимонное, фиговое махагониевое, гранатовое дерево, орех, дуб, пальма, кедр, кипарис, бальзамин, пихта, сосна, сикамор, митр, миндаль, олеандр показывает нам, какой плодородной была ее почва.

Жители Галилеи считались горцами Палестины. Иосиф Флавий говорит о них так: "Они всегда были готовы принять нововведения и по природе своей всегда были склонны к переменам и с радостью принимали участие в мятежах. Они всегда были готовы следовать за вождем, который поднимает восстание. У них вспыльчивый характер и они часто ссорятся. "Они в избытке смелости, – говорили о них, – всегда больше жаждали славы, нежели ВЫГОДЫ".

Вот в такой стране Иисус и начал свое служение. Это была Его родина, и в ней Он находит, по крайней мере в первое время, слушателей, сердца которых одушевляет Его проповедь.

2) Он начал в синагоге. Синагога была центром религиозной жизни. Храм был лишь один – в Иерусалиме, – но закон предписывал строить синагогу в каждом месте, где живет десять иудейских семей; люди собирались в синагоге для богослужения. В них не приносились жертвы. Для жертвоприношения существовал храм, а синагоги предназначались для поучений. Но как мог Иисус добиться доступа в синагогу, и как мог Он, человек без специального образования, плотник из Назарета, получить возможность проповедовать в синагоге?

Служба в синагоге состояла из трех частей.

а) Собственное богослужение, во время которого возносились молитвы.

б) Чтение Священного Писания. Читали семь человек из прихожан. По мере того, как они читали Священное Писание, переводчик переводил с малопонятного древнееврейского языка, на арамейский или греческий языки: при чтении закона – по одному стиху, а при чтении пророков – по три стиха одновременно.

в) Поучение. В синагоге не было профессионального священника, который бы постоянно выступал перед аудиторией с поучением. Церковный староста просто приглашал кого-нибудь из уважаемых прихожан говорить, потом завязывался разговор и дискуссия. Вот так Иисус и получил возможность говорить в синагоге.

Синагога и ее кафедра были открыты для него в этот период.

3) Отрывок заканчивается словами, что Он "от всех был прославляем". Этот период служения Иисуса называли Галилейской весной. Он пришел подобно дуновению ветра Божия. Оппозиция против Него еще не сформулировалась. Сердца людей жаждали живого слова, и они еще не осознали, какой удар Он нанесет ортодоксальному вероучению Своего времени. А человека с благовествованием люди всегда слушают.

БЕЗ СЛАВЫ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ (Лук. 4,16-30)

Одним из первых городов Иисус посетил Назарет, Его родной город. Назарет не был деревней. Он назван в Библии греческим словом полис, что означает город, и в нем вполне могло проживать до 20 тысяч жителей. Он был расположен в лощине среди невысоких гор Галилеи, недалеко от равнины Иецреел. Мальчику нужно было лишь взобраться на вершину горы, на склоне которой стоял город, и перед его глазами на много километров вокруг открывалась чудесная панорама.

Английский путешественник Джордж Адам Смит, так описывает панораму, открывающуюся с вершины горы.

Перед глазами наблюдателя расстилалась история Израиля. Сразу пред ним лежала равнина Есдраелон, на которой Девора сражалась вместе с Бараком; где Гедеон одержал свои победы, где несчастье окончательно погубило Саула и где пал в сражении Иосия; перед ним был виноградник Навуфея и место, где Ииуй убил Иезавиль; здесь же виден город Сонам, где жил когда-то Елисей; здесь же был виден город Кармил, где Илия одержал свою великую победу над жрецами Ваала, и в голубой дали видно было Средиземное море и острова.

Но не только история Израиля развилась с вершины горы над Назаретом: мир и три дороги в мир простирались перед глазами наблюдателя: по дороге с юга шли богомольцы в Иерусалим; по большой Приморской дороге двигались караваны из Египта в Дамаск; а по большой Восточной дороге видны были караваны из Аравии и римские легионы, идущие к восточным границам империи.

Неверно думать, будто Иисус вырос в глуши. Он вырос в городе, со всех сторон окруженном историей, и около дорог, связывавших страны тогдашнего мира.

Мы уже видели, как проходила служба в синагоге. Настоящий отрывок дает нам живое представление о ней. Конечно, не книгу взял Иисус в руки, ибо тогда все писали на свитках. Он читал из Ис. 61. Служитель, о котором говорится в стихе 20, выполнял различные обязанности в синагоге: он приносил и убирал свитки Священного Писания, был дворником и уборщиком, возвещал о наступлении субботы тремя сигналами серебряной трубы с крыши синагоги; и он был учителем в местной школе. В этом же стихе 20 сказано, что Иисус сел; это может создать у нас впечатление, что Он закончил свою речь. Но, напротив, Он только начинал ее. Дело в том, что оратор говорил свою речь сидя, и раввины тоже учили сидя.

Слушавшие же иудеи исполнялись ярости, потому, что Иисус похвально отозвался о язычниках. Иудеи были настолько убеждены в том, что они являются избранным народом и поэтому крайне презирали всех остальных. Они полагали, что "Бог создал язычников для того, чтобы они были топливом для адского огня". И вдруг этот молодой Иисус, Которого они знали, проповедует, будто Бог особенно предпочитает язычников. Они вдруг начали осознавать, что в новом учении имелись такие мысли, которые им даже во сне не представлялись.

Следует отметить еще два момента.

1) Иисус имел обыкновение ходить в синагогу по субботам. Должно быть, со многим, происходившим там, Он был вовсе не согласен и многое могло не удовлетворить Его, но все же Он ходил туда. Богослужение в синагоге часто бывало далеко не идеальным; но Иисус никогда не упускал случая присоединиться в заповеданный Богом день к людям, поклонявшимся Богу.

2) Чтобы понять различие между Иисусом и Иоанном Крестителем, важно прочесть то место в книге пророка Исаии, которое прочел Иисус. Иоанн проповедовал приход Страшного суда, и, слушая его проповедь, люди содрогались от ужаса. Иисус же принес людям Евангелие – благую весть. Иисус тоже видел гнев Божий, но это был гнев, вызванный любовью.

ИЗГНАНИЕ НЕЧИСТОГО ДУХА (Лук. 4,31-37)

Нам хотелось бы узнать как можно больше о Капернауме, или хотя бы столько же, как о Назарете; но мы даже не знаем точного места этого города на берегу озера, в котором Иисус совершил столько великих деяний.

Настоящий отрывок особенно интересен, потому что в нем Лука впервые упоминает об одержимости нечистым духом. Власти и чудеса Иисуса изумляли народ, и это неудивительно. На востоке было много людей, обладавших способностью изгонять демонов, но они пользовались при этом таинственными и непонятными средствами. Чародеи подвешивали, например, к носу больного кольцо, читали длинные заклинания, а потом в поставленном рядом тазике с водой вдруг раздавался всплеск – и нет демона. Как отличаются эти дикие атрибуты от одного единственного повеления, произнесенного Иисусом! Людей поражал его огромный авторитет.

Авторитет Иисуса был чем-то совершенно новым. Раввины в процессе обучения подкрепляли каждое свое утверждение цитатами. Они всегда говорили: "Есть пословица, что..." или "Такой-то раввин сказал, что..." Они всегда взывали к авторитету. Когда говорили пророки, они заявляли: "Так говорит Господь Бог" Они ссылались при этом на порученный авторитет. Иисус же говорил: "Я же говорю вам". Ему не нужен был иной авторитет, чтобы подтвердить Свои слова. Авторитет и власть были воплощенные в Нем. Иисус говорил убедительно, и знал, что говорил.

Во всех сферах человеческой жизни эксперты обладают авторитетом. Музыканты говорили, что когда Тосканини вставал дирижировать, он излучал авторитет, и весь оркестр чувствовал его. Когда нам нужен технический совет, мы обращаемся к эксперту. Иисус – воскресение и жизнь. Он говорит, и люди знают: то, что он говорит – выше человеческого опыта – Он Бог.

ЧУДО В ДОМЕ СИМОНА (Лук. 4,38-39)

Здесь пишет Лука-врач. "Была одержима сильною горячкою" – чисто медицинский оборот речи. Употребленное здесь Лукою греческое выражение означает человека, лежащего и страдающего тяжелой болезнью. Греческие авторы-медики делили горячку на два вида – сильную и слабую.

Лука хорошо знал, как называется эта болезнь.

Этот короткий эпизод содержит три важные истины:

1) Иисус был всегда готов служить. Он только что вышел из синагоги. Каждый священник знает, как чувствует он после службы. Он вложил в нее все свои душевные силы и теперь ему нужен отдых. Меньше всего его привлекает толпа или стон больных. Но как только Иисус покинул синагогу и вошел в дом Симона Петра, Он столкнулся лицом к лицу с человеческим страданием. Он не стал говорить, что устал и что Ему нужен отдых, а продолжал служить без слова недовольства.

Люди из Армии Спасения в Англии рассказывают о беззаветном служении миссис Бервик в период налетов немецкой авиации на Лондон во время Второй мировой войны. Раньше миссис Бервик руководила работой социального отдела Армии Спасения в Ливерпуле, а потом перешла на пенсию и переехала в Лондон. Во время бомбежек людям приходили в голову странные мысли: они полагали, что в ее доме безопаснее даже во время бомбежек и они собирались там. Хотя миссис Бервик была в отставке, стремление помогать людям не оставило ее. Она собрала аптечку первой помощи и повесила на окне простую записку: "Если вам нужна помощь, постучитесь". Иисус всегда был готов помочь людям; христиане должны поступать также.

2) Иисусу не нужна была толпа народа, чтобы творить чудеса. Многие же люди с готовностью делают на глазах толпы то, на что у них нет ни времени, ни желания, если это касается отдельных людей. Иные ведут себя превосходно в обществе, и непристойно дома. Обычно человек проявляет свою благодарность, учтивость, признательность к чужому, а противоположное к своим близким; Иисус же был готов проявить всю силу и власть в простом деревенском домике в Капернауме, вдали от падкой на чудеса толпы.

3) Как только теща Симона Петра выздоровела, она тотчас же встала и служила им. Она осознала, что здоровье она вновь обрела для того, чтобы служить людям. Она не ожидала, чтобы люди стали бы делать что-либо для нее: она сразу же начала готовить пищу и служить своим и Иисусу. Матери всегда такие. Следовало бы нам тоже помнить, что если Бог дал нам бесценный дар здоровья и силы, Он дал нам их для того, чтобы мы могли служить людям.

НАСТОЙЧИВЫЕ ТОЛПЫ (Лук. 4,40-44)

1) Рано утром Иисус ушел, чтобы помолиться наедине. Он мог удовлетворять нужды людей лишь потому, что Он вначале оставался наедине с Богом. Однажды во время Первой мировой войны было назначено заседание Генерального штаба союзников на западном фронте. В назначенное время все были на месте, за исключением главнокомандующего, маршала Фоша. Один, хорошо знавший его офицер, сказал: "Мне кажется, я знаю, где можно его найти". И он повел их к разрушенной часовенке, недалеко от генерального штаба, и там они нашли главнокомандующего на коленях в молитве перед разрушенным алтарем. До встречи с Генеральным штабом он должен был сперва преклониться перед Богом.

2) Иисус не произнес ни слова жалобы или недовольства из-за того, что толпа нарушила Его уединение. Молитва – великое дело, но нужды людей – не менее важны. Флоренс Олсхорн, выдающийся учитель-миссионер, руководила школой для подготовки миссионеров. Она хорошо знала человеческую натуру и не любила людей, которые как раз тогда, когда надо было мыть посуду, заявляли, что это их время уединенной молитвы. Следует и помолиться, но нельзя из-за молитвы уклоняться от обязанностей. Молитва не должна отвлечь человека от насущных нужд человечества. Напротив, она должна подготовить его к тому, чтобы он мог удовлетворить нужды людей. Иногда необходимо раньше кончать свою молитву, подняться с колен и браться за работу; даже если еще и не хотелось бы.

3) Иисус не позволял демонам говорить. Неоднократно слышим мы из уст Иисуса поведение молчать. Почему? А по простой причине: у иудеев были свои популярные представления о Мессии. В их воображении Мессия должен был быть победоносным царем, который ступит ногой на шею орлу и прогонит римлян из Палестины. В Палестине всегда кто-то готовился к мятежу. Искры восстания всегда тлели внутри, но они часто и вырывались наружу. Иисус знал, что если станет известным, что Он – Мессия, может немедленно вспыхнуть восстание. Прежде чем люди назовут Его Мессией, Он должен будет научить их, что Мессия – не победоносный царь, а страдающий раб. Он повелевал людям молчать, потому что они еще не знали, что такое Мессианство, но Он знал, что, если люди неправильно начнут, это обязательно вызовет смерть и разрушение.

4) Здесь мы впервые встречаем в Евангелии от Луки упоминание о Царствии Божием. Иисус явился, чтобы благовествовать Царствие Божие (Мар. 1,15). В этом суть Его проповеди. Что же понимал Он под Царствием Божием? Под Царствием Божиим Иисус понимал:

а) прошлое. Авраам, Исаак и Иаков были в Царстве, а они жили много веков тому назад (Лук. 13,28).

б) настоящее. "Вот, – сказал Он, – Царствие Божие внутри вас есть". (Лук. 17,21).

в) будущее. Бог должен был еще дать людям Царствие Божие, и люди должны были молить Бога об этом.

Но как может Царствие Божие быть в одно и то же время и прошлым, и настоящим, и будущим? Обратимся к молитве "Отче наш". В ней рядом стоят две мольбы: "Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мат. 6,10). Для иудеев было типично, как показывает любой стих псалмов, повторять одну и ту же мысль дважды; причем вторая часть высказывания объясняет, развивает или усиливает мысль первой части. Давайте сведем воедино эти две фразы "Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе". Вторая фраза объясняет первую: следовательно, Царствие Божие – это общество людей на земле, в котором воля Божия исполняется так же безукоризненно, как и на небе. Если человек в прошедшие времена безупречно исполнял волю Божию, то он находится в Царствие Божием; если кто-то безупречно исполняет волю Божию в настоящее время, он находится в Царствии Божием; но тот день, когда все люди будут безупречно исполнять волю Божию, еще далек; поэтому завершение Царствия Божия лежит в будущем; и, поэтому, Царствие Божие – одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее.

Люди непостоянны в своих поступках: то исполняют волю Божию, то нарушают ее. Вот почему Он есть и основание, и воплощение Царствия Божия. Он явился, чтобы дать людям возможность поступать так же, как Он. Исполнять волю Божию – значит быть обитателем Царствия Божия. Посему надобно молиться: "Боже, всели Царствие Твое в меня".


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →