Комментарии Баркли на евангелие от Луки 7 глава

ВЕРА СОТНИКА (Лук. 7,1-10)

Центральным образом нашего текста, является римский сотник; и он был необычным человеком.

1) Уже кто ранг доказывает это. Сотник римской армии соответствовал старшине, и эти сотники составляли спинной хребет армии. Где бы о них в новом Завете ни шла речь, о них говорят с уважением (ср. Лук. 23,47; Деян. 10,22; 22,26; 23,17.23.24; 24,23; 27,43). Историк Полибий так характеризует сотников римской армии: Они должны быть "не охочими до опасных ситуаций, но надежными людьми, осуществляющими командование и постоянное руководство; они не должны рваться в битву, но в случае большой опасности, быть готовыми до конца удерживать свою позицию, и, если нужно, умереть на своем посту". Сотник должен быть мужественным из мужественных, иначе он не получил бы этого звания и не смог бы долго его оправдать.

2) Сотник по-иному относился к своему рабу. Он любил своего раба и был готов сделать все, чтобы спасти его. По римскому закону раб был живым бесправным орудием; его хозяин имел полные права над ним и мог даже убивать его. Один римский автор рекомендует фермеру проводить ежегодную инвентаризацию сельскохозяйственных орудий и выбрасывать старые и сломанные; он советует поступать так же и с рабами. Обычно нетрудоспособного раба выбрасывали на улицу умирать. Отношение же сотника к своему рабу было совершенно другим.

3) Он был глубоко религиозным человеком. Человек должен быть не только заинтересованным, чтобы построить синагогу. Римляне, правда, поощряли религиозные верования людей, цинично считая, что содействуют сохранению порядка. Они рассматривали религию как опиум народа. Исходя из этого, император Август рекомендовал строить синагоги. Как это выразил английский историк Гиббон в ставшем знаменитым высказывании: "Различные религии, существовавшие в Римской империи, простые люди считали равно истинными, философы – равно ошибочными, а власти одинаково полезными". Но этот сотник не был циничным представителем административной власти – он был искренне религиозным человеком.

4) У него были дружеские отношения к иудеям. Поскольку иудеи презирали язычников, язычники ненавидели иудеев. Антисемитизм – вовсе не новое явление. Римляне называли иудеев мерзкой расой, говорили об иудаизме как о варварском предрассудке, об их презрении к человечеству, обвиняли их в поклонении ослиной голове и, якобы, они каждый год приносят в жертву своему Богу чужеземца Правда, многие язычники, разочарованные многочисленными богами и распущенными нравами язычества, принимали иудейское монотеистическое вероучение и строгую этику иудеев. Но сам дух этого рассказа указывает на наличие дружественных связей между сотником и иудеями.

5) Он был скромным человеком. Он хорошо знал, что ортодоксальному иудею запрещается посещать дом язычника (Деян. 10,28); как и ему не позволялось принять язычника в своем доме и общаться с ним. Сотник даже не смел лично прийти к Иисусу, а попросил своих друзей-иудеев пойти за Ним. Человек, привыкший командовать другими людьми, проявил изумительную скромность перед истинным величием.

6) Сотник был верующим человеком. Его вера основывалась на самых разумных доводах. Опираясь на собственное восприятие Бога, он проводил аналогию между настоящим и грядущим миром. Если уже его власть имеет такую силу, то насколько могущественнее должна быть власть Иисуса? Он пришел к Иисусу с тем совершенным доверием, которое говорит: "Господи, я знаю, что Ты можешь исцелить слугу". Если бы мы тоже могли так верить, и для нас свершались бы чудеса и жизнь стала бы иной.

СОСТРАДАНИЕ ХРИСТА (Лук. 7,11-17)

В этом тексте, как и в предыдущем, в Луке снова заговорил доктор. Слово в стихе 10, переведенное как выздоровевший означает цели невредим, а слово в стихе 15, поднявшись сел, означает больного, сидящего в постели.

Город Наин находился в день путешествия от Капернаума и лежал между городами Ендор и Сонам, где Елисей воскресил ребенка сонамитянки (4 Цар. 4,18-37). До сего дня, в десяти минутах ходьбы от Наина, по дороге к Ендору сохранилось кладбище скальных могил, где похоронены мертвые.

Во многих отношениях это самая милая история во всех Евангелиях.

1) В ней рассказывается о печалях и страданиях в жизни. Во главе похоронной процессии обычно шел оркестр и хор профессиональных плакальщиков с цимбалами и флейтами, причитывая визгливыми голосами. В строгом и простом предложении: "Он был единственным сыном у матери, а она была вдова", звучит извечная мировая печаль.

"Еще не было такого дня, который бы не надрывал чье-то сердце".

Английский поэт Шелли, оплакивая своего собрата по перу Джона Китса, писал:

Доколе небо голубей, поля зеленеют,
Вечер уходит и за ночью утро приходит,
Месяц за месяцем народ горем удручает,
И год вручает другому году новую скорбь.

Римский поэт Вергилий написал бессмертную фразу: "и предметы плачут". Мы неизменно живем в мире разбитых сердец.

2) В добавление к страданиям человечества Лука описывает сострадание Иисуса. Он сжалился, то есть, был тронут до глубины души. В греческом языке нет слова, которое сильней передавало бы это сочувствие, и оно часто употреблено в Евангелиях (Мат. 14,14; 15,32; 20,34; Мар. 1,41; 8,2).

Для древнего мира это было потрясающим чудом. Благороднейшим учением античности был стоицизм. Стоики считали, что для Бога более всего характерны безразличие и неспособность чувствовать вообще. Они рассуждали следующим образом: если один человек может вызвать печаль или сожаление, радость или веселье в другом, то он хотя бы на какой-то миг может повлиять на другого человека. Если он может повлиять на него, то он сильней его. Но никто не может быть сильнее Бога; следовательно, никто не в силах повлиять на Бога; и следовательно, Бог лишена всяких чувств. Здесь же люди столкнулись с поразительным понятием Сына Божия, Которого до глубины души тронуло человеческое горе.

В терзаньях наших острой болью
Муж скорбей принял Свою долю.

Для многих это действительное сострадание Иисуса является драгоценнейшим свойством Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

3) Лука говорит не только о жалости Иисуса, но и о Его изумительной власти. Иисус подошел к одру и прикоснулся к нему: это был не гроб, потому что на востоке не хоронили людей в гробах; часто для этого использовали длинные плетенные корзины. И вот настал напряженный момент. Как сказал один комментатор: "Иисус предъявил свои права на то, чем смерть завладела как своей добычей".

Иисус предъявил Свои права на жизнь юноши, который был уже отмечен печатью смерти. Иисус не только Господин жизни, Он также и Господин смерти, ибо Он восторжествовал над смертью и могилой и Он сказал: "Ибо я живу, и вы будете жить" (Иоан. 14,19).

ПОСЛЕДНЕЕ ИСПЫТАНИЕ (Лук. 7,18-29)

1) Иоанн послал к Иисусу спросить, действительно ли Он Мессия, Которого они ждут, или же должны они ждать, пока придет другой.

Это обстоятельство озадачило многих исследователей из-за явного сомнения у Иоанна Крестителя. По этому поводу высказывались различные соображения.

а) Одни предполагали, что Иоанн послал учеников не для личного убеждения, а для укрепления своих же учеников. Он сам был вполне убежден, но их терзали сомнения, и он хотел, чтобы они тоже увидели неопровержимые доказательства.

б) Другие предполагали, что Иоанн хотел тем самым поторопить Иисуса, потому что он считал, что настало время приступить к решительным действиям.

в) Но самое простое объяснение – самое лучшее. Вспомним, в каком положении находился в это время Иоанн. Иоанн, дитя пустыни и безграничных просторов, был заключен в темницу. О его состоянии мы можем судить по сохранившейся до наших дней темнице, в которой был заключен один из вождей шотландских горцев. В темнице имелось лишь одно маленькое окошко; на каменной стене до сего дня видны следы рук и ног, где он ежедневно подтягивался к окошку, дабы устремить взгляд, полный страстного желания, на долину и гряду холмов, зная, что ему больше не придется ходить по ним. Заключенный в темницу, душимый узкими стенами, Иоанн задал этот вопрос, потому что жестокое заключение надломило его.

2) Обратите внимание на ответ Иисуса. Он указывал на факты. Больные, страдающие и нищие слышали слово благой вести и ощутили на себе Его силу и власть. В своем ответе Иисус якобы говорит: "Милость Божия с нами". Вспомним, что Царство Божие там, где боль облегчается, печаль обращается в радость, где побеждены страдания и смерть. Иисус ответил: "Возвращайтесь и скажите Иоанну, что любовь Божия с нами".

3) По отшествии посланцев, Иисус отдал должное Иоанну и его деятельности. Люди толпами отправлялись в пустыню, чтобы увидеть и услышать Иоанна, а не колеблемую ветром трость. Это может означать одно из двух:

а) На берегах Иордана самым типичным зрелищем был тростник, колеблемый ветром. Собственно говоря, это вошло в поговорку. Следовательно, люди ходили туда, чтобы смотреть на необычное явление.

б) Но Иисус мог иметь в виду и непостоянство. Другими словами, народ отправлялся в пустыню не для того, чтобы увидеть там непостоянного, переменчивого человека, колеблющегося как тростник под ветром, а человека непоколебимого, как могучее дерево.

Они ходили не для того, чтобы увидеть изнеженного человека, одетого в шелка из королевского дворца. Но что же они тогда хотели увидеть?

а) Во-первых, Иисус одобрительно отозвался об Иоанне. Все они ожидали, что перед тем, как явится помазанный Богом Царь, вернется Илия, чтобы подготовить для Него путь и возвестить о Нем (Мал. 4,5). Иоанн был предвестником Всевышнего.

б) Но, во-вторых, Иисус ясно указывает на его ограничения: меньший в Царствии Божием больше его. Почему? Некоторые комментаторы относили это за счет того, что Иоанн якобы – проявил сомнение, хотя и лишь на мгновение, в своей вере. Но дело не в этом, а в том, что Иоанн явился поворотным моментом, разделявшим историю на две части. После того, как Иоанн провозгласил учение о покаянии, Иисус явился в мир, вечность вторглась в время, небо вмешалось в земную жизнь, Бог явился в Иисусе на землю и жизнь на земле должна была измениться. Мы делим историческое время на эру до Рождества Христова и после Рождества Христова. Христос стоит на грани, которая отделяет прошлое от настоящего и будущего человечества. Поэтому все, Жившие после Него и принявшие Его, наследуют больше блаженства, нежели те, жившие до Него. Явление Иисуса в мир делит время, а также и жизнь на две части. "Кто во Христе, тот новая тварь" (2 Кор. 5,17).

Как сказал мученик Билни: "Когда я читал, что Иисус явился в мир, чтобы спасти грешников, для меня как будто среди темной ночи засиял день".

СВОЕНРАВИЕ ЛЮДЕЙ (Лук. 7,30-35)

В этом отрывке два предостережения.

1) Во-первых, в нем говорится об опасности свободы воли. Книжники и фарисеи преуспели в расстройстве намерений Божиих по отношению к ним самим. Великая истина христианства состоит в том, что Бог набирает своих последователей не Своей властью, а любовью. В этом проявляется Божья скорбь. Ведь и наши переживания трагичней всего, когда видишь возлюбленного на пути к погибели, но он не позволяет помочь себе, так что остается только сожалеть о том, кем он мог бы стать, что свершилось бы, какая роль ожидала бы его. Это душераздирающая боль.

Смысловой перевод стихотворения "Потерянный свет" Уильяма Уотсона указывает на фарисейскую опасность:

Нежные верные руки
Смогли бы мягким касаньем
Усмирить строптивую душу.
Правдивые светлые очи
Смогли б успокоить упрямое сердце
И направить его к Отцу.
Но самодовольные руки и очи
Как дальние звезды холодны;
К страданиям блудного сына.

И действительно правда, что "Среди слов, когда-либо произнесенных или написанных, самые трагичные "и это было бы так возможно". Как сказал Гильберт К. Честертон: "Бог написал не столько поэму, сколько пьесу, которую Он идеально задумал, но в которую ее исполнители – актеры и режиссеры внесли неисправимую путаницу". Да избавит Господь нас от того, чтобы нам самим разбить свою жизнь и Его сердце, воспользовавшись свободой воли для отвержения Его намерений.

2) Во-вторых, в нем говорится о своенравии людей. Явился Иоанн, вел аскетическую жизнь отшельника, но книжники и фарисеи заявили, что он – безумный чудак; у которого какой-то бес отнял разум. После него явился Иисус; Он жил жизнью простых людей и вникал во все их дела и заботы, а книжники и фарисеи упрекали Его в том, что Он чересчур привержен земным наслаждениям. Всем известно, что бывают дни, когда детям ничто не нравится, или когда мы всем недовольны. Человеческое сердце может настолько погрязнуть в своенравии, что оно в своем детском и своевольном недовольстве будет отворачиваться от любого призыва Божия.

3) Но некоторые отвечают на призывы Божий, и мудрость Его, в конечном счете, оправдана Его чадами. Люди могут злоупотребить своей свободой воли, отвергнуть волю Божию и в своем упрямстве и своенравии могут остаться слепы и глухи ко всем Его призывам. Если бы Бог, применив насилие, наложил на людей железные оковы Своей воли, которую они не могли бы нарушить, мир оказался бы полон автоматов и в нем не было бы никаких проблем. Но Бог избрал более опасный путь – путь любви, и любовь в конце концов восторжествует.

ЛЮБОВЬ ГРЕШНИЦЫ (Лук. 7,36-50)

Это событие изображено так живописно, что оно доказывает мастерство Луки и как литератора.

1) действие происходит в доме фарисея Симона. Дом состоятельного человека строился в виде квадрата, и находился в центре открытого со всех сторон внутреннего двора. Во дворе часто был сад и фонтан, где в теплое время года кушали. Когда на обеде в таком доме присутствовал раввин-учитель, то обычно приходили самые разные люди; им позволялось слушать сокровища премудрости учителя. Этим и объясняется присутствие на обеде этой женщины.

Три обычая соблюдались при приеме гостя: хозяин встречал его, клал руку на его плечо и в знак мира целовал его. Это уважение хозяин непременно оказывал знаменитому равнину. Дороги были пыльными, а обувь состояла обычно из сандалий – подошв с ремешками для прикрепления на ногах. Поэтому ноги гостя всегда омывали холодной водой, чтобы смыть с них пыль и освежить их. Кроме того, сжигалась палочка приятно пахнущего ладана, либо же капали на гостя каплю розового масла. Правила хорошего тона требовали исполнения всех этих обычаев, но в данном случае ни одна из них не соблюдалась.

На востоке люди не сидели, а возлежали за столом. Они ложились на низкие ложи, опираясь на локоть левой руки, Правая рука оставалась свободной, причем ноги вытягивали назад; и сандалии снимались. Этим объясняется, почему женщина стала позади у ног Иисуса.

2) Симон как фарисей был одним из "обособленных". И почему он вообще пригласил Иисуса к себе в дом? Для этого может быть три причины.

а) Возможно он просто восхищался Иисусом и симпатизировал Ему, потому что не все фарисеи были враждебно настроены к Нему (ср. Лук. 13,31). Но вся атмосфера его неучтивого поведения указывает на то, что такое предположение необоснованно.

б) Также не исключено, что Симон пригласил Иисуса с намерением выманить у Него слова или действия, на которых можно было бы затем построить обвинение против Него. Возможно, Симон выступал в роли провокатора. Но и это маловероятно, потому что в стихе 40 Симон обращается к Иисусу, называя Его "учителем".

в) Вероятней всего Симон тщеславный человек, приглашающий знаменитых людей, и с полу покровительственным презрением пригласил и молодого Галилеянина пообедать с ним. Этим лучше всего можно объяснить странное сочетание некоторого уважения с пренебрежением обычными нормами поведения.

3) Это была пошлая женщина и слыла дурной славой публичной женщины. Вне сомнения она в толпе народа слушала Иисуса, и увидела в Нем ту руку, которая поможет ей выбраться из позорной жизни. Как и все иудейские женщины, она имела на шее пузырек с благовонным алавастровым маслом, которое стоило очень дорого. Она хотела излить его на Его ноги, а это все ее достояние. Но когда она увидела Его, она заплакала, и слезы полились на Его ноги. Появление иудейской женщины с распущенными волосами было верхом неприличия. Вступая в брак, невеста повязывала свои волосы и уже больше никогда не появлялась среди людей с распущенными волосами. Тот факт, что эта женщина распустила открыто длинные волосы, показывает, насколько она забыла о всех, кроме Иисуса. Это указывает на различные отношения разума и сердца к Иисусу.

1) Симон не чувствовал никакой нужды, и, следовательно, у него не было чувства любви, и поэтому он не получил прощения. Сам Симон считал себя достойным человеком в глазах людей и Бога.

2) Женщина же ощущала лишь одно чувство крайней нужды, и, поэтому она была переполнена любовью к Нему, Кто мог удовлетворить ее нужду, и получила прощение.

Самодовольство отвращает людей от Бога; но странно и то, что чем искренней человек, тем больше он ощущает свою греховность. Апостол Павел, говоря о грешниках, мог сказать "из которых я первый" (1 Тим. 1,15).

И Франциск Ассизский сказал: "Нигде нет более гнусного и жалкого грешника, чем я". И верно подмечено, что самый гибельный грех – считать себя безгрешным; но чувство нужды всегда откроет грешнику дверь прощения; потому что Бог есть Любовь, а любовь торжествует более всего тогда, когда в ней кто-то нуждается.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →