Комментарии Баркли на Деяния апостолов 9 глава

ОБРАЩЕНИЕ ПАВЛА (Деян. 9, 1-9)

В этом отрывке рассказана самая известная история обращения в христианство. Постараемся по возможности проникнуть в образ мысли Павла. Если оно нам удастся, мы увидим, что его обращение не было уж столь неожиданным. Мысли о свидетельстве и смерти Стефана беспокоили его, и он не мог от них отвязаться. Разве мог так умереть Плохой человек? Дабы рассеять свои усиливающиеся сомнения, Павел прибегал к крайнему. Сперва он преследовал христиан в Иерусалиме. Но это лишь усугубляло его собственные впечатления, потому что ему приходилось вновь и вновь задавать себе один и тот же вопрос: что давало этим простым людям способность спокойно и бесстрашно встречать опасность, страдания и смерть? Но, находясь в ожесточении, он направился в синедрион.

Указ синедриона имел силу везде, где были иудеи. Павел слышал, что некоторые христиане ушли в дамаск, ион обратился в синедрион за рекомендательными письмами, с тем, чтобы ему выдали христиан и в Дамаске. От Иерусалима до Дамаска приблизительно 220 км. Путешествовали они пешком, что занимало неделю. Сопроводителями Павла были чиновники из синедриона, своего рода полиция. Но Павел был фарисеем и не мог иметь ничего общего с ними; он шел один и думал, потому что больше ему ничего не оставалось делать.

Дорога шла через Галилею, и Галилея еще живей будила мысль об Иисусе. Напряжение нарастало. И так он подошел к Дамаску, одному из древнейших городов мира. Непосредственно перед Дамаском дорога поднималась на гору Хеврон, и перед глазами путника в зеленой долине лежал белый город Дамаск, "жемчужина в изумрудно-зеленом блюде". В тот момент, когда Павел поднялся на гору Хеврон, приближаясь к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба, и к нему проговорил Христос: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?" Победил Христос. Внутреннее сопротивление и внутренняя борьба в Павле прекратилась, и Павел смирился.

И в Дамаск Павел вошел уже измененным человеком. И насколько он изменился! Он, мысливший войти в город с карающей рукой, вошел немощный и слепой, опираясь на руку сопроводителей.

В словах воскресшего Христа к Павлу заключается сущность христианства: "иди в город; сказано будет тебе, что тебе надобно делать". До этого момента Павел делал то, что он хотел, что сам считал за правильное, чему велел ГОЛОС рассудка. Но с этого момента ему приходилось делать то, что ему было велено. Христианин делает уже не то, что ему вздумается, а старается идти путем, предназначенным для него Христом.

ХРИСТИАНСКОЕ РАДУШИЕ (Деян. 9, 10-19а)

Анания, несомненно, один из забытых подвижников христианской Церкви. Если правда, что смерть Стефана воздействовала на Павла, то обращению Павла Церковь обязана и братскому отношению Анании. Репутация Павла шла впереди его.

Анания получил весть от Бога пойти и помочь Павлу: он должен пойти на улицу, называемую "Прямой". Это была большая улица, пересекавшая весь Дамаск с запада на восток. Она была разделена на три части: центральную, по которой проходило транспортное движение, и две боковые пешеходные дорожки, на которых теснилась толпа и где в своих лавочках сидели купцы и расхваливали свои товары. Получив Божью весть, Анания смог бы счесть ее безумной. Ведь она значила: "Иди, помоги человеку, который хотел арестовать или даже убить тебя". Поэтому, он смог бы с подозрением приблизиться к Павлу, как бы выполняя неприятную для него задачу, или начать разговор с обвинениями и упреками; но нет – его первые слова были: "Брат Савл".

Сколько радушия было в этих словах! Это один из ярчайших примеров христианской любви. Вот какое влияние может оказать Христос. Один известный проповедник, проводивший евангелизационную кампанию в Америке, обратился во время своей последней проповеди к собравшимся и спросил, что им дали эти собрания. Встала негритянская девочка. Она не была оратором и смогла лишь связать несколько предложений. Вот что она сказала: "Во время этих собраний я приняла Христа, и Его любовь дала мне возможность простить убийц моего отца". Он дает возможность прощать – в этом сущность христианства. Павел и Анания, бывшие доселе врагами, встретились во Христе как братья.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ (Деян. 9, 19-22)

Комментарий к Деян. 9,19 смотрите в предыдущем разделе.

Перед нами сообщение Луки о деяниях Павла после его обращения. Для того, чтобы проследить все события этого периода его жизни, надо прочитать также, что говорит Павел в Гал. 1,15-24. Если свести воедино оба эти описания, мы получим следующую картину:

1. Обращение Савла по дороге в Дамаск.

2. Проповедь в Дамаске.

3. Пребывание в Аравии (Гал. 1,17).

4. Возвращение в Дамаск и проповедь там в течение трех лет (Гал. 1,18).

5. Приход в Иерусалим.

6. Побег из Иерусалима в Кесарию.

7. Возвращение в Сирию и Киликию (Гал. 1,21).

1) Итак, мы видим, что Павел начал сразу со свидетельства в Дамаске, где жило много иудеев, и, следовательно, было много синагог. Именно в них возвысил Павел впервые свой голос, свидетельствуя о Христе. Этим совершил он величайшее духовное мужество. Именно к этим синагогам получил Павел письма и полномочия защищать как официальное лицо интересы иудейской веры и синедриона. Ему было бы намного проще начать свидетельствовать о Христе где-нибудь в другом месте, где его не знали бы, и где его действия не свидетельствовали Против него. Павел говорит: "Я новое творение и считаю, что те, кто меня страшились, должны знать это". И вот он провозглашает: "Я не стыжусь благовествования Христова".

2) Лука не упоминает второго его подвига. Павел отправился в Аравию (Гал. 1,17). В жизни Павла произошла перемена, потрясшая его так, что на некоторое время он должен был остаться наедине с Богом. Перед ним открывалась новая жизнь. Ему были необходимы руководство на совершенно новом пути и силы для выполнения чрезвычайно ответственной задачи. За тем и за другим он обратился к Богу. Он получил от Бога видение и теперь он жаждет от Него силы для претворения Божьего откровения в жизнь.

ЧУДНОЕ СПАСЕНИЕ ПАВЛА (Деян. 9, 23-25)

Здесь ярко показано, какое большое значение имеют несколько слов библейского текста. Лука говорит, что когда же прошло довольно времени, в Дамаске произошло следующее. За этой фразой скрывается срок в три года (Гал. 1,18). В течение этих трех лет Павел работал и проповедовал в Дамаске, и иудеи настолько утвердились в решении убить его, что даже поставили охрану у ворот его дома, чтобы он не смог уйти. Но древние города были обнесены стенами, которые иногда были настолько широкими, что по ним могла проехать колесница. На этих стенах были и дома, окна которых выходили за стену. Под покровом ночи Павла доставили в один из таких домов испустили в корзине за стену города; так он выбрался из Дамаска и направился в Иерусалим. Павел стоит еще в самом начале своей опасной жизни, посвященной служению Христу, но уже здесь ему приходится спасаться в крайне трудных условиях, рискуя жизнью.

1) Этот случай свидетельствует о мужестве Павла. Он видел, как иудеи собирались большими группами против него в синагогах. Он знал о судьбе Стефана, помнил о своих планах против христиан и знал, что может произойти с ним. Очевидно, что он ясно давал себе отчет о затруднениях, связанных с принятием христианства, но из тона повествования видно, что Павел проявил мужество в этой ситуации. Этот случай позволил ему доказать свою верность тому Господу, Которого он когда-то преследовал, и Которого он теперь любил, будучи готовым с радостью умереть в служении Ему.

2) Здесь мы также видим последствия его проповеди. Она была столь убедительной и неопровержимой, что иудеи решили прибегнуть к насилию. Никто не станет преследовать бессильного неудачника. Бернард Шоу сказал однажды, что величайшую честь дают автору люди, приказывающие сжечь его книги. Кто-то сказал еще: "Волк никогда не нападет на чучело овцы". Фальшивое, притворное христианство ничем не рискует. Страдать ради Христа – значит заслуживать самую высокую оценку от Бога.

ОТВЕРЖЕН В ИЕРУСАЛИМЕ (Деян. 9, 26-31)

Когда Павел пришел в Иерусалим, он увидел, что к нему Относятся с недоверием. Но ведь иначе и быть не могло.

Именно здесь он разорял Церковь и влачил мужчин и женщин в тюрьму. Мы уже видели, что в самые критические периоды его жизни определенные люди способствовали обращению Павла и его подвижничеству за дело Церкви. Во-первых, молитва Стефана обратила мысль Павла к Церкви. Далее, радушное всепрощение Анании сыграло решающую роль в том, что Павел обратился и стал проповедовать во имя Иисуса. И вот, мы видим, как чуткое сердце и милосердие Варнавы связали Павла с Церковью. Когда каждый сторонился Павла, Варнава поручился за него. Этот поступок показывает Варнаву как истинного христианина.

1) Он доверял Павлу. Когда другие считали его соглядателем, Варнава утверждал, что Павел верующий. Люди в общем делятся на тех, кто верит в хорошее начало в людях, и на тех, кто видит в них только плохое; и странно, что в других людях мы видим себя и судим о них так, как хотелось бы нам их видеть. Если мы подозрительно отнесемся к человеку, то он действительно начнет делать сомнительные дела. Если же мы будем неуклонно верить в лучшее в нем, то он, в конце концов, оправдает наше доверие. Как сказал сам Павел: "Любовь не мыслит зла". Никто не верил в людей больше, чем Иисус, и его ученик стал достойным своего Господа.

2) Он никогда не упрекал человека его прошлым. Ведь часто человека осуждают навечно за одну совершенную ошибку. Милосердие Господа Бога и состоит в том, что он никогда не ставит нам в вину наши прошлые грехи; и мы тоже никогда не должны осуждать человека за то, что он однажды оступился.

В этом отрывке мы видим Павла и специфической роли: он дискутировал с иудеями, говорящими по-гречески. Стефан был одним из них, и, вероятнее всего, Павел пошел в те же синагоги, в которых он выступал против Стефана, дабы засвидетельствовать, что жизнь его изменилась. Ап. Павел открыто говорил о своей жизни в прошлом, что часто очень трудно.

И снова жизнь Павла в опасности. Ему едва удалось спастись. Из Иерусалима его тайно препроводили в Кесарию, а потом в Тарс. И вновь он повторяет свои действия: он отправляется в свой родной город, чтобы и там засвидетельствовать свое обращение, то есть, что Иисус Христос сделал его новым творением.

ДЕЙСТВИЕ ПЕТРА (Деян. 9, 32-43)

Некоторое время в центре внимания стоял Павел, но снова это место занимает Петр. В сущности, этот отрывок является продолжением Деян. 8,25. Петр изображен в действии. Но этого мало. Явно установлен и источник силы Петра. При исцелении Енея Петр не сказал: "Я исцеляю тебя", а "исцеляет тебя Иисус Христос". Прежде чем обратиться к Тавифе, что означает "серна", Петр молился. Петр надеялся не на свои силы, а призывал силу Иисуса Христа. Мы же много думаем о том, что мы можем сделать сами, а слишком мало о том, что может сделать через нас Христос.

В этом отрывке мы встречаем одно интересное слово. Дважды (стих 32 и 41) христиане, живущие в Лидде, названы святыми. Это же самое слово было употреблено Ананией по отношению к христианам в Иерусалиме (стих 13). Это слово всегда употребляет Павел по отношению к членам Церкви, потому что все его письма адресованы святым в том или ином месте.

В греческом тексте употреблено слово хагиос и оно многозначно. Иногда его переводят прилагательным священный, святой, но в корне оно означает иной, другой человек. В основном, христианин отличается от обычных людей. Но в чем его отличие? Хагиос относилось непосредственно к израильтянам. Это особый священный народ. Их отличие от других народов заключается в том, что Израиль был избран Богом для Своих целей. Но Израиль не выполнил свое предназначение. Он вел себя непослушно. Это привело к утрате данных им Богом привилегий. И Церковь стала истинным преемником Израиля. Отличными от других стали христиане, и эта отличительность состояла в том, что они были избраны для особых целей Божиих.

И мы, христиане, отличаемся от прочих людей не тем, что мы избраны для особых почестей на этой земле, а тем, что мы избраны для великого служения. Мы спасены для служения.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →