Комментарии Баркли на 2-е послание Коринфянам 6 глава

ПОСЛАННИК ОТ ХРИСТА (2 Кор. 5,20-6,2)

Павел заявляет, что он посланник Христа; эта служба – его долг и слава. Греческое слово пресбеутес, употребленное здесь – значительное слово. Оно употреблялось в двух значениях, соответствовавших двум значениям латинского слова легатус:

1) Римские провинции делились на две группы. Одна из них управлялась непосредственно сенатом, другая находилась под управлением императора. Разделение проводилось по следующему принципу: провинции, в которых царил мир и не было войск, управлялись сенатом. Но провинции, в которых происходили волнения и стояли войска, управлялись императором. Императорские провинции управлялись от имени императора его представителем. Он назывался легатус пресбеутес. Итак, первое слово в этом названии обозначает человека, облеченного полномочиями от императора. И Павел считает себя облеченным полномочиями от Иисуса Христа работать ради Церкви.

2) Но пресбеутес и легат имеют еще более интересное значение. Если римский сенат решил, что такую-то страну надо присоединить как провинцию, он посылал туда десять легат, то есть посланников из числа сенаторов, которые вместе с военачальником устанавливали условия мира с побежденными, границы новой провинции, составляли конституцию для новой администрации и, по возвращении в Рим, представляли все это на одобрение сенату. На них возлагалась ответственность за то, чтобы ввести другие народы в Римскую Империю. Таким образом, Павел видит себя посланником, приносящим людям поставленные Богом условия, на которых они могут стать гражданами Его царства и членами Его семьи.

Нет на земле более ответственного поста, чем пост посланника:

1) Посланник Англии – англичанин в чужой стране. Жизнь его проходит среди людей, говорящих на чужом языке, имеющих иные традиции и ведущих иной образ жизни. Таков и христианин: он живет в миру, он принимает участие в жизни и деятельности мира. Но он сам является гражданином царства Божия. В этом отношении он чужой. Человек, не желающий отличаться, вообще не может быть христианином.

2) Посланник говорит от имени своей страны. Когда говорит английский посланник, он говорит голосом Англии. Бывают случаи, когда христианин должен говорить от имени Христа. В решениях и совещаниях мира его уста должны вещать послание Христово по конкретному мирскому делу.

3) Честь страны находится в руках ее посланника. По нему судят о его стране. К его голосу прислушиваются, к его деяниям присматриваются, и люди говорят: "Вот так говорит и поступает такая-то страна". Лайтфут, знаменитый епископ Даремский, сказал в проповеди по случаю рукоположения: "Посланник действует не только как представитель, но и как уполномоченный своего господина... На посланнике не только лежит обязанность передать определенное послание, проводить определенную политику, но также исследовать возможности, изучать характеры, изыскивать удобные моменты, чтобы преподносить все это своим слушателям в самом привлекательном виде". На посланнике лежит важная ответственность заслужить для своей страны любовь народа, среди которого он живет.

И в этом состоит обязанность христианина и его огромная ответственность. В его руках честь Христа и честь Церкви. Каждым своим словом или делом он может привлечь внимание людей к своей Церкви и к своему Господу, либо оттолкнуть их от Него.

Следует особо отметить призыв Павла: "Примиритесь с Богом". В Новом Завете речь никогда не идет о примирении Бога с людьми, но всегда о примирении людей с Богом. Нет там речи и об умиротворении гнева Божьего. Все спасение идет от Него. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного. Не Бог отдалился от людей, но люди отдалились от Него. Увещевание Божие, произнесенное Павлом, является Отеческим призывом к заблудшим и отчужденным детям вернуться домой, где их ждет любовь.

Павел умоляет их не принимать всуе благодать Божию. Есть такое у людей – и это вечная трагедия – в суете растрачивать благодать Божию. Давайте рассмотрим это в плане человеческих отношений. Допустим, что отец трудится и жертвует всем, чтобы дать сыну все возможности, окружает его любовью, заботливо планирует его будущее и делает все, что в силах человеческих, чтобы хорошо подготовить его к жизни. Допустим, сын не испытывает никаких чувств благодарности и стремления быть достойным всего этого, и допустим, он окажется совершенным неудачником не потому, что у него нет способности, но просто потому, что он забыл любовь, давшую ему столь многое. Вот это-то и больно ранит родительское сердце. Каждый раз, когда Бог дает людям свое милосердие, а люди, по своей глупости, бессмысленно транжирят то, что могло возродить их, Христос снова распинается, а сердце Бога разрывается.

МОРЕ БЕДСТВИЙ (2 Кор. 6,3-10)

Во всех случайностях, опасностях и переменах жизни для Павла важно только одно: удостовериться, что он искренний служитель Иисуса Христа. Сделав это, Павел обращает внимание "на море бедствий", сквозь которое он прошел и все еще ходит, прилагая все усилия. Каждое слово в этом чрезвычайном перечне, названном кем-то "гимном вестника спасения", отражает реальные события полной приключений и невзгод жизни Павла.

Павел открывает список торжественным словом – терпение (хипомоне). Это слово, в сущности, непереводимо. Оно не обозначает человека, способного сидеть со сложенными руками и опущенной головой, и переносить бурю невзгод. Оно характеризует дарование торжественно переносить невзгоды, преображая их. У Хризостома чудный гимн этому хупомоне. Он называет его "источником всякого добра, матерью благочестия, неувядающим цветком, неприступной крепостью, гаванью, в которой не бывает бурь", а также "матерью всех добродетелей, залогом праведных деяний, миром в войне, затишьем в буре, безопасностью в заговоре". Эта смелая и торжествующая способность невредимо преодолевает кризисные ситуации, и с улыбкой приветствует невидимое. Это дарование извлекает из несчастья силу и славу.

Павел говорит далее о трех аспектах с тремя пунктами в каждом, в которых проявляется это торжествующее терпение:

1) Во внутренних конфликтах христианской жизни:

а) В бедствиях. Греческое слово флипсис, выражало первоначально физическое давление на человека. Существуют чувства, подавляющие дух человека подобно либо печалям, лежащим бременем на его сердце, либо разочарованиям, которые могут разрушить его жизнь. Торжествующее терпение может совладать со всеми бедствиями.

б) В нуждах. Греческое слово анагке означает в нуждах жизни. Человек может избежать некоторых жизненных тягостей, но иные – неизбежны. Он вынужден переносить определенные невзгоды. Самыми тяжелыми из них являются скорбь, ибо лишь жизнь, не знавшая любви, и смерть, являющаяся уделом каждого человека, не знают ее. Торжествующее терпение дает человеку способность перенести все, что случается в жизни.

в) В стесненных обстоятельствах. Употребленное слово стенохориа, буквально обозначает слишком узкое место. Оно может быть употреблено для армии, попавшей в окружение в узкой долине, и не имеющей места ни отступать, ни маневрировать. Оно употребляется при описании судна, застигнутого штормом, и неспособного ни бороться с ним, ни уйти от него. Бывают моменты, когда человек находится в таком положении, когда на него как будто надвигаются стены. И даже тогда торжествующее терпение придает ему способность вдохнуть беспредельности неба.

2) Во внешних страданиях:

а) Под ударами. Для Павла жизнь христианина была наполнена не только духовными, но и физическими страданиями. Ведь очевидно, что если бы не было людей, готовых выносить пытки на костре или быть растерзанным дикими зверями, то мы сегодня не были бы христианами. Еще и ныне для некоторых принадлежность к христианской вере является источником физических страданий, и непреложна истина, что "кровь мучеников есть семя Церкви".

б) В темницах. Клемент из Рима говорит, что Павла не менее семи раз сажали в тюрьму. Из Деяний Святых Апостолов мы знаем, что перед тем, как он писал коринфянам, он был уже в тюрьме в Филиппах, а после того в Иерусалиме, в Кесарии и в Риме. Список христиан, посаженных в тюрьму за веру, охватывает все время от первого века до двадцатого. Всегда были люди, согласные пожертвовать скорее свободой, нежели верой.

в) В изгнаниях. Вновь и вновь показывает история, что христиан преследовали не только власть имущие и суды, но также и разъяренные толпы. Джон Уэсли рассказывал, в какое положение попал в Уэднсбери, когда, подобно приливу, хлынула на него толпа. "Пытаться заговорить с ними было бессмысленно, шум со всех сторон был подобен реву моря. Они тащили меня, пока мы не добрались до города. Увидев открытую дверь большого дома, я попытался войти, но один из толпы схватил меня за волосы и втащил меня назад в гущу толпы. Она не останавливалась ни разу, пока не протащила меня по всей главной улице из одного конца города в другой". Джордж Фоке рассказывает другую историю, произошедшую с ним в Тикхилле: "Я увидел священника и большую часть церковного совета, собравшихся в церкви. Я подошел к ним и начал говорить, но они сразу же набросились на меня, и один из них взял в руки Библию и, пока я говорил, ударил меня ею по лицу так, что я обливался кровью. А толпа кричала: "Подайте его нам сюда, вон его из церкви". И когда они схватили меня, они били меня сильно, бросали меня на землю и через забор, а потом тащили меня через какой-то дом на улицу, забрасывали камнями и били меня; так что я был весь в крови и в грязи. Но когда я встал на ноги, я провозгласил им слово жизни, и показал им плоды деятельности их учителей, и как они позорили христианство". Толпа часто была враждебна к христианству, но ныне христианство должно опасаться не насилия толпы, а выдерживать насмешки и высокомерное презрение.

3) В усердии христианской жизни:

а) В трудах. Греческое слово копос, в Новом Завете близко к выражению христианская жизнь. Оно означает трудиться почти до полного изнеможения; оно означает труд, отнимающий все силы. Христианин – труженик на ниве Господней.

б) В бдениях. Одни бессонные ночи посвящаются молитве, другие проходят в опасности и тревоге, когда просто невозможно спать. И Павел всегда готов бодрствовать как часовой Господа.

в) В постах. Вне всякого сомнения, Павел говорит здесь не о добровольно налагаемых на себя постах, а о тех периодах, когда ему приходилось ходить голодным, выполняя возложенную на него миссию. Ему, кстати, можно было бы противопоставить тех, которые не откажут себе в трапезе, в то время как им нужно было бы пойти на богослужение.

От испытаний и невзгод, преодоленных терпением и стойкостью, Павел переходит к доспехам, данным ему Богом для христианской борьбы. И снова Павел соблюдает приведенную выше структуру из трех аспектов, по три пункта в каждом:

1) Божий дар интеллекта:

а) в чистоте. Павел употребляет здесь греческое слово хагнотес, которое определялось как "старательное стремление избегать всех грехов против богов. Почитание и служение Богу, как того требует природа", как "благоразумие в наивысшей степени", и как "освобождение от всякого плотского и духовного позора". В сущности, это то самое качество, которое дает человеку право войти в самое присутствие Божие.

б) В благоразумии. Этот род знания определялся как "знание того, что нужно делать". Это знание проявляется не в изложении теологических тонкостей, но в ежедневной жизни христианина.

в) В великодушии. В Новом Завете это слово (макрофуниа) означает терпеливость в обращении с людьми, относиться к ним терпеливо, даже тогда, когда они не правы, или когда они поступают жестоко и оскорбительно. Это важное слово. В Первой книге Маккавейской 8,4 сказано, что римляне "своим благоразумием и твердостью овладели всем краем". Непобедимость римлян объясняется и тем, что они никогда не заключали мир, даже если сами потерпели поражения. Терпеливость или великодушие означает стойкость такого человека, который, даже если потерпит поражение в битве, никогда не признает поражения в войне.

2) Божий дар душевных свойств:

а) В благости. Благость (хрестотес) – одно из великих слов Нового Завета. Оно является антонимом слова жестокость. Один крупный комментатор определял его как "сочувственная доброжелательность или мягкосердечность, придающая человеку ощущение непринужденности и избегает того, что причиняет кому-то боль". Великий пример приведен в Быт. 26,17-22, повествующий о том, как Исаак не защищался и не спорил из-за колодцев. Такой человек думает более о других, чем о себе.

б) В Духе Святом. Павел хорошо знал, что без содействия Святого Духа ни одного полезного слова не скажешь и ни одного доброго дела не совершишь. Но фраза может означать не Святого Духа, а дух святости. Тогда она указывает на то, что святость была главным побуждением во всей деятельности Павла, и что она единственно направляла на достойное служение Богу.

в) В нелицемерной любви. Павел употребляет слово агапе, характерное для Нового Завета. Оно означает неистощимую благосклонность. Оно характеризует дух человека, пекущегося лишь о высшем благе других, независимо от того, что сам он испытывает от них; он никогда не помышляет о мести, а встречает обиды и неудачи с несокрушимой доброжелательностью.

3) Божий дар успехов в трудах по благовестию Евангелия:

а) В слове истины. Павел знал, что Иисус не только дал ему благовествовать Евангелие, но также и силу, и усердие для благовествования. Бог дал ему и слово, и необходимые возможности, и силу духа.

б) В силе Божией. Для Павла Божья сила была главной, единственной силой, которой он располагал. Генрих V сказал после битвы при Атинкуре. "Он не позволит, чтобы менестрели слагали и пели песни о его славной победе, потому что вся хвала и благодарность принадлежит Богу". Павел никогда не сказал бы гордо: "Я сделал это, – но скромно, – Бог благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его..." (Гал. 1,16).

в) С оружием правды в правой и левой руке. Это означает доспехи для защиты и для нападения. Меч и копье носили в правой руке, а щит на левой руке; и Павел говорит, что Бог дал ему силу одолеть свою задачу и защитить себя от искушений.

Павел завершает свой лирический отрывок серией противопоставлений. Он начинает с противопоставления в чести и в бесчестии. Для передачи значения в бесчестии Павел употребляет слово, обычно имеющее в греческом языке значение лишение прав гражданина (атимиа). Павел говорит: "Я, может быть, лишен всех прав и привилегий, которые может дать сей мир, но я все же гражданин Царства Божия". Есть люди, критикующие каждое его действие и ненавидящие его имя, но благоволение Божие ему было бесспорным.

Нас почитают обманщиками, но мы верны. Употребленное слово (планос) буквально означает бродячего шарлатана-знахаря и обманщика-самозванца. Павла, собственно, так и называли, но он знал, что вещает Божью истину.

Мы неизвестны, но нас узнают. Клеветавшие на него иудеи называли его полным ничтожеством, о котором никто никогда и не слышал, но те, которые приняли Христа, помнили его с благодарностью.

Нас почитают умершими, но вот, мы живы. Опасность была его постоянным спутником, а смерть – компаньоном, и все же, благодатью и милосердием Божиим и он торжествующе жил жизнью, которую не могла убить смерть.

Нас наказывают, но мы не умираем. Он сталкивался с обстоятельствами, которые могли подавить дух любого человека, но они не могли сломить дух Павла.

Нас огорчают, а мы всегда радуемся. Происходили события, которые могли разбить сердце каждого человека, но они не могли огорчать Павла.

Мы нищи, но многих обогащаем. Вероятно, у него не было ни гроша, но он благовествовал о том, что обогатит души людей.

Мы ничего не имеем, но всем обладаем. И, возможно, что у него не было ничего, но с ним был Христос. Поэтому у него было все, что нужно в этом и в грядущем мире.

ПРИЗНАКИ ЛЮБВИ (2 Кор. 6,11-13 и 7,2-4)

Мы соединяем здесь 2 Кор. 6,11-13 и 7,2-4, опустив пока отрывок 6,14-7,1. Причину этого мы разъясним, когда обсудим опущенный отрывок.

Павел говорит здесь тоном чистой любви. Положен конец долгой ссоре, и между ними господствует любовь. К фразе "сердце наше расширено" имеем прекрасный комментарий у Иоанна Златоуста. Он говорит, что под воздействием тепла все тела расширяются, и тепло любви всегда расширит сердце человека.

В Синодальном издании Библии в стихе 6,12 мы встречаем фразу "в сердцах ваших тесно", очень типичную для Нового Завета, но не совсем точную. Слово сердце, в оригинале (сплагхна), буквально обозначает: сердце, печень и легкие. Полагали, что в этих органах располагаются чувства. Греческое выражение, конечно, звучит для нас неудачно, а перевод Синодального издания звучит лучше и соответствует нашим представлениям. Мы говорим, человек меланхоличен, что буквально означает, что у него черная печень. Мы помещаем любовь в сердце человека, которое, однако, всего лишь физический орган. Кроме того, чувства человека часто ассоциируются с грудью.

Павел делает здесь целый ряд утверждений: он никого не обидел, никому не повредил, ни от кого не искал корысти. К концу своей жизни Вальтер Скотт тоже сделал ряд заявлений: "Я никому не расшатал веры. Я не исказил ничьих принципов". Текерей также к концу жизни написал молитву, в которой молился, чтобы ему "никогда не написать и слова, несовместимого с любовью Божией, или с любовью человека, чтобы никогда не распространить свои предрассудки или потворствовать предрассудкам других, а чтобы всегда говорить истину, но никогда не руководствоваться алчными побуждениями". Только одно может быть страшнее, чем грешить самому: учить грешить других. Печальная жизненная истина заключается в том, что всегда кто-то толкает человека к его первому соблазну, дает ему первый толчок к греху. Ведь страшное дело – столкнуть более молодого или слабого собрата на ложный путь. Кто-то рассказывал о старике, лежавшем в подавленном состоянии на смертном одре. Когда его спросили, в чем причина его горя, он ответил, что когда-то в детстве играл с друзьями на перекрестке дорог на общинной земле. Там стоял указательный столб, плохо закрепленный в своем фундаменте. Ради шутки они повернули его указатели в другое направление. И старик сказал: "Я не могу отделаться от; мысли, сколько людей пошли по ложному пути из-за того, что мы тогда сделали".

Самое глубокое сожаление может вызвать у человека именно такой поступок, если он послал человека по неверному пути. Павел же может заявить, что его указания, его наставления и руководства всегда направляли к лучшему. Он заканчивает этот отрывок, выражая свое глубокое утешение и изобильную радость при всей скорби, которая окружает его. Несомненно, никогда не было более ясного доказательства того, что человеческие отношения – самые важные в жизни. Человек, счастливый у себя дома, может преодолеть все, что ждет его за стенами. Человеку, чувствующему дружескую поддержку, не страшны путы и удары судьбы. Как это сказал автор Притчей Соломоновых: "Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть". (Прит. 15,17).

ВЫЙДИТЕ ИЗ СРЕДЫ ИХ И ОТДЕЛИТЕСЬ! (2 Кор. 6,14-7,1)

Мы возвращаемся к пропущенному нами раньше отрывку. В том месте, где он стоит, он кажется неуместным. Его строгость не согласуется с веселой и радостной любовью, звучащей в предыдущих и последующих стихах.

Во вступлении мы видели, что Павел написал коринфянам письмо еще до Первого Послания к ним. В 1 Кор. 5,9 он говорит: "Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками". Возможно, что это письмо совершенно потеряно. Но возможно, что это один его раздел. Легко могло случиться, что, когда собирали Павловы послания, один лист был неправильно помещен. Ведь их упорядочили не ранее 90 г., когда уже, пожалуй, не оставалось в живых никого, кто знал бы их истинный порядок. И, действительно, по содержанию этот отрывок соответствует тому, что сказано в 1 Кор. 5,9.

В этом месте как бы кроются некоторые понятия из Ветхого Завета. Павел начинает с того, что призывает коринфян не преклоняться под чужое ярмо с неверными. Оно, несомненно, восходит к старой заповеди во Втор. 22,10. "Не паши на воле и осле вместе" (ср. Лев. 19,19). Существуют определенные несовместимые вещи, которые испокон веков не полагалось совмещать. Невозможно, чтобы христианская чистота и языческая порочность находились под одним ярмом.

С вопросом "Какая совместимость храма Божия с идолами?" – мысль Павла, возможно, обращалась к Манассии, поставившему истукана в дом Господень (4 Цар. 21,1-9), и, позже, к Иосии, уничтожившему все вещи для идолопоклонства (4 Цар. 23,3 и далее). Или же он думает о мерзостях, описанных у Иез. 8,3-18. Люди связывали иногда храм Божий с поклонением идолам, и это приводило к ужасным последствиям.

Весь отрывок является страстным призывом не поддерживать дружбы с неверными. Это призыв к коринфянам блюсти свою непорочность от мирского. Кто-то метко заметил, что сущность истории Израиля заключается в словах "Выходите!" Слово Божие, которое пришло к Аврааму, гласит: "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего" (Быт. 12,1). Подобное предупреждение получил Лот перед тем, как были истреблены Содом и Гоморра (Быт. 19,12-14). Бывают положения, с которыми христианин не может солидаризироваться.

Трудно себе представить, сколько необходимо было соблюдать тому, кто впервые принимал христианство:

1) Часто человек, принимавший христианство, должен был оставить свое занятие. Допустим, он был каменщиком. Что делать, если его хозяин получил заказ построить языческий храм? Представим себе портного. Как ему поступить, если надо кроить и шить одежды для языческих жрецов и богов? Или он был солдатом. У ворот каждого лагеря горел огонь на жертвеннике, посвященном божеству Цезаря. Как поступить, если ему придется клясться Цезарю в верности? В эпоху раннего христианства перед человеком час от часу вставала проблема: верность своей профессии или верность Иисусу Христу. Говорят, однажды к Тертуллиану пришел человек, изложил ему свою проблему и добавил: "Но, в конце концов, я должен же жить". "А должен ли?" – спросил его Тертуллиан.

В эпоху ранней Церкви быть христианином часто означало оставить свое ремесло. Одной из наиболее известных современных иллюстраций к этому является Ф. У. Чарингтон. Он был наследником большого состояния, нажитого пивоварением. Однажды ночью он проходил мимо кабака и увидел там ждущую у дверей женщину; мужчина, очевидно, ее муж, вышел оттуда, и она пыталась удержать его, чтобы он не вернулся назад. Ударом кулака мужчина сбил ее с ног. Чарингтон посмотрел вперед, потом взглянул вверх. На кабаке было написано его имя. "Этим ударом кулака мужчина не только сбил с ног свою жену, но и совсем вышиб меня из торговли пивом", – сказал он, и отказался от своего состояния, не желая прикасаться к деньгам, нажитым таким путем. Никто не отвечает за совесть другого человека. Каждый человек должен сам решать за себя, может ли он прийти ко Христу со своей профессией и с Христом на свою работу.

2) Часто принять христианство означало для человека отказаться от общественной жизни. В античном мире, как мы это видели в употреблении мяса, пожертвованного идолам, многие языческие праздники проводились в честь бога. Приглашение обычно гласило: "Приглашаю вас отобедать со мною за столом бога Серапес". Даже если это было иначе, начинался и заканчивался языческий праздник возлиянием чаши вина богам. Мог ли христианин принимать участие в таком празднестве? Или должен ли он уйти и распрощаться навсегда с общественной жизнью, которая так много для него значила?

3) Часто это означало, что человек был вынужден оставить семейные узы. Мука раннего христианства часто состояла в том, что оно разрывало семьи. Женщина могла принять христианство, а муж мог прогнать ее. Мужчина мог стать христианином, а жена могла покинуть его. Сыновья и дочери принимали Христа, и двери дома могли навсегда закрыться перед ними. Верно, что Христос принес на землю не мир, а разделяющий меч, и мужчины и женщины должны были любить Его более, чем своих самых близких и любимых. Они должны были быть готовы покинуть и дом родной.

Как бы трудно оно ни было, но всегда останется правдой, что человек не сможет исполнять некоторые обязанности и быть христианином. Христианин должен отстраняться от некоторых занятий этого мира.

Прежде чем перейти к следующему отрывку, следует отметить еще один момент. Павел цитирует здесь Писание, причем все цитаты приведены не дословно. Они представляют собой сочетания из различных отрывков Писания: из Лев. 26,11; Ис. 52,11; Иез. 20,34; 37,27 и 2 Цар. 7,14. Павел вообще редко цитирует точно. Почему? Важно помнить, что в то время книги писались на папирусовых свитках. Например, для написания Деяний Святых Апостолов требовался свиток длиной более 10 метров, очень громоздкий при чтении. В Писании не было деления на главы: его ввел Стефан Лангтон в тринадцатом столетии. Не было также и деления на стихи: его ввел Стефанус, парижский печатник, в шестнадцатом столетии. Наконец, вплоть до шестнадцатого века, не было ничего подобного алфавитному указателю. И вот поэтому Павел и поступал единственно разумным образом: он цитировал по памяти, и, коль скоро, он правильно излагал смысл, его мало заботила точность цитаты. Существенным для него была не буква Писания, а содержащаяся в нем благая весть.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →