Комментарии Баркли на 1-е послание Фессалоникийцам 2 глава

ПАВЕЛ ЗАЩИЩАЕТСЯ (1 Фес. 2,1-12)

За строками этого отрывка просматривается клевета, которую воздвигали против Павла его противники в Фессалонике.

1. Стих 2 – это ссылка на заключение в тюрьму и на брань оскорбления, которые Павел претерпел в Филиппах (Деян. 16,16-40). Несомненно, в Фессалонике были и такие, которые говорили, что у Павла за спиной уголовное прошлое, что он преступник, бежавший от правосудия и, что, конечно, никто не должен слушать такого человека. Злой ум все может обратить в клевету.

2. В 2,3 можно прочитать целых три обвинения:

а) Говорили, что проповедь Павла – чистое заблуждение. Действительно оригинальный человек всегда рискует, что его сочтут сумасшедшим. Прокуратор Фест тоже счел Павла сумасшедшим (Деян. 26,24). Было время, когда близкие Иисуса пришли, чтобы забрать Его домой, потому что посчитали Его сумасшедшим (Мар. 3,21). Христианские нормы могут настолько отличаться от мирских стандартов, что следующий им с энтузиазмом простодушный человек, тоже может иным показаться сумасшедшим.

б) Говорили, что Павлово проповедование проистекает из нечистых побуждений. Слово нечистый (акатарсия) часто употребляют в плане половой нечистоплотности. Язычники часто умышленно извращали один христианский обычай – поцелуй мира или святой поцелуй (1 Фес. 5,26). Когда христиане говорили о пире любви и о поцелуе мира, порочному человеку было нетрудно увидеть в этих фразах то, чего в них никогда и не было. Все дело в том, что непристойный человек во всем и везде будет видеть только непристойности.

в) Говорили, будто проповедь Павла была коварно направлено на то, чтобы вводить в заблуждение других. Пропагандисты гитлеровской Германии установили, что если достаточно часто и громко повторяется ложь, то ее, в конце концов, примут за истину. Вот такое обвинение выдвигали тогда против Павла.

3. Из 2,4 видно, что Павла обвиняли в том, что он хочет скорее угодить людям, чем Богу. Это, конечно, было связано с тем, что Павел проповедовал свободу Евангелия и свободу благодати, в противоположность рабству законничества. Всегда есть люди, которые думают, что религиозным может быть только тот, кто несчастен; и на всякого человека, проповедующего Евангелие радости, будут клеветать, и именно так произошло и с Иисусом.

4. Стихи 5 и 9 указывают на то, что были и такие, которые говорили, будто Павел проповедует Евангелие только ради связанной с этим выгоды. Слово ласкательства (коколакейя), употребленное в 2,5 всегда связано с лестью из корыстных побуждений. В ранней Церкви были проблемы, связанные в тем, что некоторые люди пытались нажиться на своем христианстве. В раннехристианской книге правил Дидахе (или "Учении двенадцати Апостолов") есть несколько очень многозначительных указаний: "Всякий приходящий к вам апостол да будет принят, как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может оставаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк. Уходя, апостол не должен брать ничего кроме хлеба, чтобы дойти до следующего ночлега. Если же потребует денег, то он лжепророк". "Никакой пророк, назначая в Духе трапезу, не станет есть с нее, если только он не лжепророк". "Если пришедший – странник, помогите ему, насколько можете; но он не должен оставаться у вас долее двух, или в случае нужды, трех дней. Если же он, будучи ремесленником, решит поселиться у вас, то пусть работает и ест. А если он не знает ремесла, по вашему разумению, сделайте так, чтобы он, как христианин не жил праздно. Если же он не захочет так поступить, то он христопродавец. Держитесь подальше от таковых!" (Дидахе, гл. 11 и 12). Дидахе было написано около 100 года. Даже ранняя Церковь познала исконные проблемы людей, спекулирующих на милосердии.

5. Стих 6 указывает на то, что Павла обвиняли в том, что он, будто бы, искал личного престижа. Проповеднику всегда грозит опасность, что он будет пытаться показать себя, а не провозглашаемую весть. В 1 Фес. 1,5 есть очень примечательная вещь. Павел не говорит: "Я пришел к вам", а говорит: "Наше благовествование у вас было". Человек растворился в данном ему послании.

6. Стих 7 указывает на то, что Павел считался диктатором. У него была ласковость мудрого отца. Его любовь была настойчивая. Он знал, что христианская любовь не должна быть сентиментальной, что людям нужна дисциплина, не чтобы обескуражить их, а чтобы подкрепить их души.

ГРЕХИ ИУДЕЕВ (1 Фес. 2,13-16)

Фессалоникийцам христианская вера принесла не мир, а тревоги и заботы. Верность Христу стала причиной гонений. Очень интересно, как Павел ободряет их.

Гонения были знаком почета, ставившем их в один ряд с отборными частями армии Христовой.

Но самое интересное в этом отрывке заключается в том, что в 2,15.16 Павел приводит своего рода перечень ошибок и грехов иудеев:

1. Они убили Господа Иисуса и Его пророков. Когда к ним приходили вестники Божии, они попросту убирали их. Один из самых мрачных моментов в Евангелии – это настойчивость, с которой иудейские руководители стремились устранить Иисуса, прежде чем Он мог причинить им еще какой-нибудь вред. Но никогда еще нельзя было убийством вестника аннулировать принесенную им весть. Есть рассказ о миссионере, отправившемся к первобытному племени. Для того, чтобы довести до них свою весть, ему пришлось прибегнуть к примитивным средствам. Он нарисовал большую схему, на которой был показан процесс восхождения на небеса тех, кто принял Иисуса Христа и сошествие в ад тех, кто отказался принять Его. Эта весть взволновала племя; они не хотели верить в это. И они сожгли схему и полагали, что теперь все будет хорошо. Человек может отказаться слушать весть Иисуса Христа, но он не может исключить ее из схемы вселенной.

2. Они гнали христиан. Ведь если они сами даже отказались принять весть Иисуса Христа, они могли разрешать другим слушать ее и, может быть, принять ее.

3. Они не угождали Богу. Проблемы Церкви часто заключались в том, что она склонялась к религии, созданной людьми, нежели к дарованной Богом вере. Люди слишком часто задавались вопросом: "Что я думаю?" вместо того, чтобы спросить себя: "Что говорит Бог?" Важна не наша хилая логика, а откровение Божие.

4. Они противились всем людям. В древнем мире иудеев действительно обвиняли в "ненависти к роду человеческому". Это был грех высокомерия. Они считали себя избранным народом, и они таковыми, в действительности, были. Но они считали, что избраны они для того, чтобы пользоваться привилегиями, и никогда не помышляли о том, что они могут быть избранными для служения. Их цель заключалась в том, чтобы однажды им служил мир, а не что они будут служить миру. Человек, думающий только о своих правах и привилегиях, всегда будет враждебно настроен по отношению к другим людям и, что еще более важно, по отношению к Богу.

5. Они хотели сохранить предложение Бога о спасении исключительно для себя и не хотели, чтобы язычники каким-то образом стали причастниками благодати.

Религия, которая исключает человека из сообщества ему подобных, страдает фундаментальным недостатком. Если человек действительно любит Бога, то эта любовь должна выливаться в любовь к собратьям. Далекий от желания крепко цепляться за свои привилегии, будет, напротив, пылать стремлением поделиться ими с другими людьми.

НАША СЛАВА И НАША РАДОСТЬ (1 Фес. 2,17-20)

Первое послание к Фессалоникийцам называли "образцом дружбы", и здесь перед нами отрывок, в котором через слова Павла до нас доходит его глубокая привязанность к его друзьям. Через века мы можем чувствовать в этих предложениях трепет любви.

В этом отрывке Павел использует две интересные картины:

1. Он говорит о сатане, воспрепятствовавшем ему, когда он захотел прийти в Фессалонику. При этом Павел употребляет слово эгкоптейн – специальный термин, значивший поставить на дороге препятствие специально для того, чтобы задержать армию противника на марше. Это дело дьявола – бросать препятствия на пути христианина, а наше дело – преодолеть их.

2. Павел говорит, что фессалоникийцы – его венец похвалы. В греческом есть два слова со значением венец, корона. Во-первых, диадема, употреблявшееся почти исключительно в значении царская корона; и во-вторых, стефанос, почти исключительно в значении венец победителя в каком-нибудь соревновании, и в особенности, для обозначения венца спортсмена, победившего на играх. Павел употребляет здесь слово стефанос. В своей жизни он ценил лишь одну награду – видеть, что обращенные им люди живут хорошо.

"Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине" (3 Иоан. 4). Павел согласился бы с этим. Слава всякого учителя – в его учениках; и даже если придет день, когда они оставят его далеко позади, его слава будет еще больше. Величайшая слава человека заключается в том, кому он помог встать на путь Христов.

Ничто из того, что мы способны сделать, не может принести нам похвалу в глазах Бога, но настоящими звездами в венце человека будут те, кого он привел ближе ко Христу.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →