Комментарии Баркли на послание к Титу 2 глава

ХАРАКТЕР ХРИСТИАНИНА (Тит. 2,1.2)

1. СТАРЦЫ

Всю эту главу можно было бы назвать так: характер активного христианина. В ней указано, кем должны быть люди и какое они должны занимать положение в разном возрасте. Начинается все со старцев. Они должны быть бдительны. В греческом это нефалиос и значит трезвый, рассудительный, в противоположность чрезмерно злоупотребляющему вином. Смысл заключается в том, что человек, достигший старческого возраста, должен хорошо знать, в чем заключается, подлинное наслаждение и в чем нет. Старцы должны уже знать, что за всякое злоупотребление приходится платить много больше, чем оно в действительности стоит.

Они должны быть степенны. В греческом это семнос, и оно характеризует подлинно степенное, серьезное поведение, но не поведение брюзги, отравляющего радость и удовлетворение, а поведение человека, сознающего, что он живет в озарении вечности и что через не такое уж долгое время он покинет общество людей и переселится в общество Бога.

Они должны быть целомудренны. В греческом это софрон и им характеризуют человека, полностью владеющего собой. С годами старцы должны обрести эту очищающую, спасительную силу ума, способную управлять каждым инстинктом и каждой страстью настолько, чтобы отводить им надлежащее место в своей жизни, нисколько не поддаваясь им. Все эти три слова вместе значат, что старцы познали, как бы мы сказали, серьезность жизни. Некоторая доля беспечности и легкомыслия еще простительна юности, но с годами человек должен обрести мудрость. Одно из самых трагических обстоятельств в жизни – зрелище человека, ничему не научившегося с годами.

И далее Павел говорит, что старцы должны быть здравы:

а) в вере. У человека, действительно живущего подле Христа, уносящиеся годы и жизненный опыт не только не отнимают веру, но напротив, укрепляют ее. Годы должны учить нас верить Богу все больше.

б) в любви. С возрастом человек, может быть, должен больше всего опасаться, как бы не впасть в нравоучительность и в выискивание недостатков у людей. Иногда годы уносят у людей доброту и сочувствие. Это трагично, но бывает, что человек настолько укрепится в своих взглядах, что начнет отрицать все новые взгляды и мысли. Но с годами человек должен больше понимать ошибки и мысли других, а не становиться нетерпимым к ним.

в) в терпении. Годы должны действовать на человека так же, как на сталь: они должны смягчать его, чтобы он становился все более и более выносливым, и все чаще одерживал победу над жизненными невзгодами.

ХАРАКТЕР ХРИСТИАНИНА (Тит. 2,3-5)

2. СТАРИЦЫ

Совершенно очевидно, что в раннехристианской Церкви очень почетное и ответственное место отводилось старицам, женщинам преклонного возраста. Е. Ф. Браун, бывший сам миссионером в Индии и хорошо знавший англо-индийское общество прошлых столетий, рассказывает очень интересный случай. Одного из его друзей, бывшего в отпуске в Англии, спросили: "Кого вы больше всего любите в Индии?" И к удивлению всех он ответил: "Бабушек". В англо-индийском обществе тех времен было мало женщин пожилого возраста, потому что женщины, стоявшие на правительственной службе, заканчивали ее и возвращались в Англию будучи еще довольно молодыми, и недостаток женщин пожилого возраста был серьезной проблемой. "Женщины преклонного возраста, – продолжает Е. Ф. Браун, – играют чрезвычайно важную роль в обществе – столь важную, что это не всегда в достаточной мере осознают, пока не обратят внимание на общество, в котором их почти нет. Добрые бабушки и ласковые милосердные старые девы выступают в качестве естественных советников девушек и юношей". Женщины преклонного возраста, обретшие с годами ясность ума, понимание людей и сочувствие им, должны играть роль в жизни церкви и своей церковной общины.

Павел приводит и их четыре характера. Поведение их должно соответствовать поведению святых и людей, причастных к священным обрядам. Климент Александрийский выразил это так: "Христианин должен жить так, будто вся жизнь – духовное общество". Хорошо видно, как изменились бы мир и церковное братство, если бы мы всегда помнили, что приобщены духовному. Многие ожесточенные споры, обидчивость и нетерпимость, которые так часто сопровождают церковную деятельность, исчезли бы сразу.

Они не должны быть клеветницами. Интересной особенностью человеческой натуры как раз и является то, что люди с большим удовольствием слушают и повторяют злобные истории о человеке, чем истории, показывающие его в хорошем свете. Было бы неплохо решить для себя, не говорить вообще ничего о людях, если нечего сказать о них хорошего. Старые женщины должны учить и наставлять молодых. Иногда складывается впечатление, что люди извлекают из опыта лишь одно – выливать ушаты холодной воды на планы и мечты других людей. Долг же христианина – использовать свой опыт для того, чтобы направлять и вдохновлять, а не для того, чтобы расхолаживать и обескураживать.

ХАРАКТЕР ХРИСТИАНИНА (Тит. 2,3-5(продолжение))

3. МОЛОДЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Молодые женщины должны любить своих мужей, любить своих детей, быть целомудренными и чистыми, хорошо вести домашнее хозяйство – быть попечительными в доме, добрыми по отношению к слугам и послушными мужьям, с тем, чтобы никто не мог говорить плохо о слове Божием.

В этом отрывке некоторые идеи имеют непреходящий характер, некоторые же были обусловлены временем.

В древней Греции женщина вела очень уединенный и замкнутый образ жизни. В доме у нее были отдельные покои и она редко покидала их, она даже не участвовала в трапезах с мужской половиной семьи, в ее покои входил только ее муж, и ни один другой мужчина. Она никогда не посещала общественные собрания, редко появлялась на улицах, и при том никогда одна. В сущности, говорили, что греческая женщина не может честным путем зарабатывать на жизнь. Не было женских профессий или ремесел, и если она хотела сама зарабатывать на жизнь, она была вынуждена заниматься проституцией. Если бы женщины в раннехристианской Церкви сразу уничтожили все эти, веками сложившиеся и освященные ограничения, это бы лишь вызвало подозрения к церкви, и люди стали бы говорить, что христианство развращает женщин. Описанная здесь жизнь может показаться слишком ограниченной, но читать этот отрывок следует с учетом тогдашних условий. В этом смысле отрывок носит преходящий характер. Но в некотором смысле этот отрывок имеет и непреходящее значение.

Остается неопровержимым фактом, что у человека нет в мире более великой и важной задачи, ответственности и привилегии, чем устроить свой дом и свою семью. А ведь есть такие женщины, которые, занимаясь многочисленными делами и проблемами, связанными с домом, семьей и детьми, говорят иногда: "Вот хорошо бы покончить со всем этим и зажить подлинно религиозной жизнью". Но, в сущности, нигде нельзя жить более религиозной жизнью, чем в своем доме. Как это у Д. Кебла:

"Нет нужды уходить в монастырскую келью
От наших соседей и от нашей работы,
Или стремиться слишком высоко в облака
К грешным людям в поднебесье,
Обычный круг вещей, каждодневные заботы, –
В них мы найдем все, что нам нужно:
Место, чтобы отказаться от себя, дорогу,
Которая нас каждый день ведет все ближе к Богу".

В конечном счете, наибольших успехов человек и женщина могут достичь именно в устройстве дома. Многие из тех, кто оставил свой след в этом мире, мог это сделать лишь потому, что кто-то дома любил его и заботился о нем. Неизмеримо важнее, чтобы мать была дома и смогла уложить своих детей, помолиться с ними перед сном, чем присутствовать на общественных и церковных собраниях.

ХАРАКТЕР ХРИСТИАНИНА (Тит. 2,6)

4. МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

Обязанности молодых людей выражены одним, но очень емким предложением. Молодые люди должны быть целомудренными. Как мы уже видели, человек целомудренный, софрон, обладает духовной способностью избегать опасностей жизни. Безопасность его гарантирована тем, что он владеет всеми своими инстинктами и страстями. В юности человека всегда подстерегают опасности:

1) Кровь в юности горячая, она стучит сильнее, и страсти говорят громче. Течение жизни в юности сильнее и ее поток иногда вовсе грозит унести молодого человека.

2) В юности больше возможностей ошибиться и ступить на стезю порока. Молодые люди попадают в компании, где много сильных искушений. Юноше часто приходится учиться или работать вдали от дома; он еще не вверил свою судьбу провидению, не взял на себе никаких обязательств и у него нет еще никаких прочных связей, которые чувством долга удерживают пожилого человека на правильном пути. В юности существует много больше возможностей потерпеть крушение в жизни.

3) Юности всегда свойственна уверенность, в основе которой лежит недостаток опыта. Молодой человек поступает опрометчиво почти везде там, где взрослый человек будет вести себя осмотрительно, уже только потому, что он еще не знает всех тех моментов, в которых может сильно просчитаться. Так например, он будет гнать автомобиль намного быстрее, потому что не знает, как быстро может случиться авария, и от какой маленькой детали может зависеть его безопасность. Он часто совершенно беззаботно взвалит на свои плечи ответственность там, где взрослый человек еще подумает, потому что еще не знает всех связанных с этим трудностей и не знает на своем опыте, как просто можно все испортить. Опыт нельзя приобрести за деньги, за него надо платить годы. Рискованно, но и славно быть молодым.

Именно потому молодой человек должен прежде всего стараться стать хозяином своих страстей и инстинктов. Никто не может служить другим, пока не овладеет своими чувствами. "Владеющий собою лучше завоевателя города" (Прит. 16,32). Самодисциплина – не самая блестящая добродетель, но именно она – самый существенный элемент жизни. Когда пыл юности опирается на прочное умение владеть собой, человек готов на великое свершение.

ХАРАКТЕР ХРИСТИАНИНА (Тит. 2,7.8)

5. ХРИСТИАНСКИЙ УЧИТЕЛЬ

Чтобы обеспечить эффективность своего наставничества, Тит должен подкреплять свои слова примером своей жизни. Он сам должен быть показательным образцом проповедуемого им учения:

1) Все должны видеть, что он действует из абсолютно чистых побуждений. Христианского учителя и проповедника всегда подстерегают определенные искушения. Всегда существует опасность, что он начнет выпячивать свою личную роль, будет демонстрировать свой ум и ловкость и пытаться привлекать внимание лично к себе, а не к благой вести Божией. Ведь всегда существует искушение обрести личную власть. Учителя, проповедника, пастора всегда одолевает искушение стать диктатором. Да, он должен быть руководителем, но диктатором он не должен быть никогда. Он увидит что людей можно вести, но гнать их нельзя. Самая большая опасность, которая может постигнуть христианского учителя и проповедника – это неправильно оценить, что такое успех. Человек, не пользующийся известностью за пределами своей сферы деятельности, в глазах Бога вполне может достичь большего успеха, чем те, чье имя на устах всех.

2) Он должен проявить степенность – чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства, степенность – это не отчужденность, не высокомерие и не гордыня: это сознание огромной ответственности быть посланником Христа. Иные люди могут заниматься мелочами, христианский же учитель не может себе позволить этого, он должен стоять выше. Иные люди могут таить злобу на других, христианский же учитель не должен таить злобы. Иные могут очень чувствительно и болезненно воспринимать все, что касается карьеры, продвижения по службе и должности, он же должен быть таким скромным, как будто не занимает вовсе никакой должности и все связанное с карьерой его не трогает. Иные люди могут в ходе спора возбуждаться и даже впадать в ярость, он же должен обладать ясностью ума, которую ничто не может поколебать. Ничто не наносит больше вреда делу Христову, чем руководитель церкви и пастырь христиан, проявляющие в своем служении черты, недостойные посланника Христова.

3) Он должен нести людям слово здравое, неукоризненное. Христианский учитель и проповедник должны хорошо знать, что они проповедуют истину благой вести, а не свои собственные идеи. Им всегда грозит опасность удариться в детали или посторонние проблемы, потому да молит он всегда Бога: "Боже, дай мне чувство меры". На рассмотрение главных проблем веры ему не хватает всей жизни, а если он начнет проповедовать свои собственные идеи или интересы какой-то группы, он не сможет эффективно учить слову Божию и проповедовать его. Павел возлагает на Тита грандиозную задачу: не говорить людям о Христе, а показывать им Его. Он должен быть как и святой пастырь у Чосера:

"Но любви Христа и о Его двенадцати апостолах Он учил, но прежде всего следовал им сам".

"Сперва он добился сам, а потом учил", – вот самая большая похвала христианскому учителю.

ХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР (Тит. 2,9.10)

6. ХРИСТИАНСКИЙ ТРУЖЕНИК

Проблема рабов была очень острой в раннехристианской Церкви. Она могла иметь две стороны. Если господин был язычником, на рабе лежала большая ответственность, ибо он мог, очевидно, лишь своим поведением показать хозяину, что такое христианство. На рабе лежала задача показать господину, каким может быть христианин; и такая ответственность до сегодняшнего дня лежит на христианине – труженике. Многие люди редко по собственной воле переступают порог церкви; священник редко может поговорить с ними. Каким же образом может христианство вообще вступить с ними в какие-либо контакты? Единственная возможность заключается в том, чтобы коллега или сотрудник-христианин показал им на личном примере, что такое христианство. Существует известная история о св. Франциске Ассизском. Когда-то он сказал одному молодому монаху: "Пойдем в деревню проповедовать народу". И они отправились. Они остановились и поговорили с одним человеком, потом с другим. Они попросили кусок хлеба в одном доме, потом в другом. Св. Франциск останавливался поиграть с детьми и обменивался приветствиями с прохожими. А потом они повернули назад домой. "Но, отче, – заметил монах, – когда же мы будем проповедовать?" "Проповедовать? – улыбнулся в ответ св. Франциск, – каждый наш шаг, каждое наше слово, каждое наше действие были проповедью".

Но проблема рабов имела и другую сторону. Если господин был христианином, в сердце раба могло проснуться новое искушение: он мог начать спекулировать на своем христианстве, он мог начать считать, что ему, как христианину, должны сделать определенные послабления. Он мог полагать, что кое-что может "сойти ему с рук", потому что и он и его господин – члены одной церкви. От некоторых людей вполне можно ожидать, что они спекулируют или будут спекулировать на своем христианстве – и это было бы самой плохой рекламой для христианства, которую может сделать человек.

Павел перечисляет качества христианского труженика. Он повинуется [у Баркли: покорный, послушный]. Христианин никогда не гнушается выполнять распоряжения. Христианство учит его служению. Христианин-труженик угождает [у Баркли: умелый].

Он должен удовлетворять, выполнять запросы людей. Христианин-труженик должен обязательно со всем старанием выполнить данное ему поручение. Он почитателен. Он не думает, что христианство дает ему особое право быть невоспитанным. Нет, христианство не отменяет сфер компетенции в промышленности и торговле. Христианин-труженик честен. Другие люди могут позволить себе мягкие грешки, которыми полон мир, но его руки остаются чистыми. Христианин-труженик верен. Его хозяин может рассчитывать на его верность. Может быть и так, что на работе такой христианин будет иметь неприятности, но если он твердо придерживается своих норм, он завоюет уважение всех. У Е. Ф. Брауна есть эпизод из жизни в Индии. Одного слугу-христианина хозяин однажды послал передать на словах известие. Слуга знал, что это известие ложно и отказался передать его. Хотя это и разозлило хозяина, но впоследствии он стал еще больше уважать его и знал, что всегда может положиться на него. Истина заключается в том, что в конечном счете мир видит, что лучше всех – работник-христианин. В наше время в некотором смысле трудно быть христианином на рабочем месте, но в другом смысле это даже проще, чем мы полагаем, ибо нет в мире работодателя, который бы не искал работника, на которого можно полностью положиться.

МОРАЛЬНАЯ СИЛА ЯВЛЕНИЯ ХРИСТА (Тит. 2,11-14)

В Новом Завете немного мест, где также ярко показана сила, которую обрели люди через воплощение Христово и Его явление. Основной упор Павел делает на чуде морального преображения, которое может свершить в человеке Иисус Христос.

Это чудо неоднократно подчеркнуто здесь самым интересным и примечательным образом. Исаия когда-то призывал свой народ: "Перестаньте делать зло, научитесь делать добро" (Ис. 1,16.17). Вот она первая стадия добродетели, стадия отрицания, прекращение делать зло и освобождение от всего, что низко; и вторая стадия – положительная, стадия утверждения – обретение сияющих добродетелей, которые являются отличительной чертой христианской жизни. Сперва отречение от всякого нечестия и мирских похотей. Что подразумевал Павел под мирскими похотями? Иоанн Златоуст сказал, что мирское – это все то, что не перейдет с нами в жизнь небесную, раствориться вместе с этим миром. Лишь очень близорукий человек льнет всем своим сердцем и вкладывает все свои труды в вещи, которые ему потом придется оставить, кода он покинет мир сей. Но еще проще это понятие мирские похоти можно истолковать как все то, что мы не сможем показать Богу. Лишь Христос может сделать так, чтобы мы могли показать Богу не только нашу внешнюю жизнь, но и наше сердце.

В этом заключается негативная стадия воплощения Христова; но вот его положительная стадия. Иисус Христос дает нам способность жить целомудренно, то есть будучи хозяином над всеми своими страстями и инстинктами, отведя им надлежащее им в жизни место; праведно, отдавая должное как Богу, так и людям; благочестиво, что заставляет нас жить в убеждении, что сей мир – всего лишь храм Божий. Динамика этой новой жизни заключается в ожидании явления Иисуса Христа. В ожидании визита монарха или верховного представителя власти чистят и украшают все, дабы взор царский мог узреть все. Христианин – человек, всегда готовый к приходу Царя Царей.

И потом Павел подводит итог того, что совершил Иисус Христос, и вновь он отмечает при этом сперва момент отрицания, а потом момент утверждения. Иисус избавил нас от всякого беззакония, от силы, побуждающей нас к греховному. Иисус очищает нас, чтобы мы смогли стать особенными людьми, народом Божиим. Для передачи значения особенный Павел употребил интересное слово периоусиос, что значит предназначенный (для чего-либо); и его употребляли специально для обозначения части добычи, захваченной в битве или в военном походе, которую победивший царь отделял и предназначал лично для себя. Свершениями Иисуса Христа христианин становится пригодным для специального предназначения Божия. Понятие о моральной силе воплощения – грандиозная идея. Христос не только освободил нас от наказания за прошлые грехи. Он может дать нам способность вести совершенный образ жизни в этом мире и сейчас; и Он может так очистить нас, что мы будем пригодны для специального предназначения Божия.

ТРОЙНАЯ ЗАДАЧА (Тит. 2,15)

Здесь Павел сжато и кратко излагает Титу тройную задачу христианского проповедника, учителя и руководителя. Он должен говорить. Он должен возвестить людям весть, послание. О некоторых вещах спорить нельзя, да и дискутировать неуместно. Иногда нужно только сказать: "Так говорит Бог".

Он должен увещевать. Проповедник, нагоняющий на свою аудиторию унылое отчаяние, не достиг своей цели, не выполнил возложенной на него задачи. В людях нужно обличать их грехи не для того, чтобы они почувствовали безнадежность своего положения, а чтобы повести их к благодати и милосердию, которые превыше всех их грехов. Он должен обличать. Грешнику нужно открыть глаза на его грех; уму заблудшегося следует указать на его ошибку, черствое сердце нужно разбудить. Христианское послание, не опиум для усыпления, а скорее яркий свет, показывающий людям себя такими, какими они есть и Бога таким, каков Он.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →