Комментарии Баркли на послание к Евреям 5 глава

БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕКУ И БОГУ (Евр. 5,1-10)

А теперь автор Послания к Евреям начинает развивать идею, являющуюся его особым вкладом в христианское учение – идею о первосвященстве Иисуса Христа. В настоящем отрывке отличены три важные особенности священника во все времена и у всех народов.

1. Священник избирается людьми для служения Богу. А. Дж. Госсип говорил своим студентам, что когда его рукополагали в сан священника, он чувствовал себя так, будто люди говорили ему: "Мы изо дня в день погружаемся в прах и в суету этой жизни; мы проводим свое время, получая деньги и расходуя их; мы обслуживаем людей за прилавком, мы работаем и считаем в бюро, мы приводим в движение машины и промышленные предприятия. Мы хотим, чтобы ты отдалился от всего этого, чтобы ты мог входить в тайники Божий и возвращался к нам каждое воскресенье и приносил нам слово Его". Священник является связывающим звеном между Богом и человеком.

В Израиле священник выполнял особую задачу: он приносил жертву за грехи людей. Грех разрушает отношения, которые должны существовать между человеком и Богом, и устанавливает преграды между ними. Жертва должна восстановить эти отношения и устранить преграды.

Здесь, однако, следует отметить, что иудеи, если они действительно задумывались над этим, понимали, что жертвой могли быть искуплены лишь грехи, совершенные по незнанию. Грех, совершенный преднамеренно и сознательно, не мог быть искуплен жертвой. Автор Послания к Евреям тоже говорит: "Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи" (Евр. 10,26). Эта убежденность и это чувство греховности многократно зафиксировано в правилах, регулирующих в Ветхом Завете. Это правило часто звучит так: "Если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних..." (Лев. 4, 2-13). Ключевым отрывком к этой проблеме является Числ. 15,22-31, в котором перечислены жертвы, которые должны быть принесены "если вы преступите по неведению". Но отрывок заканчивается ело вами: "Если же кто... сделает что дерзкою рукою... то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего; ... грех ее на ней". Во Втор. 17,12 сказано так: "А кто поступит... дерзко..., тот должен умереть".

Грех по незнанию простителен, а грех сознательный, грех гордыни – нет. Однако надо еще отметить, что под грехом по незнанию иудеи понимали не только простое незнание. Сюда относили они и грех, совершенный человеком в приступе гнева или страсти и под влиянием непреодолимого искушения, а также грех, за которым последовало раскаяние. Под грехом произвольным иудеи понимали холодно рассчитанный грех, после совершения которого человек не почувствовал никакого раскаяния, совершенно преднамеренное неповиновение Богу.

Таким образом, главной задачей священника было вновь открыть грешнику путь к Богу – если он сам выразил желание вернуться к Нему.

2. Священник должен быть един с народом. Он должен пережить человеческий опыт и сочувствовать людям. И здесь автор Послания к Евреям останавливается, чтобы обратить особое внимание на то, что любой священник из людей настолько один с народом, что должен принести сперва жертву за свой грех, прежде чем принести ее за грехи других. Позже он еще покажет, что в этом отношении Иисус Христос превосходит любого другого человеческого священника. Священник должен быть кровно связан с будничной жизнью людей. Здесь автор употребляет одно очень интересное слово – метриопафен. В Библии оно переведено как снисходить, но оно, в сущности, непереводимо.

Греки определяли добродетель как середину между двумя крайностями. Человек всегда мог впасть в ту или другую крайность; между этими крайностями лежал правильный образ действий. И греки определяли слово метриопафеиа (соответствующее существительное) как среднее между чрезмерной печалью и совершенным безразличием. Другими словами, это означало правильно относиться к людям. У. М. Макгрегор определял это как среднее между взрывом гнева и равнодушной снисходительностью. Плутарх говорил, что терпение есть дитя метриопафеиа. Он определял это как сочувствие, помогающее человеку подняться и спастись; пожалеть и выслушать. Другой грек ругает человека за то, что у него нет метриопафеиа и потому отказывающийся помириться с человеком, имеющего другие взгляды. Метриопафеиа – удивительное слово: оно обозначает способность терпеливо относиться к людям, не раздражаясь при этом; оно обозначает способность человека не сердиться, если другие не хотят научиться чему-то и повторяют все время одно и то же; им обозначают отношение человека, который не гневается на людей, даже если они в чем-то виноваты, и не осуждает их за это, а всегда проявляет к ним активное, деятельное сочувствие и самим своим терпением помогает им вернуться на путь истинный. Человек не способен должным образом относиться к своим собратьям, если он лишен этой деятельной и терпеливой, данной Богом способности – метриопафеиа.

3. Другая важная особенность священника заключается в том, что он не сам назначает себя, а его назначает Бог. Человек не поступает на должность священника – это сан, привилегия и честь, к которой его призывает Бог. Пастырская служба Божья среди людей – это не должность, не работа, не карьера, – это призвание. Человек должен иметь возможность сказать, оглянувшись назад: "Бог выбрал меня и возложил на меня эту задачу", а не говорить: "Я выбрал эту работу".

Далее автор Послания к Евреям показывает, что Иисус Христос отвечает всем этим требованиям, присущим священническому сану.

1. Начинает он с последнего условия: Иисус не выбирал Сам Себе это; задание для Него и за Него выбрал Бог. Когда Иисус крестился от Иоанна, был глас к Нему с небес: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" (Пс. 2,7).

2. Иисус прошел через самые сложные людские испытания и Он понимает людей в их силе и в их слабости. И автор Послания к Евреям подчеркивает четыре важных момента в жизни Его.

а) Он напоминает о молении Иисуса в Гефсиманском саду, говоря о молитвах и мольбах Иисуса, Его слезах и криках. Он употребляет при этом очень примечательное слово крауге, переведенное как сильный вопль; это не сознательно произнесенный крик, а вырвавшийся от страшного напряжения или от жгучей боли. Автор Послания к Евреям хочет сказать, что Иисус пережил все страдания человеческого духа. У раввинов была такая поговорка: "Существует три рода мольбы – молитва, плач и слезы, причем каждая последующая величественнее предыдущей. Молитва произносится в тишине, плач – громким голосом, но слезы – превыше всего". Иисусу тоже была известна даже слезная мольба отчаявшегося человека.

б) Все пережитое не прошло для Иисуса даром – Он научился всему, потому что относился с благоговением ко всем выпавшим на Его долю переживаниям. Греческая фраза емафен аф хон епафен: "Он научился от Своих страданий" представляет собой очень сложный оборот. Но мысль эта неоднократно встречается у греческих мыслителей. Они всегда связывают мафеин – учить, и пафеин – страдать. У Эсхила, первого из греческих трагиков, постоянно встречаем фразу: "Познание через страдание" (пафеи мафос). Он считает страдание чем-то вроде жестокой милости богов. Геродот называет свои страдания ахариста математа – немилосердным учением. Один современный поэт так говорит о себе: "Мы в страданиях выучили то, чему мы учим в песнях". Бог говорит к человеку в различных жизненных переживаниях, и в первую очередь в тех, в которых испытываются душа и сердце. Но голос Его мы можем слышать лишь, если с почтением и благоговением принимаем обращенные к нам слова. Бунтарские крики возмущения и негодования нашего сердца заглушают для нас голос Божий.

в) Пережитые Им испытания сделали Его совершенным (телеиоун). Телеиоун – это глагол образованный от прилагательного телеиос, а телеиос действительно можно перевести как совершенный, если мы при этом будем помнить, что греки понимали под совершенным. Для грека вещь или предмет были телеиос тогда, когда они в совершенстве отвечали цели, для которой были предназначены. Греки не вкладывали в это слово абстрактного или метафизического смысла, они характеризовали им предмет чисто функционально. Автор же Послания к Евреям говорит этим, что все испытания и страдания, пережитые Иисусом, в совершенстве подготовили Его к выполнению задачи Спасителя людей.

2. Спасение, принесенное Иисусом людям – это вечное спасение. Оно охраняет человека и во времени и в вечности. Со Христом человек спасен навечно. Ничто не может вырвать его из рук Христовых.

НЕЖЕЛАНИЕ ПОВЗРОСЛЕТЬ (Евр. 5,11-14)

Автор Послания к Евреям говорит о трудностях, с которыми он сталкивается в своих попытках довести До читателя и слушателя правильное понимание христианства.

Он сталкивается с двумя трудностями. Во-первых, не легко вообще понять смысл христианской веры во всем ее объеме, и уж вовсе нельзя изучить ее в один день. Во-вторых, слушатели сделались неспособны слушать. Употребленное им слово нотрос имеет много значений, такие как тугодум, тупой (плохо соображающий), тугой на ухо, беспамятный. Им обозначали нечувствительность конечностей и членов больного; холодную бесчувственность толстокожего человека. Таким образом, это слово может много сказать тем, кто проповедует и учит, собственно говоря, всем, кто думает и мыслит, или всем, кто сознает себя личностью. Мы часто избегаем учить тому, что трудно для понимания; мы оправдываемся тем, что наши слушатели не смогут понять этого. Одна из трагедий Церкви заключается в том, что в ней мало попыток учить новым знаниям и мыслям. Такое обучение, несомненно, связано с трудностями, оно наталкивается на интеллектуальную спячку и прочно укоренившиеся предрассудки. Но это ничего не меняет: задача остается. Автор Послания к Евреям не уклоняется от своей задачи: донести до людей свое послание, хотя это и трудно, а слушатели и читатели – тугодумы. Он видит свою высшую ответственность в том, чтобы довести до людей известную ему истину.

Он жалуется на то, что его слушатели и читатели, бывшие христианами уже в течение многих лет, все еще младенцы и далеки от зрелости. В Новом Завете мы часто встречаем сопоставление незрелых христиан с младенцами, молока с твердой пищей (1 Пет. 2,2; 1 Кор. 3,1.2; 14,20; Еф. 4,13 след). Автор говорит, что им надлежало уже быть учителями, но это не следует понимать буквально. В понимании греков быть способным учить значило иметь зрелое представление о предмете. Автор просто говорит, что его читателям все еще нужен кто-то, кто учил бы их первым началам (в греческом стоихеиа) слова Божия. Слово стоихеиа тоже многозначно: в грамматике оно означает азбуку; в физике – четыре элемента, из которых состоит мир; в геометрии – аргументы, как-то: точка, прямая; в философии – начала, с изучения которых начинают студенты. Автор послания глубоко сожалеет, что его читатели, через столько лет после принятия христианства не пошли дальше этих начатков; они подобны детям, неспособным к различению добра и зла.

Здесь он вскрывает проблему, актуальную в Церкви во все времена: христианина, не желающего возмужать духовно.

1. Христиане могут отказываться повышать свои знания. Они "повинны в преступной несостоятельности, вытекающей из пренебрежения данными им возможностями", как сказал кто-то. Многие люди говорят, что им не нужно знать ничего нового: то, что было хорошо для их отцов, хорошо и для них. Есть такие христиане, которые за тридцать, сорок или пятьдесят лет ничего не прибавили к своей вере. Есть и христиане, которые умышленно избегают знакомства с новыми направлениями богословской мысли и новейшими исследованиями Библии. Эти взрослые мужчины и женщины довольствуются теми религиозными знаниями, которые получили в детстве. Они подобны хирургу, отказывающемуся применять новейшие методы и приемы хирургии, новые обезболивающие средства и новые приборы и заявляющему: "Что было хорошо для Пирогова, то хорошо и для меня". Они похожи на врача, отказывающегося использовать новые медикаменты и говорящего: "То, что я учил в институте пятьдесят лет назад, хватает мне и сегодня". В вопросах веры и религии такое отношение еще опаснее. Бог бесконечен, дары Христа неисчислимы, посему мы до последнего дня должны идти вперед.

2. Другие остаются детьми в своем поведении. Ребенку еще простительны плохое настроение или приступы раздражения, но ведь и многие взрослые ведут себя также.

Приостановление в духовном развитии человека вообще печальный факт, а ведь сколько людей в мире застыли в своем религиозном развитии. Они уже давно прекратили учиться и поведение их осталось на уровне детей. Правда, Иисус сказал чрезвычайно важную вещь о сохранении человеком детской души; но ведь между детством и детской душой – большая разница. Иванушка Дурачок хорош на сцене, но человек, отказывающийся взрослеть, делает из своей жизни трагедию. Мы должны постараться не оставаться детьми в нашей религиозной жизни, если физически достигли зрелого возраста.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →