Комментарии Баркли на Откровение Иоанна 11 глава

ВИДЕНИЕ ГРЯДУЩЕГО (Отк. 11)

Этот отрывок лучше рассмотреть целиком, прежде чем попытаться рассмотреть его детально. Говорят, что это одновременно и самая трудная и самая важная глава Откровения. Трудность ее очевидна, и в связи с ней встают проблемы интерпретации, которые никто никогда не может решить окончательно и бесповоротно. Важность этой главы заключается в том, что она представляет собой обдуманное резюме оставшейся части книги. Провидец съел книгу и усвоил в себе весть Божью, и теперь излагает ее, но не подробно, а в общих чертах. Он так уверен в ходе событий, что, начиная с 11,11, меняет время своего повествования, и говорит о будущих вещах и событиях, как о прошедших. Набросаем сперва план этой главы, который сразу будет и планом всей оставшейся части книги.

1. 11,1-2. Это картина измерения храма. Измерение очень близко запечатлению верных и делается для защиты на момент, когда на землю сойдут бесовские ужасы.

2. 11,3-6. Пророчество свидетелей – вестников конца.

3. 11,7-10. Здесь впервые появляется антихрист в виде зверя из бездны и одерживающий временную победу, которая проявляется в смерти двух свидетелей.

4. 11,11-13. Следует возвращение к жизни свидетелей и последующее раскаяние и обращение иудеев.

5. 11,14-19. Вот, наконец, первый очерк конечной победы Христа, тысяча лет Его первоначального царствования, возмущение народов, их поражение и суд мертвых, и установление Царствия Божия и Его Помазанника.

А теперь приступим к подробному изучению главы.

ИЗМЕРЕНИЕ ХРАМА (Отк. 11,1-2)

Автору дана трость, подобная жезлу. Есть такие сорта травы, стебли которых подобны бамбуковым палкам до двух – двух с половиной метров высотой; такие стебли использовались в качестве стержня для измерения длины. Слово трость здесь означает иудейскую единицу измерения, равную шести локтя или 2,7 метра.

Картина измерений типична для видений пророков. Они есть в Иез. 40,3.6; Зах. 2,1; Ам. 7,7-9, и Иоанн, вне всякого сомнения, думал о них.

Измерения производятся у пророков с различными целями. Их производят в качестве подготовки к строительству или к реставрации, либо в ходе подготовки разрушению, а здесь – для сохранения. Измерение подобно запечатлению верных в 7,2.3; запечатление и измерение производятся для защиты верных Богу в эпоху бесовских ужасов, которые должны постигнуть землю.

Провидец должен измерить храм, но он должен исключить из измерений внешний двор, отданный язычникам. Иерусалимский храм был разделен на четыре двора, как бы сходящиеся к Святому Святых. Там был двор язычников, в который язычники могли войти, но за пределы которого они не могли ступить под страхом смертной казни. Между двором язычников и следующим двором была балюстрада, в которой были установлены таблицы, предостерегавшие язычников, что пойти дальше, значит немедленно подвергнуться смерти. Потом шел двор женщин, дальше которого женщины ходить не могли; потом двор израильтян, дальше которого не могли ходить простые иудеи; и потом, наконец, шел двор священников, в котором стоял медный жертвенник для всесожжения, золотой жертвенник для курений и Святое; сюда могли входить только священники.

Провидец должен был измерить храм. Однако Откровение было написано, как мы знаем, где-то около 90-го г., а иерусалимский храм был разрушен в 70 году. Как же тогда можно было измерить храм? Иоанн, вероятнее всего, перенимает картину, уже использованную другими. Почти наверное этот отрывок первоначально был произнесен или записан в 70 г., в ходе последней осады Иерусалима. Во время этой осады партия зилотов не признавала себя побежденной; зилоты готовы были скорее умереть до последнего человека, что они, в конечном счете, и сделали. Когда стены города были пробиты, зилоты отошли в храм, чтобы оказать там последнее отчаянное сопротивление. Можно наверняка считать, что один из их пророков сказал: "Никогда не бойтесь. Язычники-захватчики могут войти во двор язычников и осквернить его, но они никогда не смогут проникнуть вовнутрь храма. Бог не допустит этого". Но уверенность обманула их; зилоты погибли, а храм был разрушен, но первоначально измерение внутренних дворов и исключение внешних дворов символизировало надежду зилотов в те ужасные последние дни.

Иоанн берет эту картину и переводит ее полностью в сферу идеального. Говоря о храме, он вовсе думает не о здании храма, которого уже более двадцати лет вовсе не было. В его представлении храм – это христианская Церковь, народ Божий. Эту картину мы неоднократно встречаем в Новом Завете. Христиане – это живые камни, встроенные в дом духовный (1 Пет. 2,5). Христиане утверждены на основании апостолов и пророков, краеугольным камнем которого является Иисус Христос; вся Церковь выросла в святой храм в Господе (Еф. 2,20.21). "Разве не знаете, – говорит Павел, – что вы храм Божий?" (1 Кор. 3,16).

Измерение храма – это запечатление народа Божия; он должен быть сохранен в ужасные времена испытаний; остальные же обречены на гибель.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ УЖАСОВ (Отк. 11,1-2 (продолжение))

Ужасы будут длиться сорок два месяца; пророчества двух свидетелей – тысяча двести шестьдесят дней; тела их будут три с половиной дня лежать на улице. Это тоже повторяется снова (ср. 12,6; 13,5), и встречается еще в другой форме в 12,14, где срок установлен как время, времена и полвремени. Это знаменитая фраза восходит к пророку Даниилу (7,25; 12,7). Сперва рассмотрим значение этой фразы, а потом ее происхождение.

Она значит три с половиной года. Это же значит сорок два месяца и тысяча двести шестьдесят дней, как считали иудеи. А время, времена и полвремени – это год плюс два года плюс полгода.

Эта фраза восходит к тому крайне страшному времени в истории иудейского народа, когда сирийский царь Антиох Епифан пытался навязать иудеям греческий язык, греческую культуру и греческий культ богов, но встретил яростное и упорное сопротивление. Число мучеников было огромным, но этот ужасный процесс был, наконец, остановлен восстанием Иуды Маккавея.

Иуда и его героические последователи повели партизанскую борьбу и одержали блистательнейшие победы, и, наконец, Антиох Епифан и его силы были изгнаны, а храм был восстановлен и очищен. Дело в том, что этот ужасный период длился с июня 168 г. до Р.Х. до декабря 165 г. до Р.Х. (Иудеи до сего дня празднуют праздник Ханука в декабре в память восстановления и очищения храма). Другими словами, это ужасное время длилось почти точно три с половиной года. Книга пророка Даниила была написана как раз в то время, и была создана фраза, которая всегда оставалась запечатленной в памяти иудеев, как указание на время ужаса, страданий и мученичества.

ДВА СВИДЕТЕЛЯ (Отк. 11,3-6)

Неотъемлемой частью иудейского мировоззрения всегда была вера в то, что перед наступлением Дня Господня Бог пошлет Своего специального вестника. У пророка Малахии Бог говорит: "Вот, Я посылаю Ангела Моего и он приготовит путь предо Мною" (Мал. 3,1). Малахия уже точно называет этого вестника Илией: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня" (Мал. 4,5).

Таким образом, в этом отрывке речь идет о пришествии вестников Божиих перед окончательной битвой. Эти вестники-свидетели должны пророчествовать; они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, то есть три с половиной года, а это, как мы видели, срок, связанный у иудеев с грядущими ужасами и гибелью. Весть, которую они принесут, будет мрачной, потому что они одеты в дерюгу – грубую толстую льняную ткань. Это будет весть осуждения; слушать их будет мукой, и люди возрадуются, когда эти два свидетеля будут убиты (11,10).

1. Одни богословы толковали этот отрывок только аллегорически. В двух свидетелях они видят закон и пророков, или закон и благую весть, Ветхий и Новый Заветы; или же они видят в двух свидетелях картину Церкви. Иисус говорит Своим последователям, что они будут Его свидетелями в Иерусалиме, и в Иудее, и в Самарии и даже до края земли (Деян. 1,8). Те, кто толкует двух свидетелей как свидетельство Церкви, объясняет число два ссылкой на Втор. 19,15, где сказано, что нужно не менее двух свидетелей, чтобы возбудить в суде дело. Но картина двух свидетелей столь определенна, что это должны быть конкретные личности.

2. Считали, что эти два свидетеля – Енох и Илия. Нигде нет сведений о том, что Енох или Илия умерли. "И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт. 5,24), Илия был взят в вихре и в колеснице огненной (4 Цар. 2,11); а Тертуллиан ("О душе", 50) упоминает верование, согласно которому они пребывают до поры на небе, чтобы убить антихриста.

3. Но более вероятно, что эти свидетели Илия и Моисей. Илию считали величайшим из пророков, а Моисея – величайшим законодателем, и можно вполне допустить, что две выдающиеся в религиозной истории Израиля личности будут Божиими вестниками последнего времени. Именно эти двое явились Иисусу на горе Преображения (Мар. 9,4). Кроме того, все, что сказано о свидетелях подходит к Илии и Моисею, как никому другому. В 11,6 сказано, что они имеют власть превращать воду в кровь и поражать землю всякою язвою, а ведь это как раз сделал Моисей (ср. Исх. 7,14-18). Сказано также, что огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их, и что они могут затворить небо, чтобы не шел дождь на землю. А это сделал Илия с полусотней воинов, посланных, чтобы взять его (4 Цар. 1,9.10), и когда он пророчествовал Ахаву, что не будет ни росы, ни дождя на земле (3 Цар. 17,1). Мы уже видели, что иудеи ожидали возвращения Илии в качестве вестника конца мира; и было нетрудно принять обетование Божье, что Он воздвигнет пророка, такого, как Моисей, (Втор. 18,18) за пророчество, что Он пошлет самого Моисея.

СПАСИТЕЛЬНАЯ СМЕРТЬ ДВУХ СВИДЕТЕЛЕЙ (Отк. 11,7-13)

Свидетели должны пророчествовать установленное им время, а потом явится антихрист в виде зверя из бездны, и оба свидетеля будут жестоко убиты.

Это произойдет в Иерусалиме, но Иерусалиму даны ужасные имена: Содом и Египет. Еще задолго до этого пророк Исаия обратился к правителям Иерусалима как к правителям Содома, а к жителям Иерусалима как к жителям Гоморры (Ис. 1,9.10). Содом и Гоморра символизируют грех тех, которые не приняли странников (Быт. 19,4-11) и обратили в рабов своих благодетелей (Прем. 19,14.15). Злые люди в Иерусалиме уже распяли Иисуса Христа, и в будущем будут с радостью смотреть на смерть свидетелей.

Жители Иерусалима будут так ненавидеть этих двух свидетелей, что оставят их тела на улице не погребенными. По иудейским представлениям это была ужасная вещь, если тело человека не было предано земле. Псалмопевец считал величайшей трагедией, что, когда язычники напали на Иерусалим, некому было похоронить тела (Пс. 78,3). Угроза Божьему человеку из Вефиля, ставшая реальностью, заключалась в том, что тело его не будет захоронено в гробнице отцов его (3 Цар. 13,22). Более того, жители Иерусалима так будут ненавидеть свидетелей Божиих, что отпразднуют их смерть.

Но и это еще не все. Через три с половиной дня -здесь снова эта цифра, – дух жизни будет возвращен телам убитых свидетелей, и они снова встанут на свои ноги. Но произойдут еще более поразительные вещи: на глазах у всех эти два свидетеля будут призваны на небо, повторяя, так сказать, первое вознесение Илии на небеса в вихре и на огненной колеснице (4 Цар. 2,11).

В дополнение ко всем ужасам произойдет еще землетрясение, которое разрушит десятую часть города и принесет смерть семи тысячам жителей. Ну, а те, кто видели все эти ужасы и пережили все это, воздали славу Богу Небесному. Другими словами, они раскаялись и покаялись, ибо это единственная возможность воздать славу Богу.

Величайший интерес этого отрывка заключается в том факте, что неверующие были приобретены жертвенной смертью этих двух свидетелей, а также тем, что Бог оправдал их. В данном случае прообразно представлена история Креста и Воскресения. Необходимо победить зло, необходимо приобретать людей, но не насильственно, а посредством страданиям за имя Христово.

ПРЕДСКАЗАНИЕ ГРЯДУЩЕГО (Отк. 11,14-19)

В связи с этим отрывком возникает трудность, потому что складывается впечатление, будто все завершилось окончательной победой, хотя это еще только половина книги. Все объясняется, как мы уже видели, тем, что в этом отрывке дан краткий обзор всего того, что еще должно произойти. Предсказывается же здесь следующие моменты:

1. Произойдет победа, в которой царства земные станут царствами Господа и Помазанника. Это, в действительности, цитата из Пс. 2,2, и иное выражение идеи о том, что началось Мессианское царство. Перед лицом этой победы двадцать четыре старца, то есть вся Церковь, возносит благодарения.

2. Эта победа ведет к тому, что Бог принял Свою верховную власть (11,17). Другими словами, она ведет к тысячелетнему Царствию Божьему, тысячелетнему периоду мира и процветания.

3. В конце этого тысячелетнего срока произойдет последний приступ всех враждебных сил (11,18). Они будут окончательно разбиты и тогда произойдет последний суд. В 11,19 мы как бы возвращаемся к настоящему. Открылось видение небесного храма и явился ковчег завета. В связи с этим следует отметить два обстоятельства.

1. Ковчег завета находился в Святом Святых, внутренность которого не довелось видеть ни одному простому человеку, и куда даже первосвященник входил только в День Очищения. Это значит, что отныне слава Господня будет открыта взору каждого.

2. Указание и ковчег завета является напоминанием об особом завете Бога со Своим народом. Первоначально этот завет Бог заключил с народом Израиля, а Новый Завет – с каждым народом и со всеми народами, которые любят Иисуса и верят в Него. Какие бы ужасы и беды не постигли людей, Бог не нарушит Своих обетовании. Эта картина обретения Богом всей Своей славы – страшная угроза Его врагам и возвышенное обетование народу Его завета.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →