Комментарии Баркли на Откровение Иоанна 17 глава

В главах 17 и 18 говорится о падении Вавилона. Глава 17 – одна из самых трудных в Откровении. При изучении лучше всего прочесть ее сперва всю целиком, потом сделать определенные общие выводы и таким образом проследить общую мысль, а потом разобрать ее несколько подробнее. Это неизбежно приведет к некоторым повторам, но в таком тексте повторения необходимы.

ПАДЕНИЕ РИМА (Отк. 17)

1. ЖЕНА, СИДЯЩАЯ НА ЗВЕРЕ

Эта жена – Вавилон, то есть Рим. Женщина сидит на многих водах (17,1). Здесь Иоанн использует многое из того, что говорили древние пророки о Вавилоне. Пророк Иеремия (51,13) обращается к Вавилону с такими словами: "О, ты, живущий при водах великих". Река Евфрат действительно протекала через центр города; кроме того, река была центром системы оросительных каналов, расходившиеся во всех направлениях. В применении к Риму это теряет всякий смысл. Позже в 17,15 Иоанн понимает это и придает водам символическое толкование; это суть люди и народы и племена и языки, которыми правит Рим. И такой оборот речи можно найти в Ветхом Завете. Предсказывая вторжение в Палестину ассирийцев, пророк Исаия пишет: "Наведет на него Господь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих, и выступит из всех берегов своих; и пойдет по Иудее, наводнит ее, и высоко поднимется, дойдет до шеи" (Ис. 8,7.8). И пророк Иеремия, предсказывая нашествие, использует ту же картину: "Вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком и потопят землю, и все, что наполняет ее" (Иер. 47,2).

В 17,4 сказано, что женщина облачена в порфиру и багряницу и украшена всякими драгоценностями. Это символ роскоши Рима, а также похоти и распутства, в котором Рим проматывал ее; картина богатой блудницей, разукрашенной в пух и прах, чтобы совращать людей.

Сказано также, что у женщины в руке золотая чаша, которая наполнена была мерзостями и нечистотами ее блудодейства. И это тоже образ Вавилона, взятый из ветхозаветных пророческих осуждений. Пророк Иеремия сказал: "Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю: народы пили из нее вино и безумствовали" (Иер. 51,7). И вот теперь Иоанн говорит, что Рим держит золотую чашу, в которой и заключена соблазнительная сила, распространившая безнравственность и распутство по всему миру.

Далее сказано, что на челе женщины написано имя (17,5). Блудницы в римских публичных домах носили на лбу повязки с именем. Это еще одна живая деталь в картине Рима, как великой блудницы среди народов.

В 17,6 сказано, что женщина упоена была кровью святых и кровью мучеников. Это указание на гонения против христиан в римской империи. Но здесь Рим не просто заклеймен как великий гонитель; он пресытился этой бойней и упивается ею, как пьяница вином.

В 17,16 говорится, что блудница будет разорена десятью царями. Мы рассмотрим это подробнее, когда перейдем к символике зверя. Здесь достаточно сказать, что это предсказание разрушения Рима восставшими народами. Здесь как бы сказано, что великая блудница будет убита ее же любовниками.

2. ЗВЕРЬ

Значение зверя установить намного труднее, чем значение женщины, в особенности потому, что это значение не остается однозначным. У зверя целый ряд взаимосвязанных значений; общим в них является то, что они все тесно связаны с Римом и римской империей:

1. Женщина сидит на звере, а зверь преисполнен именами богохульными (17,3). Если женщина символизирует Рим, то зверь, совершенно очевидно – римскую империю. Он полон именами богохульными. Сюда относятся два обстоятельства. Во-первых, это указание на множество богов, имевшихся в римском пантеоне, и все эти имена – оскорбление Богу, потому что все они нарушают Его верховное единовластие. Никто, кроме истинного Бога, не имеет права называться богом. Во-вторых, это указание на множество титулов римского императора. У него был титул себастос или августус, что значит почитавший, а почитать следует только Бога. Кроме того, император был дивус или твое, что значит божественный, первое по-латыни, второе – по-гречески; и это прилагательное уместно только по отношению к Богу. Многие императоры носили титул сотер, спаситель, который применим только к Иисусу Христу. Но самым обычным титулом императора был в латыни доминус, а в греческом кириос, господь, а это имя, опять же, принадлежит только Богу.

2. У зверя семь голов и десять рогов (17,3). Это повторение того, что было сказано о звере в 13,1 и мы скоро вернемся к его значению.

3. Зверь этот был и нет его теперь, но скоро придет (17,8). Это восходит к 13,3.12.14 и представляет собой ясное указание на легенду о Неро редививус, о которой Иоанн никогда не забывает. Мы уже видели, что идея воскресшего Нерона стала неразрывно связанной с идеей антихриста. И потому в этом отрывке зверь символизирует антихриста.

4. У зверя семь голов. Это можно объяснить двояко:

а) В 17,9 эти семь голов символизируют семь холмов. Это объясняется просто; Рим стоит на семи холмах, а это значит, что зверь этот символизирует Рим.

б) Второе объяснение – одна из загадок Откровения (17,10.11).

И они (головы) – семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

Пять пали. Римская империя началась с Октавиана Августа и первые пять императоров – это Август, Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон. Это те, которые пали. Мы уже видели, что после смерти Нерона следовали два года хаоса, в течение которых быстро сменяли друг друга Гальба, Отон и Вителий. Они, собственно, и не были императорами, и их нельзя включать в список.

Один есть. Это должен быть Веспасиан, царствовавший в 69-79 гг., первый император, восстановивший порядок в империи после смерти императора Нерона.

Другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. Императору Веспасиану следовал Тит, царствовавший лишь два года (79-81 гг.).

И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. Это может только значить, что император, следовавший за Титом, отождествляется с Неро редививус и с антихристом и этим императором был Домициан.

Можно ли в действительности отождествлять Домициана со злой силой, которая персонифицировалась в Неро редививус? Обратимся к жизни императора Домициана, написанной римским биографом Светонием Транквиллом, не забывая при этом, что Светоний не был христианином. Домициана, как говорит Светоний, боялись и ненавидели все. Это была мрачная фигура; уже с самого начала его правления "он запирался каждый день один и занимался только тем, что ловил мух и протыкал их особенно острым грифелем". Психологи посчитали бы это примечательным фактом. Домициан был безумно ревнив и подозрителен. Он состоял в гомосексуальной связи с известным актером, по имени Парис.

Один из учеников Париса был до того похож на своего учителя, что не было бы неразумным предположить, что он был его, Париса, сыном; юноша сразу же был казнен. Историк Гермоген писал о вещах, которые не пришлись по душе Домициана, а потому император велел казнить его, а переписывавших его рукопись распяли. Сенаторов казнили, так сказать, направо и налево. Саллюстия Лукулла, легата в Британии, он приказал убить за то, что копья нового образца он позволил назвать "Лукулловым". Домициан восстановил древнюю казнь; осужденного раздевали догола, ставили шею и голову в рогатину и секли розгами до смерти. Он подавил одну из гражданских войн, вспыхнувшую после восстания в провинции. Светоний описывает это так: "После междоусобных войн свирепость его еще более усилилась. Чтобы выпытывать у противников имена скрывающихся сообщников, он придумал новую пытку; им прижигали срамные члены, а некоторым отрубали руки".

В начале своего правления Домициан появлялся на состязаниях в золотом венце с изображениями Юпитера, Юноны и Минервы, а жрец Юпитера сидел рядом с ним. Возвращая к себе свою разведенную жену Домицию, он сказал, что он вновь возводит ее на священное ложе. Он любил, чтобы при появлении его в амфитеатре его приветствовали криками: "Государю и государыне слава!" Свои официальные декреты он начинал словами: "Государь (господь) наш и бог повелевает..." и вскоре к нему только так и можно было обращаться.

Он был настолько подозрителен, что никогда не выслушивал узников наедине, и даже тогда, когда при этом присутствовала стража, они были закованы в цепи. Он так боялся за свою жизнь, что отделал стены в портиках, где он гулял, блестящим лунным камнем, чтобы видеть по отражению, как в зеркале, все, что делается у него за спиной. Наконец, 18 сентября 96 г. он был убит при самых кровавых обстоятельствах.

Ко всему этому мы можем еще прибавить, что именно Домициан первым сделал культ кесаря обязательным, и именно он несет ответственность за развязывание приливов гонений на христианскую Церковь.

Вполне может быть, что Иоанн видел в Домициане воплощение Нерона. Многие тоже так считали. Римский поэт-сатирик Ювенал говорил о "Риме, порабощенном лысым Нероном" (Домициан был лыс). Позже Ювенал был изгнан из Рима, а потом и убит за свою безрассудную смелость. Тертуллиан назвал Домициана "человеком типа Нерона и такой же жестокости", а также "унтер-Нероном". Это же высказывание приводит историк Церкви Евсевий.

Но здесь возникает одна трудность; складывается впечатление, будто Иоанн писал в царствование Веспасиана, тогда как мы знаем, что в действительности Иоанн писал в царствование Домициана. Этому может быть два объяснения. Иоанн мог написать это видение за много лет до того, то есть, еще при Веспасиане. Позднее он увидел его ужасную реализацию и включил в окончательный вариант Откровения. Или же он написал все Откровение при Домициане, но мысленно перенесся назад в эпоху Веспасиана, чтобы ретроспективно проследить ужасный ход истории.

Как это ни объясняй, весь отрывок имеет смысл лишь в том случае, если мы предположим, что Иоанн видел в Домициане перевоплощение Нерона, высшее олицетворение римского порока и открытого неповиновения Богу; не приходится уже и говорить, что он отождествлял Домициана с антихристом.

Остается еще одна проблема, связана с определением десяти царей (17,12-17), и менее всего поддается однозначному решению. В 17,12-17 показано, что десять рогов – это десять царей, которые еще не получили царства. Они получали царство и власть, но это повлечет за собой два последствия: они единодушно передадут свою власть зверю и вместе с ним они восстанут против блудницы и поведут борьбу с Агнцем, и будут, в конечном счете, разгромлены.

Самое вероятное толкование сводится к тому, что эти десять царей – наместники парфянских орд, которые объединятся с Нероном и начнут с ним последнюю битву против Рима, в которой Рим будет разрушен, а Агнец покорит все враждебные силы вселенной.

ГОРОД, СТАВШИЙ БЛУДНИЦЕЙ (Отк. 17,1-2)

В этих двух стихах Рим обрисован как блудница. В Ветхом Завете языческие и непослушные Богу города неоднократно охарактеризованы как блудницы. Так описывает пророк Наум Ниневию, когда говорит о многочисленных блудодеяниях развратницы, приятной наружности и искусной в чародеянии (Наум. 3,4); а пророк Исаия – Тир (Ис. 23,16.17). Даже Иерусалим может быть охарактеризован так: "Как сделалась блудницею верная столица", – сокрушается пророк Исаия (Ис. 1,21). И пророк Иезекииль упрекает: "Ты понадеялась на красоту твою... и стала блудить" (Иез. 16,15).

Для нашего слуха непривычны такие слова, но они полны символического смысла.

1. За ними стоит идея Бога, любящего души Своих людей. Один древний латинский комментатор сказал, что Рим потому назван блудницей, что "он покинул своего Создателя и отдавался дьяволам". Отворачиваясь от Бога, мы грешим больше против любви, чем против закона.

2. И еще одна идея стоит за этим. Один комментатор высказал предположение, что Рим назван блудницей потому, что являлся "приманкой к безбожию и безнравственности". Ведь грех блудницы заключается не только в том, что она грешит сама, но что она побуждает грешить других. Бог никогда не оправдает того, кто совращает ко греху.

ВИДЕНИЕ В ПУСТЫНЕ (Отк. 17,3)

Иоанн говорит, что был перенесен в Духе в пустыню.

Пророк – это человек, который живет в Духе. "Дух поднял меня, – говорит пророк Иезекииль, – и взял меня" (Иез. 3,14). "И поднял меня дух между землею и небом и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим" (Иез. 8,3). "И дух поднял меня и перенес меня в Халдею к переселенцам, в видении, Духом Божиим" (Иез. 11,24). Нет, Дух не переносит человека в теле с места на место, но если человек живет в Духе, горизонты его расширяются; он живет во времени, но становится зрителем вечности. Пророки могли предвидеть вперед развитие истории, потому что они жили в Духе.

В Библии вновь и вновь повторяется картина, как в пустыне к великим людям приходят видения. Моисей встретил Бога в пустыне (Исх. 3,1). Илия встретил Бога и обрел вновь свою веру и смелость после дневного пути в пустыне (3 Цар. 19,4). В пустыне возмужал Иоанн Креститель и укреплялся духом (Лук. 1,80). И Иисус удалился в пустыню, чтобы выбрать путь, по которому Он пойдет, чтобы проповедовать, учить и умереть за людей и за Бога (Мат. 4,1).

Вполне может быть, что в нашей жизни недостает покоя, чтобы мы могли получить весть, которую Бог так хочет поведать нам.

ВЕЛИКАЯ БЛУДНИЦА (Отк. 17,4-5)

В этих стихах дана яркая картина великой блудницы. Она облачена была в порфиру и багряницу – королевские цвета, цвета роскоши и великолепия; она украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Она держит в руке золотую чашу, из которой опьяняет своих любовников. На лбу у нее лента с именем, которое носили все римские блудницы. Имя это тайна. Греческое мустерион не обязательно значит нечто трудное для понимания; оно может быть совершенно непонятным для непосвященных и совершенно ясным для посвященных. В данном случае тайна заключается в том, что Вавилон значит Рим; что неведомо постороннему, то хорошо знает христианский читатель. Все, что сказано о Вавилоне, в действительности относится к Риму.

1. Источником для этой картины Иоанну могли послужить блудницы-жрецы малоазийских храмов. Один из странных моментов античной религии заключался в том, что у многих храмов были блудницы-жрецы. Так, тысячи их жили при храме Афродиты в Коринфе. Посещение их считалось актом почитания богинь и жизненной силы.

2. Возможно, Иоанн имел при этом в виду Мессалину, пользовавшуюся самой дурной славой римскую императрицу. Она была женою слабого и слабоумного императора Клавдия; о ней говорили, что по ночам она шла в публичные дома и служила обычной блудницей. Римский поэт-сатирик Ювенал очень ярко описал это (Сатира 6,114-132).

Разве удивительно, что Иоанн представил Рим как блудницу, если даже императрица опускалась до такого.

Чаша блудницы Рима наполнена мерзостями и нечистотою. Чтобы никто не подумал, что это приговор ограниченного христианина, вспомните, что римский историк Тацит назвал Рим, "местом, в которое со всего света стекается все самое ужасное и бесстыдное и пользуется там самой большой популярностью"; а философ-стоик Сенека назвал Рим "отвратительной сточной трубой". В сравнении с картинами, нарисованными римлянами, картина нарисованная Иоанном, даже более сдержана. Вот в такую цивилизацию пришло христианство; и вот из такого состояния люди обращались к целомудрию. Здесь мы вполне можем говорить о чуде и победе Распятого.

УПОЕННАЯ КРОВЬЮ СВЯТЫХ И МУЧЕНИКОВ (Отк. 17,6)

Как мы уже указывали во вступлении к этой главе, чрезвычайно интересно, как Иоанн описывает римские гонения. Он говорит, что Рим опьянен кровью святых и мучеников. Это значит, что Рим не просто преследовал христиан с точки зрения юридической необходимости, но получал дьявольское наслаждение, затравливая христиан до смерти.

Иоанн, вне всякого сомнения, думает о гонениях, имевших место при Нероне. Эти гонения начались после великого пожара Рима в 64 г., бушевавшего неделю и опустошившего Рим. Жители Рима были уверены в том, что пожар не возник случайно; они также были убеждены в том, что оказывали помехи тем, кто пытался потушить огонь, а когда огонь затухал, его умышленно раздували; кроме того, они были убеждены в том, что инициатором пожара был Иерон. У Нерона была страсть к строительству, и люди считали, что он умышленно сжег город, чтобы отстроить его заново.

Чтобы отвести от себя подозрения, Нерону нужно было найти козла отпущения, и он выбрал для этого христиан. Это было первым широким и во многих отношениях самым жестоким гонением. Приведем римского историка Тацита полностью, потому что это одно из немногих мест в языческой литературе, где упоминается имя Христа (Тацит: "Анналы". 15,44).

"Любые человеческие усилия, все щедрые дары императора (Нерона), все умилостивления богов не могли отогнать в людях мрачных мыслей, что большой пожар был результатом чьего-то приказа. И поэтому, чтобы избавиться от этой молвы, Нерон возложил вину на класс людей, называемых христианами в народе и ненавидимых за их мерзость, и навлек на них самые изощренные пытки и муки. Христос, от которого они получили свое название, понес крайнее наказание во время царствования Тиберия от руки одного из наших прокураторов, Понтия Пилата и самое злонамеренное суеверие разлилось не только в Иудее, первоисточника этого зла, но даже в Риме, где собирается и получает известность все самое отвратительное и мерзкое со всего света. И, соответственно, сперва арестовали всех, кто признавал себя виновным; после этого на основании их показаний была осуждена огромная масса не столько за поджог, сколько за ненависть к человечеству. Всевозможные издевательства и насмешки сопровождали их смерть. Покрытые шкурами зверей их разрывали собаками и они погибали, или их прибивали гвоздями к крестам, или были обречены пламени и сгорали, служа ночным освещением, когда угасал дневной свет... С этих пор даже к преступникам, которые заслуживали крайних показательных наказаний, росло сочувствие, ибо их, совершенно очевидно, убивали не ради общественного блага, а для того, чтобы утолить жестокость одного человека".

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ЗЛА (Отк. 17,7-11)

Во вступлении к этой главе мы уже видели, что самым вероятным представляется объяснение, что Иоанн мысленно переносится в прошлое, в царствование Веспасиана. Пять, которые пали, это Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон; тот, который есть – это Веспасиан; тот, кто придет, но не долго будет – это Тит; тот, кто уподобляется голове смертельно раненной и исцелившейся, который должен быть новым Нероном – это жестокий Домициан. За всей этой символикой стоят три непреходящие истины.

1. Даже после того, как Нерон умер, его порочность продолжала жить. В Домициане, новом Нероне, Иоанн видит его возрождение и появление. Каждый человек оставляет что-то после себя в этом мире. Это может быть память, которая помогает всему прекрасному и доброму; но это может быть и злое влияние, несущее бедствия многим грядущим поколениям. Жизнь каждого человека указывает куда-нибудь и человек должен позаботиться о том, чтобы она указывала на добро и на Бога.

2. В 17,8 говорится о том, что те, чьи имена не вписаны в книгу жизни, будут поражены злом. Существует только одна возможность избежать его очарования – постоянно смотреть на Иисуса Христа. Тогда хорошо видно, что такое зло.

3. В 17,11 читаем, что зверь пойдет в погибель. Каких бы больших успехов зло ни достигало, в нем сидит семя саморазрушения. Кто вступает в союз со злом, встал на проигравшую сторону.

ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА И ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ (Отк. 17,12-18)

В этом отрывке говорится о десяти рогах, которые символизируют десять царей. Очень похоже на то, что эти цари – наместники и сатрапы востока и Парфии, которых воскресший Нерон, антихрист, поведет против Рима. Или же они просто символизируют мировые державы, которые, в конечном счете, повернут против Рима и разрушат его. В этом отрывке мы отметим некоторые пункты.

1. В 17,14 читаем, что эти мировые державы вступили в борьбу с Агнцем, но Агнец победит их; и тогда званные, избранные и верные разделят с Ним Его победу. Одной из великих идей иудейского мировоззрения была вера в то, что святые и мученики разделят с Богом Его конечную победу. В Книге премудрости Соломона такое же обетование дается тем, кто жил и страдал ради Бога: "И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы; потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле, и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами" (Прем. 3,5-8). Совершенно очевидно, что об этом думали Иаков и Иоанн, когда пришли и просили Иисуса о местах по Его правую и левую руку, когда Он вступит в Свое Царство (Мат. 20,21; Мар. 10,37).

В иудейском мировоззрении есть две линии – одна благородная, и другая жестокая, которая иногда сводилась единственно к жажде мести. Но кто может осуждать гонимых за их страстное ожидание дня, когда в вечности люди поменяются местами; когда тот, кто был ничем, станет всем, и наоборот; когда гонимый станет гонителем, а гонитель – гонимым? Благородная идея заключалась в том, что святые и мученики будут помогать Христу одержать победу и разделят с Ним Его славу. Это и для нас подтверждение, что после креста мы получим венец.

2. В 17,16 говорится о десяти рогах, яростно набросившихся на блудницу, их бывшую любовницу, и поглотивших ее плоть. В Ветхом Завете так поступает лишь самый сильный и дикий враг. Псалмопевец жалуется на то, что так поступят с ним злодеи (Пс. 26,2). Злодеи-правители Израиля, жадные угнетатели, едят плоть народа Божия (Мих. 3,3). А здесь картина ужасной мести. Они будут сожжены в огне. Это наказание за самый ужасный грех (Лев. 20,14), и, прежде всего, кара дочери священника, осквернившей себя блудодеянием (Лев. 21,9).

Здесь следует отметить, что прежние любовники блудницы обратились против нее. Зло несет в себе саморазрушение.

3. В 17,12.13 говорится о десяти царях, которые объединились со зверем, а в 17,17 говорится, что Бог положил им в сердце исполнить волю Его. Это очень странно. Злые силы полагали, что добиваются своих целей, а они, в сущности, исполняли предназначения Божий. Один комментатор говорит: "Даже гнев людей должен восхвалять Бога". За этим стоит истина, что Бог никогда не выпускает из Своих рук управление делами человеческими. В конечном счете, Бог всегда приведет все к лучшему.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →