2. ЗАВЕТ С НОЕМ (9:1−17)

Быт 9:1−4. Бог повелел Ною плодиться, размножаться и наполнять землю (стих 1, 7), как некогда повелел это Адаму (1:28). Ною, как и Адаму, предстояло владычествовать над миром животных (9:2; сравните с 1:26, 28), которые должны были стать источником их повседневной пищи, наряду с пищей растительной (9:3; сравните с 1:29; 2:16); запрещено было лишь употребление в пищу крови (9:5−6; сравните с 2:17).

Быт 9:5−7. С возобновлением начала жизни, олицетворением которого явился Ной, предложен был завет, предусматривавший обязательства со стороны человечества и обетование со стороны Бога. Поскольку люди, свидетели разрушения жизни потопом, могли подумать, будто жизнь не имеет для Бога ценности, и решить на этом основании, что и отнять ее — пустяк в Его глазах, в завете жизнь объявлялась священной: человек не имеет права убивать человека, сотворенного по образу Божию, утверждалось в нем.

В сущности, завет этот был дан для обеспечения устойчивости в природе и стабильности и порядка в мире. Людям предстояло узнать, что они нуждаются в законе, стоящем на страже жизни, и что впредь зло не должно оставаться безнаказанным. Так было положено начало управлению тем обществом, в котором им предстояло жить.

Быт 9:8−17. То, что этот завет (стихи 9, 11−13, 15−17), заключенный в продолжение того, которым Бог удостоил лично Ноя еще до начала потопа (6:18), теперь принял широкомасштабный, универсальный характер (в нем говорится о «всякой душе живой» и о «всякой плоти» — стихи 10−12, 15−17), видно и из того, что знамениям его Бог избрал радугу (стихи 12−13, 17). Дуга ее, простирающаяся через весь горизонт, олицетворяет всеобъемлющий знак Божией верности Его благодатному делу.

Как физическое явление, возникающее, после дождя, радуга до потопа не существовала, потому что тогда земля орошалась не дождями, а туманами и росами (2:5−6). Как природный феномен радуга не может возникнуть, если дождь падает сплошной водяной массой, угрожающей «потопом», и, следовательно, «заявляет» о безопасном характере дождя.

Когда тучи рассеиваются, солнечные лучи, преломляясь в прозрачной среде, атмосферной воды, создают дивное изображение как бы натянутого лука, обращенного против оставшихся туч. (Евр слово «квесет» имеет значение как «радуги», так и «лука» — орудия войны.) Можно увидеть в радуге и «лук», мирно висящий среди безопасных туч — во свидетельство о том, что «битва», буря, миновала Радуга таким образом есть символ мира.

Уже в глубокой древности, на том же Ближнем Востоке, договор, заключенный после войны, соответствовал первому шагу на пути к миру. Подобно и Бог, осудив грех человечества посредством потопа, теперь заключал с людьми мирный договор (завет). Израилю предстояло черпать силы при взгляде на небеса, украшенные радугой, которая возвещала о том, что Бог держит Свое благодатное слово. Но верующим израильтянам она говорила и о том, что Божий суд завершен для «нынешнего века».

Но в конце времен он совершится вновь (Зах 14:1−3; Откр 19:15) — прежде чем окажется возможным утвердить на земле покой Тысячелетнего царства (Откр 20:6). Итак, в Быт 9:8−17 предвосхищается то время, когда Израиль «перекует мечи на орала» (Ис 2:4; Мих 4:3). А до тех пор жизнь со всеми ее атрибутами будет продолжаться, потому что Божие долготерпение в «общее действие благодати» Его не прекратятся до конца времен.

3. ПРОКЛЯТИЕ ХАНААНА (9:18−29)

При толковании этих стихов возникает несколько проблем, которые не дают покоя богословам. Они имеют прямое отношение к характеру и участи хананеев — противников Израиля.

Быт 9:18−23. Вот перечислены сыновья Ноя, и при этом особо отмечено, что Хам был отец Ханаана. От трех сыновей Ноя произошли все народы, населившие землю. Потомками Сима стали семиты, от которых произошел Авраам (10:21−31; 11:10−26).

Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Хотя о вине сказано, что оно «веселит сердце» (Суд 9:13 и Пс 103:15) и смягчает скорбь «погибающего и огорченного душою» (Притч 31:6), несомненно и его пагубное воздействие на состояние человека. Тут нам говорится о Ное, который, выпив вина, опьянел и лежал нагой в шатре своем. Злоупотребление алкоголем и связанная с этим половая распущенность имели широкое распространение в языческой среде, и вот создается впечатление, что Ной, поставленный в начале «нового творения», первым допустил себя до состояния, которое для будущих язычников станет чем-то обыденным (сравните с Быт 6:5; 8:21).

Но главный вопрос касается того, что сделал Хам, меньший (т. е. не младший — им был Иафет — а «меньший», по сравнению с Симом) сын Ноя (9:22, 24), и почему Ной проклял Ханаана, сына Хама (стихи 25−27). Много странных и замысловатых ответов предлагалось на этот вопрос Однако из еврейского текста следует только то, что здесь сказано: Хам увидел наготу отца своего (стих 22), войдя в шатер, где тот, напившись вина, лежал обнаженным. У древних, однако, даже и увидеть своего отца нагим являлось тяжелым нарушением семейной этики.

В описываемой ситуации была, следовательно, нарушена священность семейных устоев, и отец, олицетворявший силу и власть, стал посмешищем. Хам, по-видимому, нечаянно стал свидетелем позора отца, но то, что он сделал затем, было вполне осознанным поступком: он вышел из шатра и, словно бы торжествуя, рассказал об увиденном двум братьям своим.

Так случайный инцидент превратился в значительное событие. Из последующих пророческих слов Ноя (стихи 25−27) станет ясно, что природа каждого из троих его сыновей передастся их потомкам.

Быт 9:24−29. Результатом происшедшего стало пророчество Ноя о потомках своих сыновей. Он начал без обиняков: проклят Ханаан! Это не значит, что Ной наказывал Хамова сына за сделанное Хамом. Слова Ноя относились к хананеям как народу, который произойдет от Хама через Ханаана. Наглый поступок Хама не мог остаться без последствий. Согласно принципу справедливого возмездия требовалось унижение в той же мере. Хам нанес непоправимый урон семье отца, и потому проклятие должно было пасть на семью его сына.

Высказывалось предположение, что Хам попытался взять верх над своими братьями в интересах собственного рода. Но если такая попытка и имела место, то она не увенчалась успехом, и потомки Ханаана не только не стали выше своих соплеменников, а, напротив, оказались у них в рабстве (стих 25).

Ной предсказал, что хананеи станут рабами семитов и иафетян (стихи 26−27). Так и случилось, но не по причине поступка Хама, а потому, что хананеи — по примеру Хама — все более деградировали нравственно. Вот почему, благословляя Израиль во осуществление своего плана, хананеев Бог обрекал на уничтожение. Они подлежали Божьему осуждению в процессе завоевания Ханаана Израилем, потому что дела их были так же «злы», как дела их праотца Хама.

Обреченность хананеев порабощению постоянно прослеживается в ветхозаветной истории, начиная с поражения (и последующего порабощения), нанесенного им царем эламским и его союзниками (глава 14). Одним из примеров является ханаанское племя гаваонитян, которые позже, при Иисусе Навине, рубили дрова и носили воду для скинии (Нав 9:27).

И все-таки слова Ноя скорее выражали общее, а не конкретное пророчество, и сводилось оно к тому, что род Сима будет благословен, а род Ханаана проклят.

Этот лейтмотив благословения-проклятия имеет решающее значение в книге Бытия. Хананеи будут изгнаны из своей земли израильтянами под командованием Иисуса Навина — для того, чтобы благословение могло прийти на Сима (стих 26) и чтобы иафетяне могли жить в шатрах Симовых (стих 27). После многих исторических перепитий потомкам Иафета предстояло жить в дружбе с потомками Сима. Фактически в стихах 24−29 провозглашается основание будущей внешней политики Израиля в Обетованной земле (Втор 20:16−18).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 9 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.