1. «ТАБЛИЦА НАРОДОВ» (глава 10)

Быт 10:1. Следующее перечисление, которое известно под названием «таблицы народов», соответствует родословию сынов Ноевых. Бог повелел им «наполнять землю» (9:1). Но в более поздние дни потомки эти стали расселяться по земле (11:1−9) в результате суда Божия над мятежным человечеством.

В «таблице», по-видимому, представлены племена, жившие на земле в глубокой древности. В ней перечислены семьдесят потомков сыновей Ноя, включая 14 от Иафета, 30 от Хама и 26 от Сима; в пределах «таблицы» они распределены по группировкам.

Структура «таблицы» определяется главным образом повторением еврейского слова бенэ («сыны такого-то») — в стихах 2−4, 6−7, 20−23, 29, 31−32 оно повторяется 12 раз. В других случаях, вместо него, стоит «ялад» («родил»). В евр. тексте с него начинаются стихи 8, 13, 15, 21, 25−26; в свете последующего раскрытия толедот (родословий) прослеживается эволюция чем-то примечательных их персонажей (к примеру, о Хуше и Нимроде в стихах 8−9).

Особенного внимания заслуживают стихи 15−19, где говорится о потомках Ханаана (стихи 15−18) и даже указаны границы Обетованной земли (стих 19). Автору кв. Бытия древняя эта таблица служила, по всей видимости, для того, чтобы выяснить, какие из потомков Ноя подлежали благословению, а какие — проклятию. В большинстве «разделов», начинающихся с «ялад», речь идет о хананеях и хамитах, племенах близких к Израилю. И чтобы узнать, кто из соседей израильтян был угоден Богу, а кто — не угоден, автору надо было «справиться» с «таблицей народов».

Она представляет собой родословие, построенное скорее «по горизонтали», чем «по вертикали» (в главах 5 и 11 генеалогия прослеживается «по вертикали»). Главная ее задача состояла не в установлении происхождения, а в том, чтобы проследить, политические, географические и этнические контакты, возникавшие между племенами по тем или иным причинам, из которых едва ли не главной было ведение священной войны. Родственным племенам естественно было выступать как союзникам.

Таким образом в «таблице народов» указаны те из племен, обитавших на территории, обещанной Израилю, и вокруг нее, которые играли в той далекой древности выдающуюся роль. Перечисленные имена — это имена родоначальников племен и кланов, и основателей городов, владычествовавших и над прилегавшими к ним территориями.

Как уже говорилось, из таблицы следует, какие народы древнего Востока подлежали благословению, а какие — проклятию (лейтмотив книге Бытия). Кроме того, из нее следует, каким образом они распространялись и «наполняли» землю, хотя и не были послушны Богу. Все они произошли от одного человека — Ноя — и были, следовательно, одним народом; но одни были связаны близкими родственными узами, другие же состояли в дальнем родстве. Говорит «таблица народов» и об общем печальном состоянии человечества, которое, рассеявшись по всему лицу земли, жило разделенное культурным и языковым барьерами. Войны и конфликты — неизбежное следствие такого положения дел.

Быт 10:2−5. Потомки Иафета, числом 14, приведены первыми. Они составляли народ, живший на севере, далеко от Израиля. Гомер соответствовал киммерийцам, которых принято считать «одного корня» со скифами. Магог владел землею Гог, между Арменией и Каппадокией (сравните Иез 38:2; 39:6; карту «Мир Иеремии и Иезекииля» во Вступлении к книге Иеремии). За этим именем стоят орды скифов-кочевников, занимавших территории на юго-запад от Черного моря. Мадай олицетворял мидян, живших на востоке от Ассирии и на юго-запад от Каспийского моря.

Иаван было общим именем эллинов (они же — ионийцы, населявшие западную часть Малой Азии), Фувал и Мешех — названия расположенных на север от Палестины государств, сильных в военном отношении. Возможно, они располагались на территории Понта и в горах Армении. Фирас мог соответствовать жившим на побережье Эгейского моря древним пелазгам — мореплавателям.

Эти семеро положили начало еще семерым. Три северных племени произошли от Гомера: Аскеназ (родственный скифам), Рифат и Фогарма (отдаленные северные племена).

Имена сынов Иавана соответствуют двум географическим названиям и названиям двух племен; речь идет о племенах, родственных грекам. Елиса, по-видимому, Кипр. Фарсисом названо дальнее побережье Малой Азии. Киттим тоже населял Кипр. Доданим жил, возможно, в Додоне, на территории Греции.

Под островами народов (часто встречающееся в Библии выражение) понимались языческие племена, жившие за пределами Палестины — главным образом на берегах Средиземного моря. Эти отдаленные территории нынешних Малой Азии и Европы населились от сыновей Иафета (речь идет о доисторическом переселении первобытных народов из горных областей, в частности, Армении, на морское побережье — от ред.). Все эти северные племена не играют заметной роли в истории Израиля, но часто встречаются в писаниях пророков (Иез 27; 37−39).

Быт 10:6−7. Потомки Хама (стихи 6−20) образовали население восточной и южной Месопотамии. Потомки Хуша поселились в Южной Аравии и на территориях современного Египта, Судана и северной Эфиопии. Они смешались с жившими здесь семитскими племенами; отсюда встречающееся порой повторение одних и тех же имен в разных родословиях.

Сева жил в Верхнем Египте. Хавилой (что значит «песчаная земля») могли называться северная и восточная части Аравии, выходящие на побережье Персидского залива и к побережью современной Эфиопии. Савта, древний Хандрамаит, находился на западном берегу Персидского залива. Раама и Савтех — в южной Аравии.

Шева располагался в юго-западной Аравии, а Дедан — в северной ее части. Родословие некоторых из народов этих древних царств прослеживается от Сима к Иоктану (Быт 10:29). Так что налицо этническое смешение, неизбежное при переселении народов.

Быт 10:8−12. Своего рода «вставкой» в «таблице народов» является рассказ о Нимроде, который (и это первый случай в главе 10) начинается со слова «родил» (Хуш родил Нимрода). Нимрод не обязательно был сыном Хуша; он мог происходить по его линии. Так или иначе, попытки отождествить Нимрода с историческим лицом или определить время его жизни не увенчались успехом.

Семантически имя Нимрод связано с глаголом «марад» («восставать»), и на этом основании предание считает Нимрода властителем-деспотом, основателем первых империй — Вавилона и Ассирии (Ассура). В «таблице» же он характеризуется лишь как сильный зверолов (обычное «достоинство» сирийских царей). Нимрод основал несколько могучих городов. И все эти «центры» древней цивилизации тождественны главным врагам Израиля.

Быт 10:13−14. Другим «сыном» Хама был Мицраим, или Египет. Мицраим положил начало племенам, населявшим территории от Северной Африки до Крита. Упоминание в связи с Мицраимом филистимлян свидетельствует о миграции («звеном» в родословии Мицраима филистимляне не были); в том же плане можно сказать об Израиле, что он «был из Египта». Филистимляне переселились с родного им побережья Эгейского моря через Кафтор в Египет, а потом в Палестину. Речь, однако, по всей видимости, идет не о тех филистимлянах, которые жили в 13 веке до Р. Х., а о более ранних пеласго-филистимских племенах.

Быт 10:15−20. Последнюю группу в родословии Хама (важную с точки зрения ее взаимоотношений с Израилем) составляли племена Ханаана. Они населяли Сирию и Палестину, т. е. землю Обетованную, до завоевания их Иисусом Навином. О них (о соответствующих городах и племенах) опять-таки говорится, что Хам родил их.

Сидон (наряду с Тиром) был столицей Финикия. Относительно Хета полной уверенности нет, но речь, по-видимому, идет о родоначальнике хеттеев, некогда могучего сирийского племени. Иевусеи жили в горах вокруг Иерусалима. Аморреями называли всех западных семитов, но тут подразумевается небольшая этническая группа, входившая в смешанное население Ханаана. Другие семь названий менее проблематичны; это названия ханаанских племен, живших на территории Ливана, в Амафе на реке Оронт и по всей стране. В свете проклятия в адрес Ханаана (9:25−27) их перечисление обретает особое значение.

Быт 10:21−31. Потомки Сима записаны последними. Еламиты, происходившие от первого сына Сима — Елама, жили в гористой местности, восточнее Вавилонии. Ассуром называли весь регион Ассирин и его жителей. Арфаксад жил на северо-восток от Ниневии. Луд был тем же, что «лубду» у ассирийцев; это могло быть сокращенной формой от Лудда (возможно, одно из названий Лидии — современной западной Турции). Арам был предком арамейских племен, живших на равнинах Месопотамии. Названные здесь его потомки были малоизвестными племенами.

Далее родословие следует от Арфаксада до Евера и его сыновей. О сыне Евера Фалеке замечено, что во дни его земля (была) разделена; в этом видят указание на вавилонское рассеяние народов (11:1−9). Евр палаг (более правильное, чем «фалек», прочтение) употребляется в Ветхом Завете, когда речь идет о разделении по языкам. Если это предположение верно, то знаменитое событие в Вавилоне произошло через пять поколений после потопа.

Затем «таблица народов» обращается к племенам, происшедшим от брата Фалека Иоктана (10:26−29), большинство которых заселило Аравийский полуостров. Так что Израилю предстояло обнаружить древние родственные связи с этими тринадцатью жившими в пустыне племенами иоктанитов.

Быт 10:32. Здесь привычно звучащая концовка, которая напоминает читателю, что все племена и народы произошли от Ноя, но лишь некоторые из них представляют особый интерес — в плане их отношений с Израилем.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 10 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.