Быт 18:1−8. Три мужа посетили Авраама у дубравы Мамре в Хевроне (сравните с 13:18; 14:13). Это были Господь (18:1, 13; сравните толкование на «Ангел Господень» в 16:7) и два ангела. Хотя правы и те, которые склонны видеть здесь урок гостеприимства, ангелы не затем явились к Аврааму, чтобы преподать ему этот урок. Так почему же Господь действовал таким образом? Почему не использовал, чтобы говорить с Авраамом, прорицателя, видение или голос? Возможно потому, что это должно было стать испытанием как для Авраама, так и для содомлян.

О моральном состоянии патриарха и жителей Содома можно судить уже по тому, как он и они обошлись с пришельцами. Радушный прием, оказанный гостям Авраамом, резко отличался от взрыва цинизма и бесчеловечности, вызванного их появлением в Содоме (главы 18−19) Но, скорее всего, посетители Авраама имели в виду вступить с ним в личное общение.

Принятие в этом случае пищи из рук того, кому предлагается дружба, имело важное значение как для упомянутого общения, так и в свете предстоявшего принесения мирных жертв и заключения соглашений. Когда Господь счел нужным уточнить время исполнения данного Им обетования, то пришел лично и ел у Авраама в шатре. Ничто не могло бы лучше и убедительнее свидетельствовать об установившейся между ними близости.

Авраам побежал на встречу им (18:2), затем поспешил в шатер к Сарре (стих 6), потом побежал к стаду (стих 7); и его слуга (отрок), в свою очередь, поспешно исполнил порученное ему господином его (стих 7). При встрече Авраам поклонился посетившим его до земли (стих 2). Он велел принести воды, чтобы омыть им ноги (стих 4); угощая их, подал им свежеиспеченный хлеб (стих 6), мясо нежного теленка (стих 7), масло и молоко (стих 8), а сам смиренно стоял подле них, пока они ели (стих 8; сравните со стихом 1−2). (Мнения богословов о том, догадывался ли Авраам, кто были его посетители, разделились: некоторые считают, что если бы догадывался, это снизило бы цену добродетели, явленной патриархом в гостеприимстве.)

Быт 18:9−15. После трапезы один из посетителей сообщил, что у Сарры через год родится сын. (С этого момента Говорящий прямо отождествляется с Самим Господом; стих 13.) Мысль эта показалась Сарре нелепой, и она рассмеялась в душе. Укором и обвинением в адрес женщины прозвучали слова Гостя: Есть ли что трудное для Господа?

Рождение, невозможное с человеческой точки зрения, совершится, подтвердил Он. Для человека, однако, характерно — откликнуться на кажущееся невероятным так, как откликнулась Сарра: проявить недоверие, рассмеяться, а потом из страха отрицать, что не поверил и рассмеялся (18:15). Так реагируют порой и христиане. Но Бог, знающий человеческое сердце, в милости Своей проявляет к ним снисхождение. Что же до обещания Его Сарре, то неужели появление ребенка из «омертвелого чрева» — такое уж великое диво для Того, Кто творит жизнь во всех ее формах!

г. Ходатайство Авраама о жителях Содома (18:16−33)

В этом тексте преобладающее звучание имеет мотив справедливости («вырастающий» из предыдущих стихов; стихи 9−15). Конечно, Бог в состоянии сделать все, что пожелает, но будет ли это справедливым? Да, будет, и это следует из Его ответов на просьбы Авраама.

Быт 18:16−21. Здесь Божий монолог о Его суде над «городами долины», главным из которых был Содом. Обращает на себя внимание «двойная мотивировка» Богом Его откровения Аврааму относительно того, что Он намерен делать: 1) Все народы благословятся в Аврааме, поэтому Бог открывает ему, что прежде того Он уничтожит нечестивый Содом. 2) Аврааму предстоит учить своих потомков праведности и справедливости (ходить путем Господним, творя правду и суд; стих 19), так как без этого им не дано будет наслаждаться Божиим благословением.

Фразу вопль Содомский и Гоморский надо понимать как «вопль людской против тяжких грехов Содома и Гоморы, возносящийся к небу». Сойду и посмотрю Руководствуясь принципом абсолютной справедливости, всезнающий Бог показывает, что суд Его совершится не прежде чем Он полностью и непосредственно убедится в происходящем.

Быт 18:22−33. Неужели Бог погубит праведного заодно с нечестивым? Авраам был убежден, что и в Содоме жили праведные люди, и в душе своей он молился не только о Лоте; он просил о Содоме в целом, аппелируя к Божией справедливости. В этом его ходатайстве о Содоме раскрывается благородный характер Авраама. Он молился о том, чтобы все в городах на равнине — как нечестивые, так и праведные — были пощажены ради праведников (стих 24). Было время, когда сам он освободил этих людей, плененных им в сражении (14:16).

А теперь просил за них тем более смело и настойчиво, что сознавал, к кому обращается. «Неотступность» Авраама в разговоре с Богом поражает. Однако не следует упускать из виду, что смелости его сопутствовали искреннее смирение и глубокое благоговение. Он молил о справедливости: об избавлении Содома, если в нем найдется 50 45 40 30 20 или хотя бы 10 праведников (18:24−32). Он не пытался «уговорить» Бога поступить против Его воли (в этом смысле просьбы Лота разрешить ему пойти в Сигор отличаются от молитвы Авраама: 19:18−23).

Итак, тема справедливости звучит тут явно и подчеркнуто: благословляемым Богом предстоит а) наставлять справедливости других; б) ходатайствовать о справедливом суде; и в) знать, что Бог может сохранить и нечестивых ради праведных. Несомненно, Израиль познал из этого, что Бог есть справедливый Судия, что праведность возвышает народ (сравните с Притч 14:34), и что на праведных людях держится всякое человеческое сообщество (сравните с Мф 5:13).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 18 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.