е. Авраам обманывает Авимелеха (глава 20)

В этой части повествования передана промыслительная Божия забота о Его народе, но главное ударение делается здесь на чистоте — прежде всего, на сохранении чистоты Саррой. Святость брачных уз весьма важна для исполнения Божиих обетовании. Греховность, наряду с недостаточностью веры, поставила бы обетованное благословение под угрозу.

Быт 20:1−7. Тут Авраам повторяет перед Авимелехом, царем Герарским, ту же ложь о Сарре (20:2), к которой прежде прибег в Египте (глава 12). Делает он это опять-таки из страха (стих 11). Позже точно так же поступит Исаак по отношению к другому Авимелеху! (26:1−11). («Авимелех» — буквально «царь-отец» — был общим титулом филистимских царей, как «фараон» — египетских.)

Герар был расположен вблизи побережья, менее чем в двадцати километрах от Газы и километрах в восьмидесяти южнее Хеврона, в Филистимской земле (21:34). После того, как Авимелех взял Сарру, Бог предупредил его во сне (20:3), но еще прежде наказал бесплодием его жену и рабынь (стихи 17−18). Царю было сказано, что Сарра имеет мужа.

Слова Авимелеха: Владыка! неужели Ты погубишь и невинный народ? — перекликаются с мольбой самого Авраама (18:23−32). Это ли не прозвучало укором в сердце патриарха, когда филистимский царь призвал его к себе и стал ему выговаривать!

Итак, когда Авимелех заверил Бога в том, что не погрешил против совести в этом деле, Бог повелел ему возвратить Сарру, и да помолится Авраам-пророк (наби — это первое употребление этого слова в Ветхом Завете) за Авимелеха. Молитва патриарха спасла царю жизнь.

Бог не упрекал Авимелеха, однако, высказал ему недвусмысленное предупреждение относительно греха прелюбодеяния, который подлежал наказанию смертью (20:7). Заключительная фраза стих 7 предвосхищает то же повеление в Десятисловии (Исх 20:14). Бог соединил Авраама с Саррой, чтобы от них пошло угодное Ему потомство.

Для завета, который Он заключил с Авраамом, это имело основополагающее значение. «Избавление» патриарха в двух аналогичных случаях (Быт 12 и 20) позволило сохранить как чистоту Сарры, так и неповрежденность обетования. Не следует забывать, что Бог управляет рождением; что Он чудесным образом вторгается в человеческую жизнь; что Он «закрывает» и «открывает» чрево (стих 17, 18). Никому из земных властителей не под силу «сорвать» Божий план!

Быт 20:8−18. Бог не упрекал Авимелеха, но Авимелех с горечью упрекнул Авраама. Царь укорял его в том, что ввел его в великий грех (стих 9). Желая искупить свою вину перед Саррой, он дал ей в дар — во свидетельство ее невинности — покрывало (что, видимо, соответствовало какому-то местному обычаю); стих 16. Богатыми дарами постарался Авимелех задобрить и самого патриарха, которому позволил жить в его земле (стих 15).

Во всей этой истории звучит предостережение израильтянам не только против греха прелюбодеяния как такового, но и против смешанных браков с язычниками. К сожалению, Израиль редко вспоминал этот урок (Мал 2:10−17).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 20 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.