в. Исаак получает жену (глава 24)

На примере этого события видим попечение Господа о верных слугах Его. Это Он ведет слугу Авраама, посланного за невестой для Исаака, — во исполнение следующей фазы Своего обетования. Глава делится на четыре раздела:

Быт 24:1−9. 1) Поручение. Авраам, полагаясь на Божие обещание, сказал рабу своему управлявшему домом его, чтобы тот торжественно поклялся привести жену Исааку из родной земли патриарха, лежавшей километрах в семистах от места их тогдашнего обитания. Давая клятву, Елиезеру (15:2) следовало положить руку под бедро Авраама (сравните 47:29) — в знак того, что, если он клятвы не выполнит, то дети, которые родятся от «чресл» потомков Авраамовых, отмстят потомкам Елиезера.

Быт 24:10−27. 2) Упование. Елиезер уповал на то, что Господь поведет его, и помолился, чтобы будущая невеста Исаака напоила его и верблюдов его. Заметим, что это была нелегкая работа — напоить десять верблюдов, так как животные эти потребляют очень много воды. И вот в города Нахора (в северо-западной Месопотамии; стих 10; сравните 25:20) все произошло в точности по молитве верного раба.

В знак благодарности Елиезер щедро одарил девушку, дав ей золотое кольцо (какие продевались в нос), и два золотых браслета. Затем он спросил ее, не найдется ли место в доме отца ее, чтобы ему и его спутникам переночевать. Девица ответила, что не только место, но и пища найдется, и снова поразился Елиезер доброте ее и готовности услужить.

Быт 24:28−59. 3) Успех. Узнав от сестры о происшедшем, Лаван, брат ее, пригласил Елиезера с его спутниками в дом. Тот рассказал родным Ревекки о поручении, с которым пришел, и о том, что Господь, благословивший господина его, привел его к ним прямым путем, после чего получил разрешение взять девицу для Исаака.

Есть основания полагать (судя, в частности, по словам Девица рассказала в доме матери своей), что Вафуил, отец Ревекки, к тому времени уже умер. Не случайно Лаван, видимо, заменяя отца, решает вопрос о замужестве сестры.

Быт 24:60−67. 4) Завершение дела. Елиезер привел Ревекку в Негев (в русском переводе Библии — «земля полуденная»), и стала она женой Исаака, когда тому было сорок лет (25:20); Аврааму было в то время 140 лет.

В 24:12 Елиезер, обращаясь к Господу, просит Его «сотворить милость». Слово «милость» находим и в стихах 27 и 49. Ему соответствует еврейское хесед, которое в более точном переводе звучит как «верная любовь» или «верность завету». Хесед — ключевое слово в этом тексте. В четырех разделах 24-ой главы четыре персонажа действуют в согласии с «милостью», а точнее — с «верностью завету»: Авраам — подготавливая будущее; Елиезер — содействуя исполнению его; Бог — осуществляя его; Ревекка — принимая уготованное ей.

Бог в провиденьи Своем и милости (хесед — «верность завету») действует как верховный Владыка, но — через обстоятельства людей, верящих в Него. Эта скрытая в Боге обусловленность трояко подчеркнута в главе 24.

1. Господь — в сущности единственная «причина» всего происходящего. Это явственно звучит в словах Елиезера: «Господь привел меня» (стих 27 и 48). (И верно для всего «происходящего» в Библии.) Даже и Лаван, брат Ревекки, признает, что от Господа это дело (стих 50) и призывает Ревекку «пойти», как сказал Господь (стих 51).

2. Присутствие Бога «за сценой» явно, хотя прямо здесь не исходит от Него ни слова ни чуда, ни прорицания; даже и подтверждения Его завета с Арваамом не находим в этой части повествования, которое по-своему уникально для книги Бытия. Но, подчеркиваем, оно сохраняет свою актуальность и для современных верующих. Предвидение веры, находящее выражение в личной молитве, тем более преобладает здесь, что видимые доказательства Божьего участия в этом деле отсутствуют.

3. Божией рукой переворачивается еще одна страница намеченного Им плана по благословению человечества. О соучастии Его в судьбах человеческих свидетельствует и то, скольких неудач удалось избежать «действующим лицам»; раб Елиезер мог бы потерпеть неудачу в своей миссии (стихи 5−8): он мог бы «не узнать» ту, которая была назначена Исааку (стих 14, 21); ему мог бы отказать Лаван (стихи 49−51), либо сама Ревекка — выразить нежелание идти с ним (стихи 54−58). Но направляющая сила Божия преодолевала все возможные препятствия и «из частей складывала целое»

Однако и человеческая роль тут налицо. Прежде всего роль верного раба Елиезера. Для него порученное ему было свято как содействующее осуществлению Божией воли. Он полностью уповает на Бога и ищет водительства Его в молитве. Он неизменно воздает хвалу Господу (стих 27, 48−49), и по ходу развития событий это имеет немаловажное значение.

Итак, выбор невесты для Исаака был делом Божиим, и это признано Лаваном и Ревеккой. Тех, кто молитвенно и послушно исполняют волю Его, Бог ведет и направляет. Как сказано в Притч 3:5−6: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 24 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.