Быт 30:1−8. Действия Рахили перекликаются со словами Сарры: и та и другая вовлекают своих мужей в сожительство со своими рабынями, чтобы таким образом «побороть» свою бездетность (сравните 16:1−4). Горечь борьбы с сестрою и радость победы нашли отражение в именах, которые дала Рахиль детям Валлы. Имя Дан объясняется словом дананни — судил мне Бог (в значении «Бог оправдал меня»); имя Неффалим созвучно словам наптуле («борение») и нипталти («я боролась»: стих 8).

Быт 30:9−13. Тогда и Лия последовала сомнительному примеру младшей сестры и дала Иакову свою служанку Зелфу. От нее родились Гад («счастье») и Асир («ко благу моему»; по смыслу это имя синонимично предыдущему).

Быт 30:14−21. Рувим, первенец Иакова, нашел мандрагоровые яблоки (плоды, имеющие наркотическую силу, видимо, редкие в Месопотамии), которым приписывалась способность стимулировать зачатие. Рахиль, в надежде, что они «помогут» ей, взяла их у Лии в обмен на разрешение старшей сестре, которую «превозмогла» (стих 8: видимо, в том смысле, что всецело завладела сердцем мужа; стих 15), провести ночь с Иаковом.

В результате появился на свет Иссахар («есть награда»). Вероятно, возмездие (в значении «воздаяния») от Бога Лия, по ее мнению, заслужила за свое «самоотречение» (она ввела к мужу, которого любила, рабыню, чтобы у него больше родилось сыновей) и унижение (Иакова ей пришлось «купить» у Рахили на одну ночь за мандрагоровые яблоки).

В имени шестого (и последнего) сына — Завулона — Лия отразила мысль, что Бог дал ей дар, и надежду, что теперь у нее в шатре будет жить Иаков (на Востоке долгое время авторитет жены зависел от числа сыновей у нее). Потом Лия родила дочь и дала ей имя Дина.

Быт 30:22−24. Наконец родила и Рахиль (но не потому, что поела мандрагоровых яблок, а потому, что услышал ее Бог — стих 22) и назвала сына Иосиф (йосеп). Это имя, как и имя «Завулон», имеет двойное значение. И сказала (Рахиль): снял Бог (асап) позор моего бесплодия. И другого, произнесла она с верою, сына Господь даст мне. В евр. тексте здесь слово йосеп («прибавит»).

В этом разделе (29:31 — 30:24), составленном из ряда коротких повествований, внимание акцентируется назначении имен сыновей Иакова. Каждое из них «толкуется» Лией или Рахилью применительно к конкретным семейным обстоятельствам. Из текста видно, как Бог заботился об Иакове, полагая начало великому народу.

Оглядываясь впоследствии назад, израильтяне могли видеть «корни» свои не только в Иакове, но и во вражде двух женщин, которая, однако, должна была служить им предостережением: им, братьям, сыновьям Иакова, не следовало, подобно их матерям, вступать на опасный путь соперничества. С самого начала, однако, именно им определялся в значительной мере характер межплеменных отношений в Израиле.

Что же до присутствия Божьего «среди» зарождавщегося народа, то книга Бытия не оставляет сомнения в том, что Бог «предпочел» обиженную мать. Колено Иудино, из которого выйдут цари Израиля, и колено Левинно, из которого выйдет его священство, имели свои «истоки» в Лии, несмотря на всю любовь Иакова к Рахили и ее сыну Иосифу.

е. Иаков увеличивает свое богатство за счет Лавана (30:25−43)

История о приобретении Иаковом богатства необычна. На первый взгляд кажется, будто этот умный человек просто перехитрил еще одного своего соперника. Но Иаков более, чем он, возможно, сознавал это, обязан был своим торжеством Богу.

Быт 30:25−36. Когда он обратился к Лавану за разрешением отпустить его в родные края, тесть стал уговаривать его остаться (стихи 27−28, 31). Перед читателем образчик «восточной дипломатии»: ведя переговоры, два бедуина-вождя — предельно начеку. По словам Лавана, он приметил, что Господь благословляет его за Иакова. Иаков соглашается (стих 27, 30). Постепенно они подходят к сути дела. Зять предлагает Лавану план, который как будто бы самому Иакову не сулит особого выигрыша. В награду за продолжение работы на Лавана он просит у того овец черной масти и всякий скот и коз с крапинами.

Такого скота (более редкой масти) было меньше чем одноцветного, и Лаван, не видя в этой сделке никакой «угрозы» для себя, быстро на нее согласился. Для вящей безопасности он, однако, поручил скот, отобранный для Иакова, надзору собственных сыновей, а в качестве дополнительной предосторожности назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Теперь он был уверен, что Иакову нелегко будет увеличить поголовье своих стад.

Быт 30:37−43. Бог благословил Иакова, как это прямо следует из 31:11−12, через осуществление тем хитроумного плана. Опытный скотовод, Иаков воспользовался известной с древних времен крайней восприимчивостью овец и коз к внешним впечатлениям во время случки. Пестрые прутья в водопойных корытах, перед которыми спаривались животные, послужили причиной массового рождения пестрого скота.

Прибег Иаков и к другому «селективному методу»: когда зачинал скот крепкий (ранней весной), Иаков, который продолжал пасти мелкий скот у Лавана (стих 36), клал пестрые прутья пред глазами скота, и не делал этого, когда зачинал скот слабый. И становился «крепкий» пестрый скот собственностью Иакова, и стал этот человек весьма богатым.

«План» Иакова вызвали к жизни несправедливость и хитрость Лавана, как задолго до того намерение Исаака благословить Исава толкнуло Иакова на обман. В обоих случаях попытки «обездолить» его были Иаковом отражены. Но в конечном счете источник своих побед он видел в Божием благословении, хотя и вынужден был (испытывая страх и гонимый опасностью) расплачиваться за свое «лукавство».

г. Бегство от Лавана; Иаков — под Божией защитой (глава 31)

Доказательство Божьего благословения как в процветании Иакова у Лавана, так и в том, что он невредимым вернулся домой.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 30 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.