д. Казнь 5: падеж скота (9:1−7)

Исх 9:1−4. И снова потребовал Моисей освобождения израильтян (от имени Бога Евреев; сравните 3:18; 5:3; 7:16; 9:13; 10:3). Если фараон откажется отпустить их, сказал Моисей, то вот, рука Господня (сравните 3:19; 6:1) будет на скоте твоем… на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах.

При том, что по всему Египту разлагались жабы, и земля была покрыта тучами мух, разносивших микробы, этой эпидемией могла быть губительная для животных заразная болезнь, известная под названием «моровой язвы». Произойти это могло в январе, когда скот выгоняли на пастбища, после возвращения Нила в свои берега. Подобная казнь могла бы обернуться для египтян экономической катастрофой.

А, кроме того, они ведь почитали священными (сравните 8:26) многих животных, в первую очередь, как уже говорилось, быка, символизировавшего бога Аписа или Ра, и корову, представлявшую Хосор, богиню любви, красоты и радости, которую они изображали как женщину с головой (иногда только с рогами) коровы. Да и Кнум был богом-бараном.

Между тем, животных, принадлежавших израильтянам, на которых распространялась милость Божия, эпидемия не коснулась (9:4; сравните 8:22−23; 11:7).

Исх 9:5−7. Казнь совершилась так, как предсказывал Господь: и вымер весь скот Египетский. Тем временем фараон узнал, что в Гесеме из скота израильтян не умерло ничего. Но и теперь, убедившись, что Бог, действительно, сделал различие (стих 4) между израильтянами и египтянами, царь все еще отказывался покаяться.

Однако, если в самом деле весь скот был уничтожен, как объяснить «наличие» скота в стихе 10 и «стад» — в стихах 20−21? Возможны два объяснения: 1) Слово «весь» (стих 6) может быть преувеличением, речевым приемом для выражения того, что погибло очень много скота (однако не весь скот полностью). 2) Но лучшее объяснение, по-видимому, в том, что под «всем» погибшим скотом понимался тот скот, который находился «в поле» (стих 3), а не в хлевах и загонах.

е. Казнь 6: нарывы (9:8−12)

Исх 9:8−12. Как и третья, а затем девятая, эта казнь не была возвещена фараону. Она была первой угрожавшей по своему характеру жизни людей, т. к. привела к тому, что тела их, как и тела животных, воспалились и покрылись нарывами (стихи 9−10). То, что Моисей бросил вверх пепел из печи, могло быть символическим актом, как носило символический характер и применение им и Аароном своих жезлов при совершении нескольких казней.

Египтяне, сильно опасавшиеся эпидемий, поклонялись Секмет, богине с львиной головой, приписывая ей власть над болезнями; Суну, богу эпидемий, и Изиде, богине исцеления. Однако все эти божества не смогли избавить людей и животных от их мучений. Снова оказались беспомощными волхвы Египта (сравните 8:18), потому что были поражены болезнью, как и все остальные (9:11), и поняли бессилие своих божеств. Но фараон не сдавался в капризном своем упорстве (стих 12).

ж. Казнь 7: град (9:13−35)

Этой карой начинается третий цикл казней. Они (седьмая, восьмая и девятая) были более суровыми, чем предыдущие, и описаны более подробно. Седьмая казнь имела тяжкие экономические последствия. Очевидно, что ею снова брошен был вызов некоторым из богов Египта. Так, Нут, богиня неба, не сумела воспрепятствовать возникновению бури с градом; а Озирис, бог плодородия, оказался не в состоянии сохранить — вопреки буре — урожай на полях, как не смог и Сет, бог бурь, остановить эту бурю.

В пространном тексте, в котором описывается седьмая казнь, содержатся следующие четыре момента: наставления Моисею (стихи 13−19); описание разрушений, произведенных градом (стихи 20−26); разговор Моисея с фараоном (стихи 27−32); и констатация нераскаянности фараона (стихи 33−35).

Исх 9:13−19. Снова предстояло Моисею встретиться с фараоном… рано поутру (сравните 7:15; 8:20). Причиной надвигавшейся кары вновь было нежелание царя отпустить Божий народ. Фараон все еще не сознавал всей значительности Бога Евреев (сравните 3:18; 5:3; 7:16; 9:1; 10:3). Он не хотел согласиться с тем, что нет подобного Ему на всей земле. Но, хотя Бог, будучи милостив, не излил всей Своей ярости на египтян (9:15), эта казнь должна была кое-чему научить их, явив им силу Его. Собственно, для этого, как сказал Бог, Он и сохранил фараона (сравните Рим 9:17, 22).

Итак, Он намеревался продемонстрировать Свое могущество, произведя такую страшную бурю с градом, подобной которой не было в Египте со дня основания его (Исх 9:18; сравните стих 24). Однако в милости Своей Бог сказал царю, чтобы укрыл скот свой (сравните толкование на стихи 5−7) и людей своих в домах. Дело в том, что в Египте с января по апрель, пока не устанавливалась летняя жара, скот обычно держали под открытым небом.

Исх 9:20−26, 31−32. Слыша предупреждения Моисея, некоторые из египтян поверили через него слову Господню и повели себя соответствующим образом. Как и предсказывал, Господь подверг египтян гибели и разорению, на землю же Гесем, где жили сыны Израилевы (стих 26), град и дождь (стихи 33−34) не пали. Под градом погибли люди и животные, и был уничтожен урожай. Однако фраза все, что …в поле (стихи 22, 25) уточняется тем, что сказано в стихах 31−32. «Все» относится к тем культурам, которые поспели для сбора, а именно ко льну и ячменю.

Пшеница же и полба (вид пшеницы худшего качества) не пострадали. Лен и ячмень цвели в январе, а урожай их снимали в марте-апреле. Пшеница и полба поспевали примерно на месяц позднее (в апреле), и собирали их в июне-июле (таблицу «Календарь в Израиле» там, где разбирается 12:1). Так что седьмая казнь совершилась, по-видимому, в феврале.

Исх 9:27−30, 33−35. Такая демонстрация всемогущества, которая не могла не вызвать благоговейного страха, побудила и фараона к раскаянию (я согрешил, стих 27; сравните 10:16). Признав, что Бог — праведен т-е. прав (9:27), он согласился отпустить израильтян и отпущу вас, стих 28). Моисей обещал просить Бога о прекращении этой кары, хотя и сознавал, что раскаяние фараона — неглубоко и продиктовано лишь желанием отвести от себя наказание (стих 30).

Однако, если седьмая казнь состояла в том, что на весь Египет, за исключением земли Гесем, падал смертоносный град, то как мог Моисей передвигаться как ни в чем не бывало? Опять-таки это, вероятно, объясняется тем, что и 7-ая казнь была «приурочена» «к полям» (сравните стих 3) и действовала, так сказать, избирательно (уничтожению подлежали находившиеся там люди, животные, деревья, лен и ячмень). Моисей оказался прав (стих 30); хотя истинный Бог, в милосердии Своем, прекратил это истребление, сердце фараона оставалось глухим к Нему.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Исход, 9 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.