к. Казнь 10: смерть перворожденных (11:1 — 12:36)

После трех циклов казней по три в каждой земля египетская лежала в разорении. Бог продемонстрировал Свое безмерное могущество, явив бессилие богов Египта. А нанеся чувствительный удар по экономике этой сильной страны, Он поразил страхом сердца людей, населявших ее. Он побудил египтян возжелать ухода израильтян, хотя самого фараона еще предстояло смирить. После 10-ой казни великая печаль войдет в каждый египетский дом, где были дети. И эта-то казнь повлечет за собой освобождение Божиего народа.

1) Объявление последней казни (глава 11).

Исх 11:1−3. Еще одну казнь Я наведу на фараона, сказал Бог, и после того он отпустит своих рабов, не ставя им более никаких условий (сравните 8:25, 28; 10:11, 24). До этого момента Моисей не знал, скольким казням предстоит поразить Египет. В связи с предстоявшим им скорым освобождением израильтяне должны были выпросить серебра и золота у Египтян, которые, по-видимому, были более расположены к ним, чем фараон (сравните 3:21−22; 12:35−36). Даже сам Моисей пользовался немалым уважением среди фараонова окружения (скорее всего, по причине чудес, которые он творил) и у египетского народа. Это помогает понять, почему египтяне отдали часть своих драгоценностей евреям.

Исх 11:4−8. Как и кары третья, шестая и девятая, десятая наступила, по-видимому, без предупреждения — так что фараону не представилась возможность раскаяться прежде чем она поразила Египет. Возможно, эти стихи служат продолжением спора между фараоном и Моисеем, о котором читаем в 10:24−29.

Десятая казнь была совершенно особой: в полночь в каждой египетской семье должен был умереть перворожденный сын — от царского дома (первенца фараона) до беднейшей из семей (первенца рабыни). Перворожденный сын был у египтян в особой чести, а сын фараона, наследник престола, и сам почитался богом. Так что не было еще в Египте подобных плача и стенаний из-за погибших сыновей.

Почему же Бог навлек такое бедствие на египтян? Следует помнить, что Он является Владыкой, стоящим над всеми делами человеческими. Но благополучие и процветание людей, либо их осуждение и наказание проистекают не из особой любви Бога к одним или отсутствия ее к другим, а из того, что Ему угодно осуществить свою волю в отношении земли в целом.

Поскольку же Он один — свят, то имеет право пользоваться человечеством и располагать людьми по Своей воле. Что бы ни делал Бог, — Он прав, потому что Он — Бог! (Пс 113:11). Нельзя забывать и того, что египтяне исповеды-вали многобожие, поклоняясь многочисленным идолам и лжебогам. И поскольку они отказывались поклониться истинному Богу, то и сделались объектом Его осуждения (сравните Рим 1:18−23).

Богиня Изида, жена и сестра Озириса, по-видимому, считалась покровительницей детей. И вот 10-ая казнь показала полное ее бессилие в той сфере, в которой египтяне полагались на нее!

При совершении этой грандиозной казни евреям не грозила потеря ни одной живой души — будь-то из людей или из скота. И собака не залает на них в ту полночь (буквально не пошевелит пес языком своим). Этим образом — не залает пес и не укусит никого — подтверждалась мысль, что Божий народ не потерпит никакого вреда.

А египтянам это особое отношение Бога к евреям скажет, что Он покровительствует Израилю (сравните Исх 8:23; 8:4). Так-то и случилось, что официальные лица из окружения фараонова, которые после совершения восьми казней начали просить царя отпустить израильтян (сравните 10:7), теперь впрямую стали торопить Моисея вывести его народ из Египта.

При нескольких других встречах с фараоном Моисей предоставлял ему возможность освободить еврейский народ — как средство избежать назначенной кары. Но на этот раз так не было. Сначала предстояло совершиться казни, и лишь затем фараон отпустит народ. Гневное заявление Моисея было последним. Никогда более при встрече с фараоном не предложит он ему выбирать между казнью и раскаянием (сравните толкование на 10:28−29). В предыдущих казнях сыграли свою роль Моисей и Аарон; не так было при последней, которую Бог совершил единолично.

Исх 11:9−10. В этих стихах как бы подводится черта под непокорством фараонова духа (И сказал Господь… не послушал вас фараон; сравните 7 22). Именно это его нежелание слушаться побудило Бога к совершению чудес в земле идолопоклонников; побудило Господа к еще большему ожесточению сердца правителя (сравните толкование на 4:21).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Исход, 11 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.