г. Моисей получает мудрый совет (глава 18)

Приход в стан евреев Иофора — событие, противоположное столкновению их с амаликитянами. Эти пришли сражаться, а тот — чтобы узнать, правильны ли полученные им добрые известия; с амаликитянами была война, а Иофор — искал мира; в битве с амаликитянами отяжелели руки Моисея, воздетые к Богу, — в глазах же Иофора весь его труд, взятый на себя одного, был чрезмерно тяжел.

Эта глава делится на три части: в первой как бы дается «фон», на котором происходит визит Иофора, описываются причины и характер его появления (стихи 1−6); во второй содержится хвала Иофора, вознесенная Господу (стихи 7−12), и в третьей — советы Иофора Моисею (стихи 13−27).

Исх 18:1−6. Услышав об исходе евреев из Египта, Иофор тесть Моисеев (сравните 4:18; известный также под именем Рагуила — 2:18), посетил Моисея, когда Израиль стоял лагерем у Рефидима, близ Синая (толкованиена 17:16 относительно Хорива и Синая), Божией горы (18:5; — сравните 3:1; 4:27; 24:13). Иофор, очевидно, с интересом следил за делами своего зятя, и вот, когда израильтяне расположились у Рефидима, Иофор принял решение посетить его.

Он пришел также и для того, чтобы вновь соединить с Моисеем своих внуков Гирсама («пришлец в земле чужой», сравните толкование на 2:22) и Елиезера («Бог… был мне помощником») и дочь Сепфору, которых Моисей отослал обратно к Иофору, по-видимому, после того, как они пришли в Египет. Хотя о причине этого его поступка нам не говорится, можно полагать, что Моисей хотел избавить их от бремени рабства в Египте.

Исх 18:7−12. Встретившись с Иофором, Моисей выразил ему почтение (поклонился) и благодарность (целовал его); они сердечно приветствовали друг друга. Моисей пересказал тестю множество волнующих событий, случившихся с тех пор, как он вернулся в Египет, особо подчеркивая то, как Господь освободил их. Обрадованный этими чудесными новостями, Иофор отвечал: благословен Господь. Ныне узнал я, засвидетельствовал он, что Господь, Бог израильский, велик паче всех богов.

Убедившись в превосходстве Яхве над другими богами, Иофор принес Ему жертвы в знак своего почтения. Всесожжение было почти полностью уничтожено огнем, но Иофором были принесены и другие жертвы, которые составили часть братской трапезы, — разделяя ее, Иофор и вожди Израиля, возможно, заключили между собой своего рода союзническое или мирное соглашение… Перед нами картина ликующих славословий и общения, однако, никаких уточнений относительно духовного состояния Иофора нам не дается.

Он вернулся в землю Мадиамскую (стих 27), либо, обратившись к истинному Богу, либо для того, чтобы продолжать свое священническое служение среди мадианитян — идолопоклонников. Во всяком случае, его последние слова, обращенные к Моисею, похоже, говорят о том, что теперь и он боялся Бога («и будет Бог с тобою», стих 19; «усмотри., людей… боящихся Бога», стих 21; «Если… Бог повелит тебе», стих 23).

Исх 18:13−23. Иофор стал свидетелем того, как много времени отнимали, у Моисея разбирательство, в качестве судьи, споров, возникавших в народе, и ответы на их вопросы — ведь народ стремился познавать через него (своего пророка — Втор 34:10) Божию волю.

Поскольку эта работа, которую Моисей пытался выполнять единолично, была чрезмерно тяжелой для одного человека (для чего ты сидишь один… это дело ты один не можешь исправлять… Исх 18:14, 18), Иофор предостерег своего зятя, что, действуя так, он лишь измучит и себя и народ сей (стих 18) — ведь людям приходится бесконечно дожидаться в очереди, чтобы изложить свои жалобы.

Иофор дал Моисею мудрый совет возложить часть своей ответственности на других. Самому Моисею надо продолжать учить народ Божиим уставам и законам (сравните стих 16) и «пути Его», по которому они должны идти (стих 20), т. е. тому, как жить угодно Богу; в то же время Моисею следует назначить в качестве судей людей духовно опытных и высоконравственных, чтобы они обеспечивали исполнение закона народом (стихи 20−21). Это должны быть «мудрые, разумные и испытанные» люди (Втор 1:13, 15).

Итак, Моисею следовало быть посредником …народа пред Богом (Исх 18:19) и его учителем, но большинство судебных разбирательств ему надо было возложить на других. Как начальникам над объединениями людей числом в тысячи, сотни, полусотни и десятки (здесь используются термины действительные для военных подразделений), этим другим предстояло взять на себя разбор гражданских дел и споров разной степени важности (что как бы соответствовало гражданским судам различных уровней).

Исх 18:24−27. Моисей принял совет своего тестя, однако, судебную систему, основанную на нем, он, видимо, учредил после того, как ему был дан закон на горе Синай (Втор 1:9−15 сравните с Втор 1:6, где, вместо «Синая», — «Хорив»). Если это так, то, возможно, стихи 24−26 относительно позднейшего осуществления этого плана — включены в 18-ую главу книги Исхода с той целью, чтобы завершить рассказ о совете, данном Иофором Моисею. Иногда авторы Ветхого Завета повествуют о том или ином предмете, руководствуясь не столько хронологическим, сколько тематическим принципом.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Исход, 18 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.