в. Наставления относительно священства (главы 28−29)

Описав скинию и ее обстановку, Господь вслед за тем дал Моисею указания относительно священства, которое, должно было осуществлять контроль над религиозной жизнью народа. В скинии и во дворе ее священникам предстояли различные виды служения: дважды в день они должны были возжигать курения на золотом жертвеннике, следить за тем, чтобы не угасал свет в светильнике и за порядком на столе, где лежали хлебы предложения; они должны были приносить жертвы на жертвеннике всесожжения, строго при этом соблюдая данные им правила, и благословлять народ. Кроме того, священники осуществляли контроль и над решением гражданских дел (например, Чис 5:5−31; Втор 19:17; 21:5), наставляли народ в законе (Втор 17:9, 11; 33:8, 10) и вдохновляли Израиль на решительные, мужественные действия в дни войны (Втор 20:2−4).

1) Священнические одеяния (глава 28).

Исх 28:1. Священниками, которым предстояло совершать служение в скинии, были назначены Аарон и его четыре сына. Через некоторое время старшие — Надав и Авиуд умерли, осужденные Божиим судом (Лев 10:1−2), и после этого священнический клан Аарона составляли два его младших сына: Елеазар, наследовавший после отца сан первосвященника (Чис 3:4), и Ифамар.

Исх 28:2−5. Одеяния первосвященника отличались от обычной одежды, подчеркивая высокое значение его служения (это были одежды для славы и благолепия; сравните стих 40); самым видом своим они должны были постоянно напоминать о святости Божией. Предназначенные лишь для служения в скинии (35:19), они должны были быть изготовлены искусными мастерами (28:3) и из тех же материалов (шерсть и тонкий лен), что и завесы скинии (сравните стих 6, 8, 15, 33, 39, 42), а также из золота (стих 5; сравните стихи 6, 8, 22, 24, 26−27, 36) и драгоценных камней (стихи 17−20). Шесть частей священнического убора, перечисленные в стихе 4, подробно описываются в остальной части главы.

Исх 28:6−14. Ефод, вероятно, представлял из себя короткую безрукавку; она, по-видимому, состояла из двух частей — передней и задней, которые скреплялись на плечах, образуя нарамники (т. е. «наплечники») золотыми цепочками с камнями оникса на них (стих 9); ефод опоясывался по талии (стих 8). На двух камнях оникса следовало вырезать имена 12 колен Израилевых (по шесть на каждом камне, стих 10) — так, чтобы Аарон, входивший в скинию, носил имена их пред Господом (стих 12).

Исх 28:15−21. Наперсник или «нагрудник» первосвященника должен был быть сделан из того же материала, что и ефод (сравните стих 6). Ему следовало быть четыреугольным (квадратным), размером 9 дюймов на 9 дюймов (т. е. «пол-локтя» на «пол-локтя» или 23, 5 на 23:5), с двенадцатью драгоценными камнями, вправленными в золотые гнезда и расположенными на «наперснике» в 4 ряда — по 3 камня в каждом. И на каждом камне следовало вырезать имя одного из колен Израилевых, поставив их, вероятно, в той же последовательности, что и имена, вырезанные на камнях оникса (стихи 9−10).

Исх 28:22−28. «Нагрудник» надевался поверх ефода и аккуратно крепился к нему четырьмя золотыми цепочками. Две из них продевались через золотые кольца на верхних углах нагрудника, и прикрепляли его к нарамникам ефода. Две другие золотые цепочки продевались через золотые кольца на нижних углах нагрудника и прикрепляли его к кольцам ефода шнуром из голубой шерсти, чтобы он был над поясом ефода.

Исх 28:29−30. Наперсник… у сердца его (Ааронова) — фраза, трижды повторяемая в этих стихах — должен был служить постоянным напоминанием в очах Господа (для постоянной памяти пред Господом). Другое назначение его соответствовало назначению урима и туммима, посредством которых священники принимали решения за израильтян (сравните стих 15). Нагрудник был «двойным» (стих 16), образуя своего рода карман для хранения урима и туммима.

«Урим» и «туммим» (слова эти означают «свет», точнее, «светы» и «совершенства») упоминаются в Чис 27:21; 1Цар 30:7−8 (в книге 1Цар под «ефодом» подразумеваются именно урим и туммим); Езд 2:63; Неем 7:65. Они были средством искания у Бога — через священника — ответов на вопросы и возможностей разрешения кризисных ситуаций, перед которыми человеческий ум оказывался бессильным.

По всей видимости, урим и туммим представляли из себя два камня. Каким образом пользовались ими, чтобы познать Божию волю, — неизвестно; некоторые предполагают, что урим соответствовал отрицательному ответу, а туммим — положительному. Возможно, в пользу подобного понимания свидетельствует то, что слово «урим» начинается с первой буквы еврейского алфавита, а «туммим» — с его последней буквы. Другие думают, что эти предметы (камни) просто символизировали право первосвященника вопрошать Бога или уверенность в том, что ему будут даны от Бога просветление («светы») и исчерпывающее, совершенное знание («совершенства»).

Исх 28:31−35. Под ефодом первосвященнику полагалось носить голубое одеяние (ризу) без рукавов, которое ниспадало ниже колен и крепилось у ворота. На ризе не должно было быть швов, а по подолу ее должны были украшать гранатовые яблоки из нитей (либо прикрепленные к кайме подола так же, как колокольчики, либо вышитые по ней), чередующиеся с упомянутыми золотыми колокольчиками (позвонками).

Позванивая, колокольчики давали людям знать, что первосвященник совершает служение во святилище. Звук их убеждал израильтян, что Бог в милости своей позволил священнику служить Ему от их имени. Лишь, облаченный в соответствующее одеяние, мог священник входить в святое место. Нарушение этих инструкций привело бы его к смерти.

Исх 28:36−38. Головной убор, кидар («тюрбан») священника следовало сделать из льняной ткани (стих 39). Наибольшей достопримечательностью кидара была полированная дощечка из чистого золота с вырезанными на ней словами «Святыня Господня». Ради этих слов, отражавших нужду Израиля в очищении перед Богом, дощечка помещалась на передней части кидара, то есть как бы на лбу у Аарона, прикрепленная к кидару шнуром голубого цвета. Вырезанные на ней слова превращали эту золотую дощечку в «диадиму святыни» (29:6; 39:30; Лев 8:9).

Как представитель израильтян, Аарон нес на себе недостатки их приношений, т. е. предлагаемых израильтянам жертв; место это нелегко поддается объяснению. Возможно, имеется в виду, что грех приносившего жертву как бы «заражал» ее; другое толкование: подразумевается греховность самого священника, «передававшаяся» жертве. Так или иначе, первосвященник «нес» (в значении «снимал») эти грехи — в противном случае дары, предназначенные для очищения человека и умилостивления Бога не достигали бы своей цели.

Исх 28:39−42. Хитон из тонкой льняной ткани, о котором здесь говорится, представлял из себя длинное белое одеяние; оно носилось под ефодом (Лев 8:7). (Относительно кидара, тоже изготовленного из тонкой льняной ткани, толкование на Исх 28:36−37).

Пояс был широким кушаком, который обматывался вокруг талии священника; концы его свисали вниз. Даже и эти части их одежд служили славе и благолепию (сравните стих 2) священников и таким образом способствовали тому, что уважение к ним и к Богу со стороны народа возрастало. Полностью и соответственно облаченные, служители Божии должны были пройти через обряд посвящения (сравните главу 29).

Исх 28:43 Поскольку Бог свят, священникам следовало приближаться к Нему со всей почтительностью и в то же время осторожно. В противном случае они навлекли бы на себя вину и смерть (сравните стих 35). Аарону и его сынам надо было одеться с соблюдением всех правил — прежде чем войти в скинию собрания или приблизиться к жертвеннику (возможно, имеется в виду жертвенник для приношения курений), чтобы служить пред Господом.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Исход, 28 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.