1. ВСТУПЛЕНИЕ (16:1−2)

Лев 16:1. Этим стихом наставление по поводу Дня очищения ставится в особый исторический контекст и говорил (сказал, воззвал) Господь Моисею (сравните 1:1; 4:1 и т. д.) по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив с чуждым огнем пред лице Господне, умерли. Надав и Авиуд были сожжены огнем, исшедшим от Господа, потому что приблизились к Нему не так, как было установлено (10:1−2), как бы в противопоставление этому событию в главе 16 излагаются предусмотренные повод и причина уважительного приближения первосвященника к Богу, а также обязательные для него самоподготовка и ритуал, чтобы, приблизившись к Господу, не умереть ему.

Лев 16:2. Предписания для священников Бог не открывает непосредственно Аарону и его сыновьям, но говорит к ним через Моисея. Повеление «не во всякое время входить» во святилище явилось тем ограничительным установлением, в свете которого первосвященник имел право входить туда только раз в году, в День Очищения.

Другими словами, Аарону не было позволено входить «во святилище за завесу», когда ему вздумается. Ибо за завесой первосвященник оказывался лицом к лицу со славой Господней (Шехиной), о которой Бог сказал, что она будет являться в облаке… над крышкою ковчега (сравните Исх 25:10−22; особенно — стих 22; 40:34−38).

В комментариях на Исх 25:17−22 указывается, что в одном из английских переводов Библии крышка ковчега названа «местопребыванием милосердия», но употребленное здесь еврейское слово киппорет (родственное киппер — «совершать искупление», толкование на Лев 1:4) скорее говорит в пользу «места умилостивления», каковое значение ближе к значению греческого слова хиластерион; будучи употреблено в Рим 3:25, это слово переводится как «жертва умилостивления». (диаграмму «План скинии» — там, где толкование на Исх 25.)

2. ПОДГОТОВКА ПЕРВОСВЯЩЕННИКА К ЦЕРЕМОНИЯМ; ПОДГОТОВКА К НИМ ЖИВОТНЫХ (16:3−5)

Лев 16:3−5. Для совершения ритуала в День очищения предназначенных для этого животных следовало привести во двор святилища: для первосвященника и членов его семьи — тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, а за израильское общество — двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. Прежде чем приступить к церемонии первосвященник омывался водою; затем, с целью продемонстрировать, что он — слуга Господу, одевался в простую льняную одежду: нижнее белье, хитон и кидар (тюрбан); пояс тоже был льняным; вообще все его одежды были проще, чем одежды рядового священника (сравните Исх 39:27−29).

3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕРЕМОНИЙ (16:6−10)

Лев 16:6−10. Более детальному описанию ритуалов в День искупления предшествует краткий обзор основных церемоний, совершавшихся в этот день: а) жертвоприношение тельца за грех первосвященника и членов его семьи (сравните стихи 11−14; 24−25, 27); б) принесение в жертву за грех народа двух козлов, один из которых по жребию становился «козлом отпущения» (стихи 7−8); собственно, в жертву приносили второго козла, на которого падал жребий быть для Господа (сравните стихи 15−19, 24−25); и в) ритуал отослания в пустыню козла… отпущения (сравните стихи 20−22).

4. ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕРЕМОНИЙ (16:11−28)

а. Первосвященническое приношение за грех (16:11−14)

В этом параграфе дана последовательность действий в ритуале кропления кровью тельца, закалавшегося первосвященником «в жертву за грех за себя» (стих 11). Церемония эта схожа была с ритуалом, описанным в 4:3−12, когда первосвященник приносил за свой грех обычную жертву; разница лишь в месте, где кропили кровью. В день очищения первосвященник кропил ею не перед завесою и не перед жертвенником для благовонных курений (4:6−7), а, внеся ее в Святое-святых, — «на крышку (ковчега) спереди и пред крышкою» (16:14).

Лев 16:11. Целью жертвы за грех, которую приносил первосвященник, было очистить себя и дом свой. Прежде чем первосвященник мог выступить в роли посредника, предлагавшего «жертву за грех за народ» (стих 15), он должен был очистить самого себя от скверны греха.

Лев 16:12−13. Первосвященник должен был входить в Святое-святых трижды; и первый раз — с кадильницей, полной горящих углей с жертвенника всесожжений; на этих углях ему следовало сжечь благовонное курение, приготовленное специально для использования в скинии (сравните Исх 30:34−36). Очевидно, возникавшее при этом «облако» было подобием дымового экрана, не дававшего первосвященнику лицезреть славу Господню (Шехину) над крышкой ковчега, и таким образом он отводил от себя гнев Господень.

Лев 16:14. Во второй раз Аарон должен был войти за завесу с кровью тельца, чтобы покропить ею на крышку спереди, а затем семь раз… пред крышкою ковчега (либо на сам ковчег перед крышкою, либо на землю). О том, что делали с остальной кровью тельца, говорится в стихах 18−19.

б. Жертвоприношение за грех народа (16:15−17)

Лев 16:15. Это жертвоприношение состояло из «двух козлов» (стих 5), один из которых избирался по жребию для Господа, а другой — быть «козлом отпущения» (стих 8). Здесь мы опускаем процедуру избрания козлов, так как о ней говорилось в толковании на стихи 7−8. О «козле отпущения» вновь говорится в стихах 20−22, но прежде первосвященнику было сказано заколоть Господнего козла в жертву за грех за народ и покропить кровью его в самом святом месте (для этого он и входил туда в третий раз), как делал с кровию тельца (сравните стих 14).

Лев 16:16−17. Такой ритуал должно было совершить в скинии собрания, возможно, посредством семикратного кропления кровью пред жертвенником для сожжения курений, а затем — нанесения крови на роги этого жертвенника (как это было указано в Исх 30:10).

Говорится, что комбинированный ритуал кропления кровью (в святилище и в скинии собрания) предназначался не только для очищения первосвященника, дома его и всего общества Израилева (Лев 16:17), но и для «очищения святилища, скинии собрания и жертвенника» (стих 20; сравните стих 16). Таким образом целью жертвоприношения за грех было дать очищение Израилю, очистив место Божиего обитания от скверны грехов народа. Возможно, в свою очередь, что животное закалалось для очищения народа, а святилище очищалось посредством кропления кровью. Место обитания Божиего нуждалось в очищении по причине нечистоты и неповиновения израильтян, в чем бы они ни проявлялись (стих 16).

в. Очищение жертвенника (16:18−19)

Лев 16:18−19. Не только святилище и остальная часть скинии должны были быть символически очищены от осквернения грехами Израиля, но и жертвенник, который стоял пред Господом. Хотя некоторые богословы полагают, что речь здесь идет о жертвеннике для благовонных курений, более вероятным представляется, что имелся в виду жертвенник для всесожжений, о котором в других стихах говорится как о месте «пред Господом» (1:3, 5 и т. д.).

Данная процедура очищения завершалась наложением смешанной крови тельца и… козла… на роги жертвенника, а также семикратным (16:19) окроплением жертвенника кровью (кропили жертвенник сверху или по сторонам). Целью этого акта было освящение жертвенника, т. е. опять — таки очищение его от нечистот сынов Израилевых.

г. Отослание «козла отпущения» в пустыню (16:20−22)

Лев 16:20−22. Особое значение имеет то, что первосвященник завершал очищение святилища, скинии собрания и жертвенника прежде, чем приводил живого козла… на голову которого должен был возложить обе руки и исповедать над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи, и затем символически возложить их на голову козла.

Хотя по мнению некоторых богословов, на голову козла возлагались уже прощенные грехи, больше ясности, как представляется, вносит следующая трактовка: осквернение человеческими грехами святилища снималось посредством церемонии кропления кровью, а посредством отослания живого козла в пустыню (что являлось частью ритуала жертвоприношения за грех) достигалось искупление в смысле очищения израильтян от их грехов.

Именование козла, которого оставляли в живых, «козлом отпущения» (стих 8, 10, 26) нуждается в пояснении, поскольку еврейское слово азазел (встречающееся лишь в этих стихах Ветхого Завета) переводилось, по крайней мере, четырьмя понятиями: а) буквально как «козел» — «козел избавления» или «козел ухода»; б) как имя собственное, Азазел, которым назывался дух зла или демон пустыни, а то и сам сатана (при таком понимании упомянутого еврейского слова — грехи Израиля как бы возвращались назад, к первоисточнику зла); в) как «скалистый обрыв» (или что-то в этом роде), откуда козел сталкивался вниз, чтобы погибнуть и г) как абстрактный термин, означающий «полное разрушение», «уничтожение до конца».

Так или иначе, обзор богословских мнений на этот счет только вносит еще большую неясность в точное значение упомянутого термина. Но несмотря на все это, о «миссии» козла — унесение прочь, в пустыню, грехов народа — говорится в главе 16 совершенно недвусмысленно.

6. Очищение первосвященника и сожжение жертв всесожжения и жертв, принесенных за грех (16:23−25)

Лев 16:23−25. После того, как первосвященник снимал свои льняные одежды и оставлял их во святилище, он мылся (для большей церемониальной чистоты) и облачался в пышные первосвященнические одежды для совершения ритуала сожжения, Затем он приносил в жертву всесожжения овна (стих 3) за себя и второго овна (стих 5) во всесожжение за народ, вместе с жиром жертв за грех (очевидно, имеется в виду как жир тельца, принесенного за священника, так и жир козла, принесенного за народ). Заслуживает внимания то, что теперь посредством всесожжений очищались первосвященник и народ (сравните 1:4). Очевидно, дополнительные жертвы, о которых говорится в Чис 29:8−11, приносились в процессе последующих церемоний, имевших место в День очищения.

е, Очищение других участников ритуала и завершающие процедуры его (16:26−28)

Лев 16:26−28. Дальнейшее церемониальное очищение — как участников процедуры, так и самого святилища, обеспечивалось: а) очищением человека, который отводил козла в пустыню, б) сожжением вне стана шкур, мяса и внутренностей тельца… и козла, принесенных в жертву за грех, и в) очищением человека, который сжигал их.

5. УЧРЕЖДЕНИЕ ДНЯ ИСКУПЛЕНИЯ (ОЧИЩЕНИЯ) КАК ЕЖЕГОДНОЙ ЦЕРЕМОНИИ (16:29−34)

Лев 16:29−34. Этот ритуал в День очищения (возможно, правильнее было бы называть его Днем очищения) должен был повторяться ежегодно на 10-ый день седьмого месяца («Тишри», октябрь-ноябрь). По всей видимости, вся эта церемония не считалась действительной сама по себе, без истинного покаяния со стороны народа, которому надо было смирить души свои (обычно такое смирение предполагало и пост Ис 58:3, 5; Лев 23:27, 32; Чис 29:7) и не выполнять никакой работы, так как день этот должен был быть субботой покоя.

Значению этой церемонии подводится итог в Лев 16:33−34, а необходимость ежегодного проведения ее подтверждается в стихе 34 — наряду с историческим заявлением, что первый День очищения был проведен так, как повелел Господь Моисею.

Смысл символических жертвоприношений в День очищения раскрывается в Послании к евреям, где указывается, что жертва Христа во искупление грехов народа не совершалась ежегодно, но была принесена Им однажды и за всех — когда Он умер на кресте (Евр 9:11−12, 24−26; 10:12).

II. Соблюдение святости перед Богом посредством «отделения» (главы 17−27)

А. Законы о принесении жертвы и употреблении жертвенного мяса в пищу. (17)

Эта глава является в каком-то смысле дополнением к главам 1−7, поскольку объясняет значение крови в жертвоприношениях (17:11), а также касается связанных с этим вопросов, уже рассматривавшихся прежде (сравните 7:26−27; 11:39−40). Речь в ней не о роли священников (хотя и о них упоминается во вступлении, 17:2), а о возможных ошибках обычных людей — в связи с жертвоприношениями и употреблением в пищу мяса.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Левит, 16 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.