I. ВСТУПЛЕНИЕ (17:1−2)

Лев 17:1−2. Новый раздел книги Левит начинается с уже привычной нам формулы: И сказал Господь Моисею (сравните 1:1; 4:1; 6:1; 7:28; 11:1; 15:1; 16:1−2; 18:1−2; 19:1−2).

Конкретные указания Господа, о которых пойдет тут речь (17:2), каждый раз вводятся фразой «Если кто из дома Израилева» (стих 3, 8, 10; стих 13 «Если кто из сынов Израилевых»), и этими фразами глава делится на четыре части.

209

Левит 17:3−12

2. ТРЕБОВАНИЕ ЗАКАЛЫВАТЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ У СКИНИИ (17:3−7)

Лев 17:3−7. Запрещение, о котором читаем здесь, направлено против заклания животных без принесения их Господу. Исполнять соответствующий закон израильтянам было предписано еще в Синайской пустыне, когда мяса в пищу они не употребляли сколько-нибудь регулярно — и не только потому, что основным их питанием там была манна, но и потому, что слишком, вероятно, ценились дававшие молоко самки одомашненных животных, чтобы убивать их на мясо.

Так, по-видимому, приобрело широкое значение слово «жертвоприношение», под которым стали понимать всякое заклание тельца или овцы или козы, ибо не связанное с жертвоприношением убийство животного полностью было запрещено израильтянам, пока не осели они в земле Ханаанской; там же, поскольку, естественно, возникли трудности, связанные с расселением народа по всей земле, потребовалось внести в этот закон некоторые изменения (Втор 12:20−28).

Пока евреи были в пустыне, те из них, которые хотели поесть мяса домашнего животного, прежде должны были принести его в жертву мирную Господу (Лев 17:5; сравните 7:11−34). Этим не только обеспечивались потребности священников в пище, но и устранялась возможность принесения жертв… идолам (на поле (стих 5) принято было (в Египте, откуда и вынесли этот обычай израильтяне) приносить жертвы козлообразным, как их представляли язычники, демонам пустыни).

Если закалать животное можно было только в святилище, то человеку, который хотел бы принести жертву идолу, не удалось бы оправдаться тем, что он, мол, убил животное в пищу. Да истребится человек тот из народа своего, читаем в 17:4; таковым было наказание за нарушение упомянутого запрета, как и при прочих нарушениях, упоминаемых в этой главе: стихи 9−10, 14; сравните Исх 30:33, 38; Лев 7:20−21; 20:17−18; Чис 15:30−31.

Под этим истреблением скорее подразумевалась прямая кара Божия, чем наказание по решению человеческого суда, хотя, возможно, могло иметься в виду и изгнание виновного (по Божиему указанию) из сообщества израильского.

3. ТРЕБОВАНИЕ ПРИНОСИТЬ ЖЕРТВЫ У ВХОДА В СКИНИЮ (17:8−9)

Лев 17:8−9. Это требование схоже с предыдущим, но содержит в себе уточнение относительно такого человека, который приносил бы всесожжение или жертву не во дворе скинии собрания, а где-либо еще. Основания для соответствующего запрещения были, вероятно, теми же, что в предшествующем параграфе, как таким же было и наказание за непослушание — нарушитель закона подлежал истреблению из народа.

4. ЗАПРЕЩЕНИЕ УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ КРОВЬ (17:10−12)

Лев 17:10−12. Семь раз повторяется в Пятикнижии запрещение употреблять в пищу кровь (Быт 9:4; Лев 3:17; 7:26−27; 17:10−14; 19:26; Втор 12:15−16, 23−24; 15:23); из них наиболее четко и недвусмысленно звучит (имея под собой логическое обоснование), то, которое в Лев, 17:10−14. Здесь, в стихе 11, приводятся две причины упомянутого запрета: 1) душа тела в крови (в англ. переводе это звучит как «жизнь сотворенного существа — в крови», т. е. кровь по самой сути своей необходима для поддержания в нем жизни, и таким образом она фактически отождествляется с самой жизнью); значит, через воздержание от употребления крови в пищу демонстрируется уважение к святости жизни.

2) Кровь сия душу очищает (Бог избрал жертвенную кровь в качестве «цены искупления» за человеческую жизнь — в результате обрывается жизнь того или предается смерти тот, кем подменяется человек); следовательно, воздерживаясь от употребления крови в пищу, люди проявляют уважение к ее святости как средства очищения или искупления.

Бог сказал: Я назначил вам ее для жертвенника, чтобы очищать души ваши, и этим опровергается мнение, будто крови как таковой присуща некая особая действенность. Нет, средством очищения кровь сделалась только потому, что Бог «назначил» ее для этого; Он избрал ее символом искупления и прощения. И опять-таки наказанием за нарушение упомянутого запрета объявлялось «истребление из народа» (толкование на стих 4).

5. ПРИМЕНЕНИЕ ВЫШЕУКАЗАННЫХ ПРАВИЛ К ДИЧИ (17:13−16)

Здесь говорится уже не о крови домашних животных, пригодных для принесения в жертву, а о крови той чистой дичи, которая добывалась на охоте. Поскольку в жертву дичь не приносилась (ведь приходившему к Богу она не стоила ничего), к ней применялось лишь запрещение есть кровь, и не применялось требование закалывать животное у скинии собрания. (Да и нелегко было бы пригнать антилопу или газель к святилищу — с тем, чтобы убить их именно там!)

Лев 17:13−14. Распоряжение относительно крови чистой дичи (дать вытечь крови ее и покрыть ее землею) было позднее — когда уже более не требовалось приносить их в жертву в святилище — распространено и на домашних животных (сравните Втор 12:15−16, 22−24).

Лев 17:15−16. Поев мяса от нечистой «живности» (нечистого животного, а также чистого, но найденного им мертвым или растерзанным хищным зверем), человек должен был вымыть одежды свои вымыться сам, а затем ожидать до вечера, чтобы вновь стать церемониально чистым (сравните толкование на 11:24−28). Почему употребление такого мяса делало человека нечистым? Вероятная причина этого в том, что кровь погибшего животного не была спущена должным образом (сравните 1Цар 14:32−35; Иез 4:14; 44:31; Деян 15:20). Кроме того, простое прикосновение к трупу, как известно, оскверняло (сравните Лев 11:39−40).

Позднее это установление было дополнено следующим ограничением: есть мясо мертвых животных разрешалось лишь иноземцам (сравните Втор 14:21); что же касается более раннего постановления — «псам бросайте его» (Исх 22:31), то его следовало исполнять буквально, т. е. не предлагать мертвечины и иноземцам.

Б. Законы о моральном поведении на основании Завета и об отвержении языческой практики (главы 18−20)

1. ОГРАНИЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ (ГЛ. 18)

На основе главы 18-ой развертывается повествование последней части книги Левит. Ею не только вводится важная тема ответственности Израиля перед святым Богом за то, чтобы быть Его святым народом, а значит, отличаться от народов языческих (сравните важное введение — стих 2:5 и заключительные заявления в стихе 24:30); любопытно, что и самая структура этой главы напоминает форму, которая в древности была присуща на Ближнем Востоке договорным обязательством.

Это а) преамбула — «Я Господь, Бог ваш» (Лев 18:2), б) напоминание об историческом прошлом — о земле Египетской, «в которой вы жили» (стих 3), в) констатация главного условия — «Мои законы исполняйте» (стих 4), г) обещание благословений — «человек будет жив» (стих 5), д) подробное перечисление условий (стихи 6−23) и е) предупреждение о карах за непослушание (стихи 24−30). (также Таблицу в Исх 19).

Конкретные запреты, о которых читаем в главе 18 книги Левит, исходят из принципов святости брака и потребности в стабильности семейной жизни. Этим принципам прямо противоречили потворство половой распущенности, характерное для языческой культуры, а также культовая проституция, процветавшая у язычников, особенно среди хананеян.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Левит, 17 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.