2. ЗАКОНЫ, ПРЕДУСМАТРИВАВШИЕ СВЯТОСТЬ НА ДЕЛЕ, ПЕРЕД БОГОМ И ЛЮДЬМИ (ГЛ. 19)

«Разнообразие материалов, собранных в этой главе, отражает наличие множества различных аспектов в человеческой жизни, которые все подчинены Божьим законам», — пишет Венхэм в своей работе, посвященной разбору книги Левит. Святость Божья (стих 2) является той скалой, на которую опирается «практическая святость» людей, обеспечиваемая в жизни исполнением этих законов.

Хотя конкретные соображения, лежащие в основе тех или иных установлений (например, стих 19), не всегда бывают ясны современному интерпретатору, этическая ценность повелений, содержащихся в 19-ой главе, не вызывает сомнения, ибо они исходят из необходимости справедливого, гуманного, чуткого обращения с престарелыми, калеками, бедными, чужеземцами, с теми, кто тяжело трудится за малую плату, и т. п.

Эти повеления простираются даже дальше простых требований порядочного поведения, они затрагивают и внутренние мотивы такого поведения (стихи 17−18). Заслуживает также внимания, что в 19 главе нашли отражение те главные принципы, которые лежат в основе Десяти заповедей, хотя последние и не перечисляются в том же самом порядке и не всегда на них делается одинаковое ударение.

Шестнадцать раз прерывается изложение фразами «Я Господь» и «Я Господь, Бог ваш»; ими отмечено большинство параграфов этой главы.

а. Введение (19:1−2)

Лев 19:1−2. Эта глава обращена не к нескольким аскетам или подвижникам, но ко всему обществу сынов Израилевых, т. е. ко всему народу. Главная мотивировка святости выражена в словах, которые могут быть названы девизом книги Левит — святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Этим заявлением навсегда неразрывно связываются между собой принципы этики и богословия. Человеческая нравственность должна в конечном счете основываться на неизменной природе Бога.

«В любом из библейских положений относительно Бога подразумевается требование к людям подражать Ему в повседневном бытии», — пишет в своей работе, посвященной разбору книги Левит, Р. И. Клеменс.

Бог призывал Израиль быть Его народом (Исх 19:6).

б. Требования религиозного характера (19:3−10)

Лев 19:3−4. Почитание родителей и субботы относится к числу основных положений Закона и свидетельствует о том, что святость начинается с поведения в собственном доме. Ребенок, который учится уважать (буквально — «бояться», как в стихе 14) своих мать и отца, и «Бога бояться», станет избегать и всякого рода идолов и богов литых.

Лев 19:5−8. Этим установлением предусматривалось правильное обращение с мясом жертвы мирной (сравните 7:15−20). Суровость наказания (истребится душа та из народа своего, 19:8) для того, кто не соблюл бы данного постановления, говорит о том, насколько серьезным считалось такое нарушение.

Лев 19:9−10. Колоски по краям поля и упавшие в винограднике ягоды предназначались для бедных (23:22; Втор 24:19−22; сравните Руфь 2).

в. О доброжелательных отношениях между людьми (19:11−18)

Лев 19:11−18. Эта серия запретов была направлена на установление гармонии и святости в отношениях израильтян между собой (каждого по отношению «к ближнему его», стих 13, 15−18), но границы повеления любить ближнего своего, как самого себя (стих 18; сравните Мф 5:43; 19:19; 22:39; Мк 12:31, 33; Лк 10:27; Рим 13:9; Гал 5:14; Иак 2:8) в Лев 19:34 расширены до включения в них «пришлых»: «люби его («пришельца, поселившегося у вас»), как себя».

Установления, перечисляемые здесь, способствовали честным взаимоотношениям, «ограждавшим» репутацию Бога (стихи 11−12); в них осуждалось «грабительское», бесчеловечное обращение со слабым, беззащитным тружеником, калекой (стихи 13−14); они требовали праведного суда как для нищего, так и для великого (стихи 15−16), и во всем такого поведения, которое направлялось бы истинной любовью (стихи 17−18).

г. Разные правила (19:19−37)

Лев 19:19. Этот раздел и начинается и кончается требованием соблюдать Божии уставы.

Смысл запрета разного рода «смешений» (стих 19), очевидно, в том, чтобы человек не смешивал того, что Бог так или иначе отделил одно от другого.

Лев 19:20−22. Согласно следующей главе: «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею», то обоих следует «предать смерти» (20:10). Но в этих стихах читаем, что мужчина и молодая рабыня, застигнутые в прелюбодеянии, не должны были предаваться смерти, поскольку она официально все еще оставалась рабыней, не выкупленной и не получившей свободу. Тем не менее, и в этом случае было предусмотрено наказание (возможно, ему сопутствовали выплата ущерба или хозяину рабыни, или тому, с кем она была обручена); согрешивший мужчина должен был принести жертву повинности, чтобы получить прощение.

Лев 19:23−25. Первые плоды посаженного фруктового дерева следовало принести Господу на четвертый год как жертву хвалы Ему; «бедного» (не набравшего еще силы) урожая первых трех лет Богу приносить не следовало. Помимо плодов (Исх 23:19: Лев 23:10; Втор 26:1−15), этот закон распространялся и на животных (Исх 34:19−20; Втор 15:19), а также на детей (Исх 13:2; Чис 8:16−18).

Лев 19:26−31. Эти запреты, по-видимому, имели в виду языческие религиозные обычаи, которых израильтянам следовало избегать, включая погребальный ритуал язычников (стихи 27−28), а также культовую проституцию (стих 29), спиритизм (стих 26, 31) и вызывание духов умерших людей (стих 31).

Лев 19:32−34. Почитание и любовь следовало являть к престарелым (стих 32) и к каждому пришельцу — чужеземцу (стихи 33−34).

Лев 19:35−36. Честность при совершении торговых сделок служила примером той «практической святости», которой ожидал от Израиля Господь (сравните Втор 25:13−16; Притч 11:1; 16:11; 20:10, 23; Ам 8:5; Мих 6:11; также толкование на Ос 12:7).

Лев 19:37. Это заключение повторяется в ином варианте в 18:4, 30.

3. ЗАКОНЫ О СМЕРТНОЙ КАЗНИ (ГЛ. 20)

Глава 20 дополняет изложенное в 18 главе и усиливает ее звучание, подчеркивая неотвратимость наказания за совершение преступлений. В то время как в главах 18−19 установления обращены к потенциальным нарушителям их и налагают запрет на те или иные конкретные деяния, в 20-ой главе изложению законов, адресованных сообществу в целом, сопутствует предупреждение о наказаниях за конкретные преступления.

За исключением тех, о которых говорится в стихах 19−21, все преступления, перечисленные в этой главе, карались смертной казнью (сравните Исх 21:12−17). И хотя законодательство это представляется жестким, оно играло существенную роль в предотвращении заражения грехом всего сообщества Божиего народа.

К числу самых тяжких грехов против жизни, религиозных установлений и семьи, виновные в которых подлежали смертной казни, относились: умышленное убийство (Исх 21:12; Чис 35; Втор 19), похищение людей (Исх 21:16; Втор 24:7), прелюбодеяние (Лев 20:10; Втор 22:22), близость мужчины с мужчиной (Лев 20:13), богохульство (Лев 24:13−16, 23), идолопоклонство (Втор 13:6−10) и упорное неповиновение вышестоящим (Втор 17:12; 21:18−21).

О способе исполнения смертного приговора дважды говорится как о побитии камнями (Лев 20:2, 27) и один раз как о сожжении (стих 14; согласно еврейской традиции это означало, что приговоренному лили в глотку расплавленный свинец!). Подчеркнутая суровость смертного приговора выражена стих 3, 5−6 (сравните стихи 17−18) — «Я истреблю его из народа его». Эта фраза, говорящая о прямом Божественном вмешательстве, по-видимому, предполагала, по крайней мере, в данном контексте, умерщвление тем методом, о котором читаем в стихе 2 «Народ земли да побьет его камнями».

Венхэм высказывает, однако, мнение, что под этим провозглашаемым Богом «истреблением из народа» подразумевалась, помимо казни, осуществлявшейся людьми, и дополнительная кара, а именно отторжение виновного от народа и после смерти его.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Левит, 19 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.