1. ВВОДНОЕ ПОВЕЛЕНИЕ (23:1−4)

Лев 23:1−4. В этой главе Господь наставляет Свой народ, чтоб они пометили в своих памятных книгах (как это и было сделано) определенные даты, по каким им следовало всем сообща поклоняться Ему и приносить жертвы. Упоминавшееся выше евр. слово моед (во множ. числе — моадим — которое иногда переводится как «установленные праздники»), может относиться и к месту назначенной встречи; (как, например, охел моед, что значит «в скинии собрания», но здесь моед подразумевает назначенное время встречи; стих 2, 4, 37, 44).

Ссылка на субботу (стих 3) представляется тут как бы взятой в скобки, поскольку, за исключением этого стиха, во всей главе речь идет не о еженедельной субботе, а о ежегодных праздниках. Упоминание о субботе, возможно, было сделано для того, чтобы лишний раз напомнить израильтянам о «субботнем» характере всей системы, в рамках которой праздновались как еженедельные, так и ежегодные праздники (глава 25). Для израильтянина обычная суббота являлась временем отдыха, покоя (Исх 20:8−11; сравните Быт 2:1−3) и воспоминаний об избавлении народа из египетского рабства (Втор 5:15; Лев 23:43).

2. ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ (23:5−22)

После введения глава 23 распадается на два раздела, каждый из которых завершается фразой «Я Господь, Бог ваш» (стих 22, 43). И каждый подразделяется на две части — их признаком служит четырежды повторенное (с незначительными вариациями) заявление: «Это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших» (стих 14, 21, 31, 41).

а. Пасха и Праздник опресноков (23:5−14)

Лев 23:5. Пасха Господня должна была приноситься в жертву с наступлением сумерек на 14-ый день первого месяца (т. е. месяца Авива, позднее названного «Нисаном») в память об исходе Израиля из Египта (Втор 16:1−7) и особенно — о спасении его, когда ангел смерти прошел по Египту и не коснулся перворожденных только в тех домах, где косяки дверей были помазаны кровью Пасхального агнца (Исх 12:1 — 13:10). Первая годовщина Пасхи отмечалась на Синае (Чис 9:1−5), но с тех пор она более не праздновалась, пока Израиль, перейдя Иордан, не расположился лагерем у Галгала, в Обетованной земле (Нав 5:10−12).

Лев 23:6−8. Господний праздник опресноков должен был начинаться на утро после принесения в жертву Пасхального агнца и продолжаться семь дней (с 15-го числа по 21-ое). Свое название этот праздник получил в память поспешного выхода евреев из Египта, при котором Бог не позволил им ждать, пока вскиснет тесто (Исх 12:14−20).

Первый и последний дни этой недели должны были быть днями священных собраний, в которые никакой обычной работой ни на поле, ни в доме, ни куплей, ни продажей — заниматься было нельзя.

Представляется вероятным, что отсутствие закваски знаменовало брешь между новым питанием Израиля, которое было от Бога, и его прежним — хлебом рабства. Эта брешь возникла в тот момент, когда Бог повелел израильтянам прервать обычный процесс квашения (при котором кусок старого теста клался как закваска в тесто вновь замешиваемое).

Лев 23:9−14. Многие считают, что в этом параграфе описывается третий из назначенных праздников. В русском переводе Библии не говорится о ячменном хлебе, но в других переводах исходят из распространенности этой хлебной культуры на древнем Востоке. (Так, богословы, в частности, автор этих комментариев, пишущие по-английски, не сомневаются, что именно о «вознесении» ячменного снопа идет речь в стихах 10−11, потому что Праздник опресноков приходился на март-апрель, когда собирали первый урожай ячменя. Пшеница не поспевала ранее июня-июля.)

Здесь предписывается особая церемония — вознесения ячменного снопа… пред Господом в особый назначенный для этого день (в день после субботы, стих 11), по-видимому, приходившийся на 16-ое число, вслед за днем отдыха 15-го числа; однако некоторые богословы, к примеру, Венхэм, придерживаются мнения, что это происходило 21-го числа. И все же правильнее рассматривать церемонию этого дня как особую часть Праздника опресноков.

После того, как Израиль вошел в Обетованную землю, этот хлебный сноп, (сноп первой жатвы, т. е. ячменный), должен был приноситься священником пред Господа (священник предлагал его, потрясая) — как приношение посвящения. А затем, как часть посвящения, Господу следовало принести агнца однолетнего в особое всесожжение (стих 12), вместе с двойным хлебным приношением и возлиянием вина (стих 13).

Израильтяне были предупреждены, чтобы ни в каком виде не ели от ячменя, пока не будет сделано это приношение.

Заявление о «вечном постановлении» в стихе 14, по-видимому, относится к объединенному 8-дневному празднованию — Пасхи, опресноков и церемонии принесения первого снопа.

б. Праздник седмиц — недель (23:15−22)

Праздник седмиц (сравните Чис 28:26; Втор 16:10) в новозаветное время был известен как День пятидесятницы (Деян 2:1; от греческого слова пентекосте, что означает «пятидесятый»), потому что он справлялся через семь недель плюс один день (50 дней) после приношения ячменного снопа («приношения потрясания») в Праздник опресноков (Лев 23:15−16). Называли его также Праздником жатвы (Исх 23:16; сравните 34:22) и «Днем первых плодов» (Чис 28:26).

Будучи сельскохозяйственным праздником начала лета, который справлялся по окончании жатвы пшеницы (сравните Исх 34:22), он как отличался от предшествовавшего ему праздника принесения первого, ячменного, снопа, так и был связан с ним. Назначенный промежуток в 50 дней связывал между собой принесение «первого плода» (первого зрна) при жатве пшеницы в начале лета с предшествовавшим этому весенним принесением «первого плода» (первого зерна) при жатве ячменя. Однако подобной же «связи во времени» между этими празднованиями и осенними не прослеживается. Осенние праздники просто назначались в определенные дни седьмого месяца (сравните Лев 23:23, 27, 34).

Из трех главных праздников (сравните Втор 16:1, 3, 6; Лев 23:42−43) только праздник седмиц не ассоциировался в Ветхом Завете с какими-либо событиями в истории Израиля, в память которых он был бы установлен. Однако еврейская традиция увязывает его с днем, когда Бог дал Моисею закон на горе Синай.

Лев 23:15−17. Вслед за объяснением отсчета во времени (стихи 15−16а) говорится о главной особенности нового хлебного приношения Господу: в качестве приношения потрясания от первого зерна Господу следовало предлагать два кислых хлеба. Только один раз в году Господу приносился квасной хлеб, но и тогда сожжению на жертвеннике он не подлежал.

Тесто для нового хлеба квасилось следующим образом: в него клали кусок кислого теста, оставшегося после жатвы ячменя; этим поддерживалась преемственность между жатвами ячменя и пшеницы и связанными с ними празднествами.

Лев 23:18−20. Жертвоприношение на Праздник седмиц было более сложным, чем в Праздник опресноков (сравните стих 12); оно состояло из семи агнцев, молодого тельца и двух овнов, которые приносились во всесожжение, с сопутствовавшими этому хлебным приношением и возлиянием вина, а также из козла в жертву за грех и двух агнцев в жертву мирную. От этих агнцев и хлеба из первого плода (сравните стих 17), которые предлагались как приношение потрясания, получал свою долю совершавший церемонию священник.

Лев 23:21. Этот праздничный день подчеркнуто отводился для священного собрания; никакую работу нельзя было делать в этот день.

Праздник седмиц, вместе с теми, которые были связаны с ним, должен был праздноваться евреями из рода в род; это давалось им в постановление вечное.

Лев 23:22. Напоминание оставлять при жатве колоски для бедных поначалу кажется попавшим сюда из другого, «законодательного» контекста. Однако отсутствие ссылки на ягоды в винограднике (в отличие от 19:1−10), где урожай собирали позднее, а именно незадолго до Праздника кущей, все ставит на свое место: здесь говорится о «девизе» жатвы (оставлять их долю бедным), в связи с окончанием жатвы как ячменя, так и пшеницы. Как священники получали жертвенное мясо, и этим удовлетворялась их потребность в пище (сравните 23:20), так и нужды бедных удовлетворялись благодаря тому, что на полях оставляли колоски для них (сравните Втор 14:27−29; 16:11).

3. ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ (23:23−43)

Последние три из «назначенных праздников Господних» все приходились на седьмой месяц года («Тишри» — октябрь-ноябрь), которым заканчивался сельскохозяйственный год; за ним следовали два сезона дождей, и наступал новый год. Но в новом гражданском календаре, принятом после вавилонского пленения евреев, седьмой месяц стал первым месяцем нового года.

а. Праздник труб (23:23−25)

Лев 23:23−25. В серебрянные трубы в Израиле трубили в первый день каждого месяца (Чис 10:1, 10), но звуки труб в первый день седьмого месяца, вероятно, служили особым напоминанием о приближении Дня очищения (сравните Лев 23:26−32).

Праздник труб был днем отдыха, в который созывалось священное собрание… никакой работой заниматься не следовало; в этот день Господу приносились особые приношения (сравните Чис 29:1−6).

б. День очищения (23:26−32)

Лев 23:26−28. День очищения приходился на девятый день седьмого месяца. Главные особенности его и подробности жертвоприношений, совершавшихся в этот день, уже излагались прежде (сравните 16:1−28; также Чис 29:7−11). В 23 главе Левит ударение делалось на том, как следовало соблюдать этот день рядовому израильтянину. Все особенности и правила Дня очищения суммированы в стихах 26:28: созывайте священное собрание; смиряйте души ваши, и приносите жертву Господу. Никакого дела не делайте.

Не только особые жертвы, связанные с ритуалом очищения (16:3−28), но и указанные праздничные приношения (Чис 29:8−11) надо было предлагать в тот день в святилище. Запрет относительно какой бы то ни было работы был абсолютным (сравните Лев 23:30−31).

Лев 23:29−31а. Под «смиряйте души ваши» (сравните стих 32), вероятно, понималось и соблюдение поста, и другие акты покаяния — такие, как ношение рубища и посыпание себя пеплом (Ис 58:3, 5). Наказание за нарушение устава о смирении себя и о воздержании от любой работы предусмотрено было суровое — истребление из народа, каковое рассматривалось как следствие прямого осуждения Божиего (Я истреблю ту душу из народа ее).

Лев 23:31б−32. Здесь подтверждается значение этого дня как постановления вечного (сравните стих 21), и вновь подчеркивается, что это день субботнего покоя.

в. Праздник кущей (23:33−43)

Лев 23:33−34. Праздник кущей был последним и самым значительным праздником года, продолжавшимся семь дней (с 15-го по 21-ое включительно число седьмого месяца). Это был не только сельскохозяйственный праздник благодарения по окончании осеннего сбора плодов (стих 39; и потому называвшийся также «праздником собирания плодов», Исх 34:22), но и торжество в память о Божией заботе об Израиле на протяжении 40 лет его пребывания в пустыне, когда евреи жили в палатках (шалашах); отсюда главное название этого праздника: в старом русском языке слово «кущи» соответствовало слову «палатка», «шалаш» (Лев 23:43).

Лев 23:35−36. Как в первый, так и на восьмой день (завершающий день ежегодных празднований, следовавший за семью днями Праздника кущей), израильтянам велено было созывать священное собрание и не заниматься никакой профессиональной работой. Процесс жертвоприношений в эти дни был самым сложным в году и самым впечатляющим (Чис 29:12−38).

Лев 23:37−38. Эти стихи, которые можно было бы взять в скобки, свидетельствуют, что установленные приношения в праздники Господни (сравните Чис 28−29) были дополнительными к еженедельным приношениям (в субботы Господние) и к добровольным приношениям отдельных верующих (например, к «жертвам по усердию»). Были они дополнением и к особым приношениям новомесячья (Чис 28:11−15; 29:6 и т. д.).

Лев 23:39−43. Вслед за «отступлением» в стихах 37−38 повествование возвращается к Празднику кущей (стих 39); в нем излагаются подробности торжества благодарения (стихи 40−43). Ветви красивых дерев, ветви пальмовые… и верб речных, возможно, служили для возведения шалашей, в которых люди должны были жить на протяжении семи дней — в память о тех шатрах, в которых они жили, когда только вышли из Египта. О важности этого праздника говорит заявление: это — постановление вечное в роды ваши. Провозглашаемым Богом Я Господь, Бог ваш завершается этот раздел о праздниках седьмого месяца (сравните стих 23).

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА (23:44)

Лев 23:44. Повинуясь Божиему повелению (стих 2), объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках Господних.

Годичный цикл этих праздников рассматривается многими как прообраз будущего в Божием плане для Израиля как народа. Полагают, что взаимосвязанные праздники весны и начала лета символизировали события, происшедшие в Первое пришествие Христа: а) символом Христа, умирающего на кресте, являлся Пасхальный агнец (1Кор 5:7); б) знамение святого образа жизни верующего и его полного разрыва с прежней жизнью видят в отсутствии закваски (1Кор 5:7−8) (другие думают, что пресный хлеб знаменовал безгрешную человеческую природу Христа); в) предзнаменованием воскресения Христа считают приношение первого ячменного снопа (1Кор 15:20−23); г) Праздник пятидесятницы рассматривают как прообраз сошествия Святого Духа (Деян 2; сравните Иоиль 2:28).

Предполагают, что «календарный перерыв» между весенне-летними и осенними праздниками знаменовал нынешний период между двумя пришествиями Христа, в который израильский Царь-Мессия пребывает на небесах.

В осенних праздниках видят символы событий, которые связывают с Его Вторым пришествием: а) будущее воссоединение Израиля в конце времени великой скорби (Праздник труб; Мф 24:29−31); б) обращение израильского народа ко Христу во Второе Его пришествие — на основании смерти Его в первое Его пришествие (День очищения; Евр 9:23−28; Зах 12:10 — 13:1; Рим 11:26−27); в) благословение Богом Израиля в Тысячелетнее царствование Его на земле (Праздник кущей; Зах 14:9−20).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Левит, 23 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.