Е. Законы об особых годах (глава 25)

1. СУББОТНИЙ ГОД (25:1−7)

Лев 25:1−7. Как люди должны были шесть дней работать, а затем отдыхать в субботу, так и землю, на которой они жили, следовало обрабатывать шесть лет (стих 3), а на седьмой год, или на субботний, оставлять ее в покое (стих 4). Ни сеять, ни подрезать виноградные лозы, ни снимать урожай не разрешалось на седьмой год (стихи 4−5).

То, что земля рождала стихийно, всякий (а не только владелец ее) мог употреблять в пищу, но целенаправленно снимать урожай было нельзя, как и продавать произведенное землей кому бы то ни было (стихи 6−7; сравните Исх 23:11). Итак, одну седьмую времени землевладельцы и безземельные оказывались в равном положении, питаясь от плодов земли.

В субботний год прерывалась таким образом обычная сельскохозяйственная деятельность. О второй цели субботнего года — о прощении всех долгов — говорится в тексте, дополняющем этот (Втор 15:1−11). Кроме того, в это же время отпускались на волю рабы (Втор 15:12−18; Исх 21:2−6; однако, толкование на Лев 25:39−55).

2. ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД (25:8−55)

Земля израильская была собственностью Бога, и Его народ был Его «поселенцами» на ней (стих 23). В свете этого народ не мог пользоваться своим правом собственности на землю в интересах обогащения одних при условии обнищания других (толкование на стихи 23−24).

В силу долговых обязательств владелец земли мог лишиться какой-то ее части — продав ее (фактически сдав в аренду; стих 14:17), либо продав самого себя в рабство, или по причине того и другого. Но по закону земля не могла быть отчуждаема от своего хозяина навечно. Имелось несколько способов вновь обрести ее во владение или выкупить (стихи 23−28). Такой же принцип применялся при освобождении еврея из рабства — с тем, чтобы он мог вернуться на свою землю (стих 41, 48−55).

а. Правила соблюдения юбилейного года (25:8−22)

Лев 25:8−13. За каждым седьмым субботним годом (т. е. за каждым 49-ым годом) должен был следовать юбилейный год (йубел, первоначально, возможно, означал «баран» или «бараний рог», поскольку именно в рог трубили, возвещая начало года); хотя новый год, по-видимому, начинался в первый день седьмого месяца, официально о начале его объявлялось трубным звуком на 10-ый день (т. е. в День очищения, стих 9).

Девизом юбилейного года было провозглашение свободы (т. е. освобождения) по всей земле — с главной целью вновь каждому вернуться в свое «племя», в свою семью, и опять вступить во владение семейной собственностью (стих 10, 13).

Это означало, что все виды собственности (за исключением недвижимого имущества в городах, обнесенных стенами, сравните стих 29:30) должны были возвращаться их первоначальным владельцам, т. е. «поселенцам» Божиим; сравните стих 23), и всех рабов из евреев следовало освобождать, чтоб они могли вернуться к своим семьям.

Так же, как на протяжении предшествовавшего субботнего года, земле предоставлялся полный отдых (стихи 11−12; сравните стихи 4−7).

Лев 25:14−17. Хотя продажа земли не была тем, к чему следовало стремиться, порой это бывало необходимо. И в этом случае надо было поступать справедливо; цена земли рассчитывалась на основании количества лет, прошедших с юбилейного года, т. е. в расчет принималось то их число, в которые с этой земли будет сниматься урожай, пока в следующем юбилейном году она не будет возвращена прежнему ее владельцу. Другими словами, продаже подлежало то или иное число урожаев; это было своеобразной арендой земли, полностью оплаченной вперед.

Лев 25:18−22. Бог обещал Свое благословение… земле, если «поселенцы» на ней станут подчиняться Его законам; Он обещал им освобождать их от страха перед нуждой и войной (стих 19; сравните 26:3−13; Втор 28:1−14). Это особенно относилось к понятному страху, который мог испытывать израильтянин при мысли о том, что два года подряд не должен ни сеять, ни собирать (Лев 25:20). Но Бог обещал им обильные урожаи в шестый год, достаточно, чтобы безбедно прожить до сбора урожая в девятый год.

б. Связь между выкупом имущества и юбилейным годом (25:23−38)

Лев 25:23−24. Земля Израиля не принадлежала народу, потому что ее великим Владельцем был Бог, Который обеспечил наделами ее каждое племя и каждую семью (сравните Чис 32; Нав 13−20). Этот богословский принцип лежит в основе главных наставлений, содержащихся в 25-ой главе книги Левит.

Право пользоваться землей было даровано народу Богом, и дар этот уходил корнями в Завет, заключенный Им с Авраамом (Быт 15:7; 17:8; 24:7; Исх 6:4; сравните Лев 20:24; 25:2, 38; Втор 5:16).

О том, как обеспечивался выкуп земли, говорится в следующих стихах.

Лев 25:25−28. Еврею, который, обеднев, вынужден был продать часть своей земельной собственности, чтобы выжить, должен был помочь его ближайший родственник, выкупив его землю, (сравните Руфь 3:12 — 4:6; Иер 32:7−12); за обедневшим сохранялось право и самому, если сможет, выкупить эту землю позднее, при чем стоимость ее определялась в зависимости от даты юбилейного года (сравните стих 16, 50−53). И в крайнем случае его земля должна была быть возвращена ему в юбилейный год.

Лев 25:29−34. Здесь говорится о двух исключениях, касавшихся выкупа имущества. Право выкупа в юбилейный год не распространялось на дома, находившиеся за городскими стенами, и каждый такой дом мог быть выкуплен не позднее, чем через год после его продажи. Второе исключение относилось к левитам (так они названы лишь в книге Левит, хотя все священники несомненно были левитами), за которыми сохранялось право в любое время выкупать свое городское имущество; но даже и не выкупленное ими, оно возвращалось к ним в юбилейный год.

Лев 25:35−38. Гордыня не должна была удерживать израильтянина от надлежащего обращения со своим бедным соплеменником, по отношению к которому ему следовало, впрочем, проявлять такие же дружелюбие и гостеприимство, как и по отношению к чужестранцу или временно проживавшему среди них. Еврею запрещалось так или иначе наживаться на бедном (стихи 36−37), и примером в этом ему должно было служить благородное поведение Бога по отношению к Его народу.

в. Связь между выкупом рабов и юбилейным годом (25:39−55)

Хотя рабство, при известных ограничениях его, разрешалось Моисеевым законом, даже рабам из язычников предоставлялись известные права, например, право отдыха в субботу (Исх 20:10; Втор 5:14); за жестокое обращение с рабом хозяину грозило наказание (Исх 21:20−21; Втор 23:15−16). Сами евреи, как Божии слуги, не могли становиться рабами другого хозяина (Лев 25:55). Однако на время бедному израильтянину позволялось идти в кабалу, но ситуация при этом возникала более гуманная, чем, скажем, долговое рабство, бытовавшее в 19 веке.

Рабы-евреи обладали большими правами, чем рабы-язычники, и власть хозяина над работавшим на него евреем была более ограниченной (стихи 39−43). Это было связано со статусом еврея как слуги Божиего.

Лев 25:39−43. С рабом-евреем полагалось обращаться скорее как с наемным работником, чем с рабом (сравните стих 43). И он, и его дети, родившиеся в доме хозяина, имели право на освобождение в юбилейном году. Их нельзя было продавать в рабство другим. Судя по Исх 21:1−11 и Втор 15:12−18, раб-еврей мог получить освобождение после шести лет пребывания в рабстве, однако, неясно, как это сочеталось с его правом получить освобождение в юбилейном году.

Лев 25:44−46. На рабов из язычников эти льготы не распространялись, они оставались рабами на всю жизнь, и их можно было передавать как имущество по наследству.

Лев 25:47−55. Купленный ли своим соплеменником-израильтянином (стихи 39−43) или чужеземцем (стихи 47−53), раб-еврей мог быть выкуплен в соответствии с законами, схожими с законами выкупа собственности (сравните стихи 23−28). В идеальном случае его мог выкупить родственник, уплатив за него ту сумму долга, которая привела его в рабство (стихи 48−49). Либо, преуспев, он сам мог выкупить себя. Если же ни то ни другое не оказывалось возможным, он подлежал освобождению в юбилейный год.

О юбилейном годе нигде, кроме Пятикнижия, в Ветхом Завете не упоминается. В Библии нет прямых свидетельств о том, что израильтяне исполняли закон о нем на протяжении своей истории. Хотя если исполнение его являлось чем-то само собой разумеющимся, не было и оснований упоминать об этом. Но с другой стороны, явное нарушение евреями в период Царств закона о субботних годах (сравните 26:34−35, 43; 2Пар 36:20−21) говорит о том, что и закон о юбилейном годе мог не соблюдаться ими.

Ж. Благословения за послушание и наказания за непослушание в рамках завета (глава 26)

В древности на Ближнем Востоке тексты так называемых «вассальных договоров» обычно завершались перечислением благословений в случае послушания и наказаний — в случае непослушания. Другие разделы, в которых говорится об этом в рамках Моисеева закона, соответствуют Исх 23:22−33; Втор 28; Нав 24:20.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Левит, 25 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.