Д. Поклонение Израиля идолам (глава 25)

Чис 25:1−9. Хотя Валааму не удалось проклясть израильский народ, какую то роль в прельщении евреев культом Ваала в Фегоре он, очевидно, сыграл (сравните 31:16; Откр 2:14).

В пору пребывания Израиля в Ситтиме, расположенном сразу на восток от р. Иордан, где они разбили лагерь прежде, чем перейти через реку (Нав 2:1), мужчины израильские стали блудодействовать с моавитянками. «Свободная» физическая близость предусматривалась ханаанскими ритуалами плодородия (сравните Втор 23:17−18; 1Цар 14:22−24) и практиковались в ходе храмового служения хананеян (Чис 25:2).

Именно чувственная сторона этого идолопоклонства прельстила израильтян и привела их к духовному отступничеству, выразившемуся в том, что они стали поклоняться Ваалу. И это явилось столь серьезным нарушением Завета, особенно, если учесть, что Израиль должен был вот-вот войти в землю Обетованную, что Господь повелел Моисею предпринять самые решительные меры: все виновные должны были умереть.

В процессе обнародования Моисеем этого вердикта некий израильтянин (по имени Зимри, стих 14) набрался дерзости привести храмовую мадиамскую проститутку (Хазву, стих 15) прямо в стан. Финнеес, сын Елеазара… священника, был приведен в ярость этим откровенно наглым поступком и, взяв копье, последовал за израильтянином в его шатер, где пронзил копьем обоих — мужчину и женщину. Это послужило прекращению мора, поразившего Израиль, когда Бог воспламенился гневом на него (стих 3), но — не прежде, чем умерло двадцать четыре тысячи человек. Об этом случае в Ваале Фегорском упоминается во Второзаконии (4:3−4), в Пс 105 (26:30), в Ос 9:10 и в 1Кор 10:8.

В 1Кор 10:8 говорится, что тогда погибло двадцать три тысячи человек, а в Чис 25:9 — двадцать четыре тысячи. Это несовпадение можно объяснить тем, что Павел говорит об «одном дне», и, следовательно, на следующий день или в последующие дни, можно предполагать, погибла еще тысяча человек. Возможно и то, что двадцать четыре тысячи погибших включали и вождей, тогда как Павел имел в виду двадцать три тысячи рядовых израильтян.

Чис 25:10−13. Затем Господь сказал Моисею, что, поскольку Финеес решительно пресек зло и доказал свою ревностную любовь к Господу, ему и потомству его будет дан завет мира. Это надо понимать как священство на вечные времена.

Такое обещание уже было дано Аарону и его сыновьям (Исх 29:9), но тогда о внуке Аарона — Финеесе конкретно не упоминалось. Судя по новому повелению, священническое служение должно было отныне осуществляться только по линии Финееса, а не кого-либо из других внуков Аарона (сравните 1Пар 6:4−15).

Чис 25:14−18. Имена виновных израильтянина и мадианиитянки — Зимри (из колена Симеонова) и Хазва — названы здесь, вероятно, для того, чтобы подчеркнуть значение происшедшего для всего народа и показать, что дело было тщательно расследовано. Другая причина могла быть в желании объяснить значительное сокращение мужского населения в колене Симеоновом между первой переписью (пятьдесят девять тысяч триста — 1:23) и той, которая имела место после упомянутого инцидента (двадцать две тысячи двести 26:14). Если в идолопоклонство, связанное с развратом, были вовлечены главным образом «симеониты», то причина сокращения мужского населения в этом колене налицо. А женщина была названа вполне конкретно с той целью, чтобы объяснить, последующее истребление Израилем мадианитян (25:16−18; сравните 31:1−24).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Числа, 25 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.