Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Второзаконие 11 Второзаконие 11 глава

б. О любви к Господу по причине Его могучих дел (11:1−7)

Втор 11:1. И снова делает Моисей особое ударение на нераздельности любви и послушания (сравните 6:5−6; 7:9; 10:12−13; 11:13, 22; 19:9; 30:6, 8, 16, 20). Послушание еврея Богу было последним и решающим испытанием его любви к Нему (сравните Ин 14:15). На еврейском языке повеление «любить Бога» подразумевает, что человек вступает с Ним в предельно близкие отношения, совершая соответствующий выбор, и в дальнейшем повинуется воле Божией, как открывается она ему.

Втор 11:2−7. Господь руководил всей историей израильского народа. Он и наказывал их ради нравственного воспитания в угодном Ему духе. Преодолеть изменчивость и своеволие человеческого сердца можно было только решительными мерами и неустанным, кропотливым воздействием. Бог и в Египет послал евреев как в некую «школу», чтобы сумели оценить Его величие и силу (крепкую руку и высокую мышцу; сравните 4:34; 5:15; 7:19), и впоследствии на избавление их от фараона ответить Ему благодарностью и повиновением.

Израилю были даны различные знаки и знамения (11:3; 10 казней египетских) — с тем, чтобы он сумел разобраться в значении событий, переживаемых им. Ведь тот же инцидент (у Чермного моря (сравните толкование на Исх 14:2), как и последовавшее за ним поражение египтян (Втор 11:4), могли быть объяснены лишь чудесным Божиим вмешательством, избавлением Им одних и осуждением других. А после Египта Господь отправил своих детей в «школу» пустыни, где они провели сорок лет.

Там они проходили дальнейшую духовную обработку, ибо в условиях полной их зависимости от Него во всем Бог учил их вере. Под неопределенно выраженным указанием на то, что Он делал для вас (стих 5), подразумеваются чудеса, которые Бог совершил для Своего народа в пустыне, — тут и вода из скалы, и манна, и перепела (Исх 16).

Однако воспитательные меры, к которым прибегал Бог, не всегда носили лишь поощрительный характер. В процессе Исхода народ познал Божий милость и силу, а во время пребывания в пустыне — чудную Его заботу. Но вот, когда подняли мятеж Дафан и Авирон (Чис 16), евреи получили урок Божией святости. И если бы не заступничество тогда Моисея, Он покончил бы с ними как с народом (Чис 16:45) — за их ропот и неверие (Чис 16:41).

Моисей призывал народ учиться на собственном прошлом, потому что и самую историю их Бог формирует и направляет в нравоучительных целях. Подчеркивая, что глаза ваши видели, и особо упоминая о том, что дети их, напротив, не видели событий того времени (Втор 11:2), Моисей намекает на ответственность родителей, обязанных жизнью своей подавать детям пример послушания и внушать им истины, которые они, родители, усвоили на опыте, в процессе всего пережитого ими.

в. Призыв повиноваться Божиим повелениям как условие преуспевания и длительного пребывания народа в Обетованной земле (11:8−25)

Втор 11:8−9. Моисей хотел, чтобы народ извлек важный вывод из сделанного им краткого обзора их истории (стихи 1−7). Поскольку прошлое Израиля было для Бога средством нравственного воспитания народа, евреям должно быть ясно, что от того, станут ли они вести себя угодно Богу, или, напротив, неприемлемо для Него, будет зависеть их судьба: милость Божия, или суровые кары Его. Другими словами, процветать в новой земле они смогут лишь в том случае, если станут соблюдать все Божии заповеди. Сила израильтян ставилась в прямую зависимость от их послушания.

Таким образом сверхъестественная способность побеждать врагов, которые сильнее их, и возможность долго жить в той земле (сравните 4:40; 5:16; 6:2; 25:15; 32:47) были в конечном счете вопросом этики, а не военного искусства. (Относительно «земли, в которой течет молоко и мед» — выражения, часто встречающегося во Второзаконии, толкование на Исх 3:8.)

Втор 11:10−15. Противопоставление Обетованной земли Египту могло быть подсказано напоминанием перед этим о Дафане и Авироне (стих 6). Эти люди называли Египет «землей, в которой течет молоко и мед», и жаловались, что Моисей привел их в худшие места, а не в лучшие (Чис 16:12−14). Между тем, Ханаанская земля была гораздо более благоприятной в сельскохозяйственном отношении.

Тогда как в Египте сельское хозяйство держалось на системе ирригации, Божиему народу будет посылаться дождь с небес, потому что Господь круглый год печется о земле, которую дает им. Небесное орошение, в отличие от ирригационного, будет зависеть не от человеческих знаний и умения, а от желания Израиля повиноваться Тому, Кто посылает дождь на землю. «Ранний» и «поздний» дожди — это осенние дожди в сентябре-октябре и весенние дожди в марте-апреле (сравните Иоиль 2:23). Ими начинался и кончался сезон дождей. Без них не поспевал бы урожай и не росли бы деревья и растения, включая хлеб (пшеницу, ячмень), а также лен; не произрастали бы виноград и оливковые деревья (ты соберешь вино твое и елей твой), и трава на поле.

Втор 11:16−21. Через Моисея Бог вновь предостерег Израиля от поклонения иным богам. Это место перекликается со сказанным в стихах 13−15, потому что именно божествами плодородия почитались многие из богов, которым поклонялись в Ханаане; это были боги-покровители хлебного урожая, успешного роста оливковых деревьев, боги, якобы посылавшие дожди и т. п. И если народ израильский не будет предельно осторожен (толкование на 4:9), то его соседи-язычники легко соблазнят его и втянут в поклонение этим божествам.

И произойдет это просто: вместо того, чтобы в вопросах плодородия полагаться на Господа, евреи станут выпрашивать его у упомянутых лжебогов. Поклонение такого рода было несовместимо с нравственностью и этикой, ибо основывалось на откровенно чувственных ритуалах и символах и вело к общей развращенности идолопоклонников; все эти ритуалы и символы настолько, однако, влекли к себе человеческое сердце, что беззаботные и морально нестойкие израильтяне легко могли запутаться в этой смертельно опасной паутине.

Божий гнев может выразиться и в ниспослании голода (Он… заключит небо), т. е. попытки Израиля выпросить дождь у хананейских божеств обернутся тем, что Бог удержит дождь, не даст ему пролиться на землю!.

Однако воля евреев к противостоянию греху идолопоклонства была столь слаба, что укрепить ее могло лишь глубокое осмысление ими слов Моисея об ожидающих их не только Божиих милостях, но и карах Его. Им следовало удержать (положить) эти слова в своих сердцах и душах. (Относительно того, чтобы «навязать» их на руки и написать на лбу, толкование на 6:8).

Только если слова Божии будут господствовать в каждой сфере их жизни, в домах их и семьях, если они прилежно станут учить им своих детей (сравните 6:7), смогут евреи надеяться, что избегут обольщения и обретут длительное благополучие в Обетованной земле, которую Господь дал им, потому что поклялся в том их отцам (толкование на 1:35).

Тот же принцип применим и к сегодняшним христианам. Знание Писаний и послушание сказанному в них удерживает верующих от современных форм идолопоклонства (сравните 2Тим 3:1−9 с 2Тим 3:14−17). Вот почему апостол Павел призывал всех христиан: «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол 3:16).

Втор 11:22−25. В этом месте своей речи Моисей обращается к теме успешного завоевания обещанной им земли. Любовь народа к Господу (сравните 6:5), которая являла бы себя в следовании евреев Его конкретным указаниям, была непременным условием этого завоевания.

В награду за послушание Господь, действуя сверхъестественной силой Своей, даровал бы Израилю успех и победу в войне против более могущественных врагов его. Он навел бы на них страх и трепет, и они не смогли бы одолеть Израиля. Слова Раав, обращенные к еврейским «соглядатаям»: «я знаю, что Господь отдал землю сию вам; ибо вы навели на нас ужас» (Нав 2:9) — пример того, как исполнялось Божие обещание (сравните Исх 15:15−16; Втор 2:25; 28:10; Нав 2:11, 24; 5:8).

Если бы Израиль продолжал блюсти верность Богу, его границы расширились бы (Втор 11:24; сравните толкование на 1:7) — во исполнение обетования, данного Аврааму (Быт 15:18). Однако, по причине непослушания народа исполнение обетования относительно всей земли все еще откладывается: оно дело будущего.

г. Благословения и проклятия на горе Гевал и на горе Гаризим (11:26−32)

Втор 11:26−32. Подробности об этом толкование на главы 27−28. В стихах 26−32 главы 11-ой подводится логический итог данному разделу Моисеевой речи. Вновь и вновь подчеркивает он, что в своем развитии история Израиля будет прямо зависеть от того, как в этическом плане станут складываться взаимоотношения евреев с Господом.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Второзаконие, 11 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.