Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Второзаконие 27 Второзаконие 27 глава

IV. Третье обращение Моисея: повеление об обновлении завета и провозглашение благословений и проклятий (27:1 — 29:1)

Новое обращение отмечено упоминанием Моисея в третьем лице (27:1). В последний раз о нем говорилось в третьем лице в 5:1, в начале его второго обращения (5:1 — 26:15).

Моисей дал пояснения относительно общих требований Господнего закона (главы 5−11) и его конкретных деталей (12:1 — 26:15). На протяжении всей истории еврейского народа существовала необходимость призывать его к обновлению обязательств Завета и к повиновению ему. В этих обновлениях Израиль нуждался в поворотные и критические моменты своей истории — такие, как вступление в Обетованную землю (глава 27), освящение храма, построенного Соломоном (3Цар 8) и при смене руководства (Нав 24; 1Цар 12).

Итак, Моисей дал указания относительно церемониального обновления Завета, следовать которому Израилю надо было по вступлении его в Обетованную землю (Втор 27). Затем он вновь обратился к народу, стоявшему на равнинах Моава, и стал излагать ему благословения и проклятия Завета (глава 28). В древних ближневосточных договорах раздел благословений и проклятий обычно помещался в конце («Построение книги» во Вступлении). Обещанием за верность договору были благословения; угрозой за неисполнение его — проклятия.

А. Повеление об обновлении Завета (глава 27)

1. О НАПИСАНИИ ЗАКОНА И О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ (27:1−10)

а. Закон должен быть записан (27:1−4)

Втор 27:1. Ссылкой на Моисея и старейшин, вероятно, подчеркивалась руководящая роль последних в церемонии обновления завета, которое должно было состояться после вступления народа в Обетованную землю — ведь Моисей слагал с себя эту руководящую роль.

Втор 27:2−4. Это было принято в Египте — записывать законы на больших камнях, покрытых известью. Значение фразы все слова закона сего (сравните стих 8) — не вполне ясно, но в свете известного нам египетского обычая представляется, что речь здесь шла обо всей книге Второзакония, а не об отдельных частях ее.

Значение этого акта (написания Закона) было двояким. Во-первых, так запечатлялась верность Бога Израилю, которому Он дал землю (как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих). Это выражение «Бог отцов твоих» встречается во Второзаконии шесть раз; толкование на 1:11. Камни следовало поставить на горе Гевал (примерно в пятидесяти шести километрах на север от Иерусалима); у основания этой горы лежал город Сихем.

Именно в Сихеме Господь впервые «явился» Аврааму, и там Авраам воздвиг первый свой жертвенник Господу (Быт 12:6−7). Не случайно избрание этого места и в данном случае, ибо этим подчеркивалась Божия верность первоначальным обещаниям, которые Он дал Аврааму; и в этом же как бы содержался намек на то, что время полного исполнения обетовании — близко, если только Израиль будет повиноваться Богу.

И во-вторых: написание Закона по вступлении евреев в Обетованную землю символизировало задачу народа и его миссию — покорить Ханаан по слову Господню.

б. Жертвоприношения (27:5−8)

Втор 27:5−8. Процедура обновления Завета предполагала не только написание Закона, но и принесение жертв. То обстоятельство, что жертвенник надо было соорудить из неотесанных камней (сравните Исх 20:25) могло означать предостережение против «украшательства» священного предмета разного рода изображениями, как это было принято у язычников.

Всесожжения (то, что полностью сжигалось на жертвеннике) выражали полную зависимость народа от Господа. В принесении жертв мирных (которые съедались сообща) выражались благодарность евреев Богу и радость при мысли, что Он заботится о них.

Последним напоминанием (Втор 27:8) о том, чтобы написать все слова закона сего очень явственно, подчеркивалось высшее значение той роли, которую предстояло играть Божиему слову в новой земле.

в. Призыв повиноваться завету (27:9−10)

Втор 27:9−10. Хотя слова эти были сказаны Моисеем и священниками (сравните «Моисей и старейшины» в стихе 1) израильтянам, стоявшим на равнинах Моава (и ими как бы прерывался поток повествования между стихами 1−8 и 11−26), они, вероятно, были повторены и в Сихеме, так как входили в официальную часть церемонии обновления Завета.

Слова в день сей ты сделался народом Господа, Бога твоего не означали, что до этого Израиль не был Божиим народом. Они лишь свидетельствовали, что там, на равнинах Моава, в этот важный поворотный момент своей истории, Израиль как бы опять и заново посвящал себя Господу. Потому и было снова сказано евреям, чтобы повиновались Ему и следовали Его повелениям и постановлениям.

2. БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ (27:11−26)

а. Расстановка племен и левитов (27:11−14)

Втор 27:11−14. Распоряжения относительно этой церемонии были сделаны Моисеем еще раньше (11:26−32). После того, как на горе Гевал будет установлен жертвенник (27:1−8), шести племенам следовало собраться на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, а шести другим — на горе Гевал, чтобы произносить проклятие.

На самом деле евреям надо было расположиться у подножия этих гор (Нав 8:33). Между ними, на земле Самарии, пролегает долина, причем гора Гаризим находится на юго-запад от горы Гевал. Неподалеку от них, в долине, находился город Сихем (карту «Завоевание Ханаана» — там, где комментарии на 3 главу книги Иисуса Навина).

Шесть племен у горы Гаризим происходили от жен Иакова — Рахили и Лии. Четыре племени из шести, направленных к горе Гевал, чтобы произносить там проклятия, были потомками наложниц Иакова — Баллы и Зелфы. Остальные два были племенами Рувима, первенца Иакова, который потерял свое право на первородство, вступив в кровосмесительную связь (Быт 35:22; 49:3−4), и Завулона, младшего сына Лии.

Левиты стояли меж двух гор, чтобы, повторяя, подтверждать благословения и проклятия. Только левиты-священники, носившие ковчег, стояли там (Нав 8:33), остальным же левитам должно было стоять у горы Гаризим (Втор 27:12). В стихах 15−26 перечисляются только проклятия, и причина этого не ясна. Другие проклятия записаны в 28:15−68. Лишь 12 положений относительно людей, нарушивших те или иные законы, включены в 27:15−26.

б. Проклятия (27:15−26)

Нелегко определить общую тему (или скорее принцип направленности) этих 12 проклятий, хотя многие из них полагались за действия, совершенные кем-то втайне. Восемь из 12 угрожали за нарушение Десяти заповедей: стих 15 — второй заповеди (Втор 5:8−9); 27:16 — пятой заповеди (5:16); 27:17 — восьмой заповеди (5:19); 27:20, 22−23 — седьмой заповеди (5:18); и 27:24−25 — шестой заповеди (5:17).

Втор 27:15. О значении нарушения, упомянутого здесь (идолопоклонство) 5:8−9 и комментарии на эти стихи. Даже если бы нарушитель второй заповеди держал самодельного идола в тайном месте, Господь узнал бы об этом, и виновного настигло бы проклятие. Провозгласив «аминь», весь народ засвидетельствовал бы о своем согласии с этим проклятием и о понимании значения его.

Втор 27:16−18. По поводу стих 16 толкование на 5:16 и 21:18−21, а по поводу 27:17 — толкование на 19:14.

Хотя слепой (27:18) не в состоянии был бы узнать своего обидчика, который сбил его с пути, совершив поступок презренный и жестокий, Господь увидел бы его и проклял. Вероятно, проклятие этого рода настигло бы всякого, виновного в жестокости по отношению к слабым и беззащитным членам сообщества (сравните Лев 19:14).

Втор 27:19. В принципе еврею нетрудно было бы так или иначе воспользоваться незавидным положением этих людей, однако, в защиту их выступил бы Сам Бог (10:18; сравните 24:17, 19−21).

Втор 27:20−23. Эти четыре проклятия были направлены против каждого, кто вступил бы в один из перечисленных здесь видов блуда. Шестое проклятие (стих 20), очевидно, подразумевало того, кто вступил бы в связь со своей мачехой или наложницей отца, пока тот был еще жив (примером может служить Рувим, Быт 35:22), но также и того, кто женился бы на мачехе или наложнице своего отца после его смерти.

Седьмое проклятие (Втор 27:21) настигло бы того, кто совершил акт скотоложства (сравните Исх 22:19; Лев 18:23; 20:15−16). Хотя и совершенные втайне, действия эти стали бы известны Господу.

Восьмое и девятое проклятие (Втор 27:22−23) стали бы уделом того, кто вступил бы в кровосмесительный брак (или связь) с одной из своих близких родственниц (сравните Лев 18:9, 17)

Втор 27:24−25. Десятое и одиннадцатое проклятия поразили бы того, кто попытался бы тайно нарушить шестую заповедь (запрещающую убийство; толкование на 5:17).

Втор 27:26. Последнее проклятие показывает, что все предыдущие носили как бы выборочный характер. Может быть, одиннадцать вышеупомянутых примеров были выбраны на том основании, что, как говорилось ранее, большая часть перечисленных преступных действий могла быть совершена тайно, а, значит, нарушителей соответствующих законов было бы не так легко выявить, как тех, кто преступили бы другие законы.

Итоговый характер двенадцатого проклятия показывает, однако, что Бог хотел от евреев послушания Закону всем сердцем — как на людях, так и в частной жизни. Примечательно, что, желая показать, насколько не под силу людям исполнить все, что требует от них закон, апостол Павел цитирует именно этот стих (Гал 3:10), уча, что получить жизнь вечную через послушание закону не может никто. Она дается лишь Божией милостью по вере в Иисуса Христа как в заместительную жертву за грехи человеческие (Рим 3:14−25; Еф 2:8−9).

Б. Благословения и проклятия (глава 28)

По вступлении израильтян в Обетованную землю Моисей повелел им обновить завет в Сихеме. Затем он вновь обратился к делам Израиля, стоявшего на равнинах Моава. Он провозгласил перед ним благословения и проклятия этого завета, подлежавшего обновлению (подтверждению). Раздел, содержащий проклятия, в четыре раза длиннее того, что содержит благословения (стихи 1−14).

Это, возможно, соответствовало характерной форме древних ближневосточных договоров, в которых проклятий всегда перечислялось больше, чем благословений. Однако более вероятной представляется другая версия: «раздел проклятий» превосходил «раздел благословений» из-за предчувствия, что Израилю не избежать многочисленных нарушений завета.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Второзаконие, 27 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.