Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Иисус Навин 3 Иисус Навин 3 глава

В. Переход через Иордан (глава 3)

1 ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ (3:1−4)

Нав 3:1. Иисус Навин был человеком действия. Получив донесение разведчиков, вождь Израиля стал безотлагательно готовиться к переходу через Иордан и ко вторжению в ханаанскую землю. Хотя он и не знал еще, каким образом такое множество народа сумеет перейти через разлившуюся реку (стих 15). Но веря, что Бог каким-то способом сделает это возможным, он поднял весь народ, и они прошли около одиннадцати с половиной километров от Ситтима до Иордана. (Ситтим — это, вероятно, то же место, которое в Чис 33:49 названо Аве-Ситтимом.)

Нав 3:2−3. Дойдя до реки, они остановились на три дня. Военачальникам, конечно, требовалось время, чтобы подготовить народ к переправе. Отсрочка, кроме того, каждому давала возможность поближе присмотреться к реке, которая из-за таяния зимних снегов на горе Ермон, на севере, превратилась в мощный и быстрый поток. В этих условиях переправа казалась евреям невозможной, и сердца их, должно быть, дрогнули.

К концу третьего дня ожидания народу были даны распоряжения. Облачный столп более не поведет их, но, вместо того, они должны будут следовать за ковчегом завета. И не армейские разведчики первыми войдут в землю, а священники, которые понесут ковчег (сравните стих 11). Поскольку же ковчег символизировал присутствие Господа, это означало, что народ поведет в Ханаан Сам Иегова.

Нав 3:4. Ковчег впереди, и за ним люди, которым сказано было следовать за ковчегом или, возможно, идти, окружив его с трех сторон. Но они должны были держаться от него на расстоянии примерно километра. Почему? Вероятно, для того, чтоб напоминать им, что ковчег — священен, а Бог, которого он представляет, свят. Людям запрещено было случайно или беспечно «приближаться» к Богу; делать это они могли, лишь исполнившись благоговения. Ибо не «Человеком, стоящим наверху», должен был Он быть в их глазах, но именно Богом всей земли.

Кроме того, расстояние важно было соблюдать с тем, чтобы как можно больше израильтян — из великого множества их — могло видеть ковчег. Бог готовился ввести их в незнакомую землю — путем, которым прежде они не ходили. Это была новая для них территория, так что без Божьего водительства и руководства народ не знал бы, в каком направлении идти.

2. ОСВЯЩЕНИЕ ПО СЛУЧАЮ ПЕРЕХОДА (3:5−13)

Нав 3:5. Так как наступал день перехода через Иордан, Иисус Навин повелел народу освятиться. Естественнее, казалось бы, прозвучало, если бы он сказал: «Навострите свои мечи и осмотрите свои щиты!» Но в тот момент они более нуждались в духовной, чем в военной подготовке, потому что Бог собирался явить им Себя, сотворив среди Израиля чудеса.

И если человек тщательно готовится к встрече с земной знаменитостью, то тем более следовало Израилю подготовиться к явлению Бога всей земли. Предшествующее поколение евреев, на Синае, услышало такое же повеление — подготовиться к чудному откровению Господа (которое выразилось в том, что Израилю был дан Закон — Исх 19:10−13).

Но не только в вышеупомянутом было дело. Израильскому народу сказано было ожидать Божьего чуда, которое совершится между ними. Они, должно быть, снедаемы были нетерпением, охвачены предчувствием необычайного, по-человечески невозможного.

Нав 3:6−8. Затем Господь сказал Навину, каким образом перейдут они через реку, и. пояснил ему, что предстоящее чудо прославит его как вождя народа. Наступило время вручить Иисусу Навину его «верительные грамоты» Божьего представителя, которому поручено вести Израиль. И был ли лучший способ совершить это, чем дать Иисусу возможность перевести народ через реку, воды которой чудесным образом расступятся?

После того, как переход совершился, народ и в самом деле проникся к Иисусу почтительным страхом (4:14), поверив, что Бог с ним (3:7; сравните 1:5, 9).

Нав 3:9−13. Но передавая израильтянам слова… Бога, Иисус ничего не сказал о том особом обещании, которое было дано лично ему — что он будет прославлен грядущим чудным событием. Он предпочел сказать им, что это чудо удостоверит их в том, что живой Бог, в отличие от мертвых идолов, которым поклоняются язычники, находится среди них.

Он проложит им путь через разлившийся Иордан, и прогонит от них семь народов, населяющих эту землю. Это обещание, что живой Бог есть и будет среди них, сделалось боевым девизом завоевателей Обетованной земли, а также ключом к разгадке их побед над врагами. Мы встречаем его почти на каждой странице книги Иисуса Навина: «Я буду с тобой!» Дающее уверенность в Его присутствии, это обещание и по сей день поддерживает дух в Господнем народе. Поскольку Бог есть Господь («Адонай» — «Хозяин») всей земли (сравните Пс 96:5), Он, конечно же, в состоянии перевести Свой народ через любую «реку».

3. ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРЕХОДА (3:14−17)

Нав 3:14−15а. Наконец, день перехода через Иордан, день, когда Израилю суждено было вступить в Ханаан, настал. Народ свернул свои шатры и последовал за священниками, несшими ковчег, к берегу Иордана. Это было время жатвы пшеницы, месяц Нисан (март-апрель), первый месяц еврейского года (4:19). Река разлилась — и зрелище это было устрашающим для священников и народа; оно таило в себе суровое испытание их веры. Поколеблются ли они в страхе или с верою пойдут вперед, не сомневаясь в том, что обещанное Богом (вода — расступится, 3:13) действительно совершится?

Нав 3:15б−17. И вот поразительная вещь произошла в тот момент, когда священники… несшие ковчег завета, вступили в илистую бурную воду. Вода, текущая сверху, остановилась (сравните стих 13) и стала стеною до города Адама, тогда как вода, текущая в море Соленое ушла и иссякла. И народ перешел реку против Иерихона. Не напоминает ли это переход евреев через Чермное море! (Исх 15:8; Пс 78:13).

Хотя место под названием «Адам» упоминается только здесь, его обычно отождествляют с Тель-эд-Дамье, находящимся примерно в двадцати шести километрах севернее брода, который ведет к Иерихону. Широкое ложе реки, таким образом, обнажилось, позволив людям, со всем их скотом и имуществом, поспешно перейти на другой берег (сравните Нав 4:10).

Как могло произойти это невероятное событие? Многие настаивают на том, что никакого чуда не произошло, так как данный феномен можно, мол, объяснить естественным образом. При этом ссылаются на то, что 8 декабря 1267 г. в результате землетрясения высокие берега Иордана обрушились как раз близ Тель эд-Дамье, запрудив реку примерно на 10 часов. 11 июля 1927 года, опять-таки в результате землетрясения, река примерно в том же месте была «остановлена» на 21 час. Примечательно, однако, что в сезон разлива реки подобные явления не происходили.

Допустим, что Бог использовал естественные причины — такие, как землетрясения и оползни, однако, «выбор времени» все-таки свидетельствует о сверхъестественности происшедшего. Но соответствует ли подобная интерпретация этого события библейскому тексту? Рассматривая все обстоятельства вкупе, приходишь к выводу, что правильнее оценивать его как особый акт, совершенный Богом каким-то неизвестным человеку способом.

Уж слишком много моментов, не укладывающихся в рамки естественного, сошлось здесь: 1) Событие произошло, как и было предсказано (3:13, 15); 2) Время было назначено точно (стих 15); 3) Произошло это, когда река разлилась (стих 15); 4) Стена воды не обрушивалась на протяжении многих часов, может быть, целого дня (стих 16). 5) Мягкое и влажное речное дно мгновенно пересохло (стих 17); 6) Вода хлынула, как только народ пересек реку, и священники вышли из нее (4:18).

Несколько веков спустя пророки Илия и Елисей посуху перешли на восточный берег той же реки (4Цар 2:8). Вскоре затем Елисей посуху же перешел эту реку обратно. Если израильтяне под водительством Навина могли перейти через Иордан только в результате естественного катаклизма, каковым является землетрясение, то приходится допустить, что в случае с Илией и Елисеем два землетрясения последовали одно за другим через короткий промежуток времени; но такое едва ли вероятно!

В результате этого великого чуда — перехода через разлившийся Иордан целого народа числом примерно 2 миллиона человек — Бог был прославлен, Иисус Навин — возвысился в глазах народа, Израиль исполнился мужества, а хананеи — страха.

Для Израиля переход через Иордан означал, что, не оглядываясь более назад, он вступал в сражение против армий врага, его колесниц и укрепленных городов. Здесь правомочно видеть и символику: переход к вере в живого Бога, отказ от жизни по влечениям плоти (каковой народ жил в пустыне).

Символичен переход через Иордан и для современных верующих. Это не есть образ смерти верующего и его перехода на небеса. (Как и для израильтян, сражение за Ханаан едва ли отождествлялось с небесным покоем!) В христианском сознании это — символ вступления в духовную войну — с целью добиться того, что Бог обещая нам. Переход через Иордан знаменует для нас конец жизни по собственной воле и прихотям и начало новой жизни — по вере.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Иисуса Навина, 3 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.