Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Иисус Навин 8 Иисус Навин 8 глава

3. ПОБЕДА ПРИ ГАЕ (ГЛ. 8)

а. Подготовка к битве (8:1−2)

Нав 8:1. Тот наступательный порыв, в котором Израиль чудесным образом пересек Иордан и одержал сверхъестественную победу под Иерихоном, был приторможен поражением при Гае.

Однако после того, как заслуженная кара настигла Ахана, Бог вернул Израилю Свое благорасположение; вновь заверил Он Иисуса Навина, что не покинет ни его, ни народ, Эти же слова ободрения слышал Иисус от Моисея в Кадес-Варни (Втор 1:21). И с ними же обратился Моисей к Навину сорок лет спустя, когда передавал ему, человеку более молодому, бразды правления (Втор 31:8). Снова Навин услышал их, когда Бог говорил к нему сразу после смерти Моисея (Нав 1:9).

Божиим планом было предусмотрено использование всех боеспособных сил Израиля. Хотя главной причиной поражения при Гае был грех, совершенный Аханом, другой причиной его была недооценка евреями сил врага (сравните 7:3−4). Эту ошибку и предстояло теперь исправить. Бог повелел Навину встать и идти на Гай, пообещав превратить это место разгрома евреев в место их победы.

Нав 8:2. Прежде, чем Навину был раскрыт самый план битвы, ему было сказано, что добычу, взятую в Гае, и стада его жителей израильтяне могут разделить между собой. Иерихон был объявлен заклятым городом, но Гай — нет.

Невольно приходит на мысль Ахан: если бы он подавил в себе жадность и подчинился там, в Иерихоне, слову Божиему, то немного позднее и добычу взял бы и Божие благословение получил.

б. Порядок битвы (8:3−29)

Порядок событий, как они разворачивались при Гае, совершенно отличались от такового под Иерихоном. Израильтяне не обходили семь раз вокруг стен Гая. И стены его не пали сверхъестественным образом. Израилю предстояло, захватить этот город в ходе обычной военной операции.

Нав 8:3−9. Остроумно была разработана стратегия захвата Гая. Она включала устройство засады позади города (западнее его). Сделать это Навину повелел Сам Господь (стих 2). Три контингента воинов должны были участвовать в осуществлении Божьего плана. Первый состоял из храбрых бойцов, которые были посланы ночью, чтобы спрятаться в засаде.

Их задачей было броситься в город и предать его огню, как только защитники города устремятся в погоню за Навином и его войском. Посланных в засаду было тридцать тысяч человек; это может показаться чрезмерным, но наличие множества скал в окрестностях города позволяло надежно укрыться и такому большому числу людей.

Нав 8:10−11. Второй контингент соответствовал основному составу израильской армии, которая и прошла около двадцати четырех километров от Галгала, выйдя оттуда рано поутру и, расположившись затем с северной стороны Гая, на виду у его жителей. В этот, второй, контингент несомненно входили тысячи и тысячи воинов. Это были отвлекающие силы, которые вел сам Навин; их задачей было выманить защитников Гая из города.

Нав 8:12−13. Третий контингент, в количестве примерно пяти тысяч человек, образовал еще одну засаду — между Вефилем и Гаем, чтобы в случае чего не пропустить на помощь защитникам города возможные подкрепления из Вефиля. В ту ночь Навин пришел в глубокую межгорную долину, расположенную севернее Гая.

Нав 8:14−22. Божиим планом было предусмотрено все до мелочей. Увидев расположившуюся близ города армию израильтян, царь Гая клюнул на приманку. Бросившись в погоню за израильтянами, которые обратились в притворное бегство, жители Гая оставили город незащищенным. И тогда по сигналу Навина другой контингент его воинов быстро вошел в город и предал его огню. Когда жители Гая увидели языки пламени и дым, поднимающиеся к небу там, где был их город, ужас и оцепенение охватили их. Прежде, чем они могли что-либо сообразить, они были схвачены израильскими воинами в «клещи» и уничтожены.

Нав 8:23−29. Уничтожив всех жителей Гая, бывших на поле, израильтяне вновь вошли в город и истребили тех, которые оставались за городскими стенами. Всего убитых было двенадцать тысяч человек. В Гае еврейские воины взяли добычу, как разрешил им Бог (стих 2). Сам город был превращен в груду развалин. Взятый живым, царь Гая был повешен на дереве и висел там до вечера, но потом был снят и погребен под грудой камней (сравните с таким же погребением Ахана, 7:26). Тело царя было снято с дерева при заходе солнца, в согласии с Божиим повелением (Втор 21:22−23; сравните Нав 10:27).

в. После битвы (8:30−35)

Нав 8:30−31. Одержав победу под Гаем, Навин поступил так, как заповедал евреям Моисей (Втор 27:1−8). Вместо того, чтобы посредством дальнейших побед закрепить за собой центральную часть Обетованной земли, Иисус повел мужчин, женщин, детей (со всем их скотом и имуществом) с места их стоянки в Галгале на север, вверх по течению Иордана, в заранее определенное место, а именно — к горам Гевал (Нав 8:30) и Гаризим (стих 33), расположенных в Сихеме.

Они шли туда, чтобы поставить жертвенник и принести всесожжение Господу, а также жертвы мирные. Переход этот, протяженностью примерно пятьдесят километров, не был ни трудным, ни опасным, поскольку шли евреи через территорию лишь местами и мало населенную. Но как удалось им избежать столкновения с жителями Сихема, крепости, охранявшей вход в долину между двумя упомянутыми горами?

Не о каждой битве, имевшей место в ходе завоевания, записано в Библии, но, может быть, Сихем просто сдался израильтянам без сопротивления. Однако, почему именно это место было избрано? Видимо, потому, что горы Гевал и Гаризим расположены в географическом центре страны, и с каждой из их вершин обозревается значительная часть Обетованной земли. Здесь-то, в месте, как бы символизировавшем всю землю хананеев, — Иисус Навин и призвал народ к обновлению их обетов Господу в рамках Завета. Примечательно, что он сделал это и при вступлении в землю, и в конце своей миссии — как вождя и руководителя народа (сравните 24:1).

Приуроченные к этому месту церемонии, столь же торжественные, сколь исполненные важного религиозного значения, включали в себя три вещи. Во-первых, на горе Гевал был возведен жертвенник из… цельных, т. е. нетесанных камней, и на нем принесены были жертвы Богу.

Нав 8:32. Во вторых, неподалеку от жертвенника по приказу Иисуса было поставлено еще несколько крупных камней. И на них он написал слова закона Моисеева. Не указывается, какая часть Закона была там запечатлена. По одним предположениям — только Десятисловие, по другим же — по меньшей мере, и главы 5−26 из книги Второзакония.

Археологи обнаруживают на Среднем Востоке схожие каменные столбы (или стеллы) с высеченными на них текстами, высотой от двух до двух с половиной метров. А в Бегистане, на территории Ирана, найдены увековеченные на камнях записи, протяженность которых в три раза превышает «протяженность» или объем Второзакония.

Нав 8:33−35. И, в-третьих, Иисус Навин прочитал народу все слова закона. Причем половина народа стояла на склонах горы Гаризим, по южную сторону долины, а другая половина на склонах горы Гевал, по северную сторону ее; ковчег же завета, в окружении священников, находился в самой долине. Когда одно за другим зачитывались проклятия закона, — «Аминь!» раздавалось со склонов горы Гевал. А когда в таком же порядке зачитывались благословения, откликались племена, расположившиеся на горе Гаризим: «Аминь!» (Втор 11:29; 27:12−26).

В условиях громадного естественного амфитеатра, который и по сей день существует в том месте, народ мог слышать каждое произносившееся слово; со всею искренностью подтвердил Израиль в тот день, что Закон Господа действительно принимается им как Закон всей земли.

Начиная с этого момента, история евреев зависела от соблюдения Закона, прочитанного им во всеуслышание. Когда они повиновались ему, то получали благословения, за непослушанием же следовало наказание (сравните Втор 28).

В. Южная кампания (главы 9−10)

Израиль не посоветовался с Господом, и это явилось одной из главных причин его поражения под Гаем (7:4−5). А небрежное отношение к молитве со стороны вождей народа едва не повергло его в новый кризис.

Народ только что возвратился в свой стан в Галгале — после того, как у гор Гевал и Гаризим ему были зачитаны слова Закона, немалая часть которого была начертана на камнях. Это было время духовной победы; но — также и тонко рассчитанной, замаскированной атаки со стороны сатаны. Когда Божий народ думает, что теперь «все в порядке», он делается особо уязвимым, и вражье нападение не заставляет ждать себя.

История, иллюстрирующая это, рассказывается нам в следующих двух главах книги Иисуса Навина. Она о том, как евреи заключили союз с гаваонитянами (глава 9), и затем выступили в защиту их (глава 10).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Иисуса Навина, 8 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.