Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Иисус Навин 21 Иисус Навин 21 глава

3. НАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДОВ ДЛЯ ЛЕВИТОВ (21:1−42)

Нав 21:1−3. Здесь — последний и завершающий штрих в процедуре распределения земель. Перед нами — вожди племени Левия, которые требуют городов, обещанных Левию Моисеем (сравните Чис 35:1−8). Эти 48 городов с предместьями, т. е. с пастбищами для скота, включая и все шесть городов-убежищ, были приписаны к левитам.

Нав 21:4−7. Конкретно города между левитами распределялись по трем основным «ветвям» их генеалогического древа, т. е. между племенами трех сыновей Левия — Каафа, Гирсона и Мерари (таблицу «предки Моисея, начиная от Авраама» — там, где толкование на Исх 6:18).

Нав 21:8−19. Первыми перечислены тринадцать городов для каафитов. Девять из них располагались на территориях Иуды и Симеона, включая Хеврон (город-убежище); еще четыре — на территории Вениамина. Эти 13 городов были предназначены для священников, потомков Аарона.

Нав 21:20−26. Остальным каафитам предназначались еще десять… городов, включая Сихем (город-убежище), на территориях Ефрема и Дана, а также в западной части территории Манассии. Таким образом города священников сосредоточились в будущем Южном царстве, в Иудее, в Столице которой — Иерусалиме — предстояло возвести храм.

Нав 21:27−33. Еще тринадцать левитских городов, отданных потомкам Гирсона, находились в восточной части территории Манассии, а также на территориях Иссахара, Асира и Неффалима. Среди них было два города-убежища: Голан Васанский и Кедес Галилейский.

Нав 21:34−40. Потомки Мерари из колена Левиина получили двенадцать городов у Завулона и на территории трансиорданских племен — Рувима и Гада, включая Рамоф, город-убежище в Галааде. Следовательно, 10 из 48 левитских городов находились на восточном берегу Иордана, причем 2 — у половины племени Манассиина (стих 27), а по 4 — у Рувима (стихи 36−37) и Гада (стихи 38−39).

Племя Левия было «разбросано» среди других племен во исполнение проклятия Иакова, произнесенного им как на Левия, так и на Симеона (Быт 49:5, 7) за учиненную ими безжалостную резню среди сихемитов (Быт 34). Но в случае потомков Левия Бог Сам встал над ними, чтобы сохранить это племя и сделать его благословением для всего Израиля. Он сделал это потому, что в острой критической ситуации левиты выступили на стороне Моисея (Исх 32:26), а также потому; что Финеес, левит, сын Елеазара, отстоял праведное имя Божие на равнинах Моава (Чис 25).

Нав 21:41−42. Однако ко времени раздачи наделов многие из левитских городов все еще находились под контролем хананеев — их еще следовало завоевать. И, по-видимому, попытки левитов сделать это не всегда были успешными, а другие племена не всегда приходили им на помощь. Здесь, как представляется, кроется наипростейшее объяснение того, что приводимый в 21 главе список левитских городов не вполне совпадает с тем, который находим в 1Пар 6:54−81.

Надо сказать, что «рассеяние» левитов среди других племен имело благоприятные последствия. Благословляя последним благословением колена Израилевы, Моисей сказал о левитах: «Учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» (Втор 33:10).

Почетной ответственностью и высокой привилегией левитов было наставлять Израиль в Законе Божием, следить за тем, чтобы не угасало в народе знание слова Его. И еще особую роль должны были играть левиты на севере и востоке Обетованной земли — служа там барьером против проникновения в Израиль духа идолопоклонства из Тира и Сидона, а также разнообразных языческих представлений и ритуалов — от племен, кочевавших по пустыне.

Кто-то подсчитал, что ни один израильтянин не жил далее, чем за 10 километров от одного из 48-ми левитских городов. Таким образом каждый израильтянин имел поблизости от себя людей, хорошо осведомленных в Моисеевом законе, у которых можно было получил советы и рекомендации по многим вопросам религиозной, семейной и политической жизни. А это было очень важно для Израиля — во всем подчиняться слову Божиему, дабы не прекратилось преуспевание народам и не лишился он свою привилегий.

Как, однако, ни печально, условие это выполнено не было. Левиты не использовали до конца данные им возможности; они не исполнили своей миссии во всей ее полноте. Будь это так, дух идолопоклонства и его разлагающее влияние, возможно, никогда не распространились бы по земле Израиля.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАВОЕВАНИЮ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬ (21:43−45)

Нав 21:43−45. Эти стихи завершают длинный раздел, в котором описывается раздача земель и городов. Ветхозаветный историк бросает взгляд в прошлое и подводит итог завоеванию и распределению земли, подчеркивая при этом верность Бога Его обещанию дать Израилю землю и покой со всех сторон и победу над их врагами. Ничего из обещанного Им не осталось невыполненным. Это не означало, что каждая пядь Обетованной земли оказалась в руках Израиля — ведь Бог Сам сказал ему, что землю эту ему придется завоевывать постепенно (Втор 7:22).

Не следует думать, будто заключительные заявления, провозглашаемые в этих стихах, как бы «проходят мимо» тех бед, которым предстояло разразиться над Его народом во времена судей, — важно понять, что беды эти разразились по вине Израиля, а не Бога. Причем неверность Израиля ни в коей мере не сказалась на верности Бога. Подтверждение этому находим в словах апостола Павла, обращенных к Тимофею: «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим 2:13).

На основании заявления в Нав 21:43 некоторые богословы настаивают на том, что именно тогда и было исполнено обещание относительно земли, данное Богом Аврааму. Это, однако, не так, и вот почему: касательно овладения Израилем землей в Библии имеются и дополнительные предсказания, относящиеся ко времени после Иисуса Навина (к примеру, Ам 9:14−15).

А значит в Нав 21:43 речь идет о тех пределах земли, о которых читаем в Чис 34, а не о земле в ее последних и окончательных границах, в каковых сделается она достоянием Израиля в царствование Мессии (Быт-15:18−21). Кроме того, хоть в дни Навина Израиль и овладел землей, впоследствии он потерял ее, тогда как по Авраамову завету Израилю обещано, что он будет владеть этой землей вечно (Быт 17:8).

IV. Заключение (главы 22−24)

А. Выяснение недоразумения на границе (глава 22)

Когда племена, получившие наделы на восточном берегу Иордана, вернулись к себе домой, то между ними и племенами западного берега едва не вспыхнул внезапный конфликт, который мог бы ввергнуть сообщества, только что осевшие на Обетованной земле, в катастрофическую по своим последствиям гражданскую войну. Сложилась весьма опасная ситуация. Враги, затаившиеся поблизости, несомненно, горячо надеялись, что именно так и произойдет, и тогда они смогут вернуть себе потерянные территории. Но промыслом Божиим трагедия эта была предотвращена, а Израилю было преподано несколько важных уроков.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Иисуса Навина, 21 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.