б. Бедствия при Авимелехе (глава 9)

1) Заговор Авимелеха с сихемцами (9:1−6).

Суд 9:1. (Интересно, что в главе 9 Гедеон ни разу не назван этим именем. О нем говорится только как о Иероваале (толкование на 6:32). Авимелех был, как уже говорилось, сыном Гедеона от наложницы, которую, жившую, по всей вероятности, в доме родителей, Иероваал навещал время от времени. Не вызывает сомнения, что Авимелеха, родившегося от этой «второстепенной жены», другие его братья по отцу избегали, за что он и свел счеты с ними (9:5); зато для сихемской родни своей матери он был человеком желанным.

Город Сихем был значительным религиозным центром со времен Авраама (Быт 12:6−7). Он располагался в узкой долине, между гор Гаризим и Гевал, — там, где при Иисусе Навине были произнесены благословения и проклятия, ожидавшие евреев в соответствии с Законом (Нав 8:30−35), и где совершилась остальная часть церемонии обновления завета перед кончиной Иисуса Навина (Нав 24:1−28). Сихем находился при стратегически важном скрещении дорог — той, которая поднималась от побережья (на западе) и спускалась к городу Адаму на р. Иордан, и той, что тянулась вдоль центрального хребта — от Иерусалима на юге до северных подступов к Изреельской долине.

Суд 9:2−5. Клану своих родственников по матери (а через них — и всем гражданам Сихема) Авимелех предложил себя в цари. Вместо, как он сказал, всех семидесяти сынов Иеровааловых, которые, возможно, и вовсе не претендовали на то, чтобы стать «царями».

Серебро было Авимелехом получено из сокровищницы храма Ваалверифа; и на него он нанял себе в помощь праздных и своевольных людей. Их первой задачей было умертвить семьдесят сынов Иеровааловых; и это кровавое дело они совершили. Они умертвили их на одном камне (что, видимо, означает совершение массовой публичной казни). Важное значение имело то обстоятельство, что младшему сыну Гедеона, Иофаму, удалось скрыться.

Суд 9:6. Вслед за успешным устранением потенциальных соперников Авимелех был коронован царем — как рядовыми жителями Сихема, так и представителями высшего класса; эти жили в той части города, которая называлась дом Милло (т. е. «дом крепости»). Коронация происходила у дуба… близ Сихема (вероятно, пользовавшегося особой известностью священного дерева; Быт 12:6; 35:4; сравните Нав 24:26). Весьма сомнительно, чтобы власть Авимелеха простиралась за пределы нескольких городов в окрестностях Сихема.

2) Обращение Иоафама к сихемцам (9:7−21).

Суд 9:7. Младший сын Гедеона, Иофам, единственный из братьев спасшийся, поднялся на вершину горы Гаризима (на юго-западе от города) и стал громко кричать, обращаясь к жителям Сихема. Вероятно, он стоял на одном из выступов Гаризима, напоминающем по форме кафедру, устроенную природой, откуда слышать его можно было довольно далеко — даже на противоположной стороне долины, где высилась гора Гевал.

Речь Иофама примечательна как по форме своей, так и по содержанию, ибо он произнес первую из немногих записанных в Библии «басен в прозе» (коротких рассказов, в которых животные или неодушевленные предметы — такие, к примеру, как деревья, — персонифицированы, т. е. говорят и действуют как личности). Целью Иофама было заставить сихемцев дать отчет Богу (послушайте меня… и послушает — в значении «и да услышит», — вас Бог) в том, что поставили над собой бесчестного убийцу Авимелеха.

Суд 9:8−15. Главная мысль Иофамовой басни, или притчи, сводилась к тому, что лишь люди, не представляющие никакой ценности, стремятся к господству над другими, поскольку те, которые ценность представляют, слишком заняты важными и полезными делами, чтобы добиваться власти. Образы басни прозрачны. Деревья, искавшие себе царя, последовательно получали отказ от: а) маслины (стих 8), самого древнего из деревьев, дающей оливковое масло (тук), которым чествуют богов и людей (стих 9); б) фигового дерева (смоковницы; стих 10), одного из самых распространенных в Израиле, плод которого играет важную роль в рационе питания местного населения (стих 11); и в) от виноградной лозы (стих 12), сок которой веселит богов и человеков (стих 13).

В последнюю очередь обратились деревья к терновнику (которым в пустынных местах Палестины разжигают огонь для приготовления пищи), чтобы согласился царствовать над ними (стих 14). И терновник согласился, но с условием — чтобы остальные деревья обещали «покоиться под тенью его» (стих 15). Ответ, который вкладывает Иофам «в уста терновника», исполнен иронии, ибо какая может быть тень от мелкорослого кустарника! Зато угрозы пожара, исходящей от него (здесь огонь — символ беды, которую несет «правитель — терновник»), сельские жители всегда боялись: пожары возникали (и быстро распространялись) в результате удара молнии в сухой, как трут, терновый куст.

Суд 9:16−20. Параллель между не представляющим ценности терновником и Авимелехом, царем, избранным сихемцами, — очевидна. Подчеркивая неблагодарность жителей города, Иофам напоминает, чем они обязаны отцу его Иерова-алу (стихи 17−18). Его укор, обращенный к ним, перерастает в проклятие, сила которого обнаруживает себя в стихе 57.

Суд 9:21. Очевидно, ответ сихемцев Иофаму был неблагоприятным для него, потому что он убежал… в Беер (название, столь распространенное в Палестине, что о том, где находилось это место, можно только гадать).

3) Восстание сихемцев под предводительством Гаала (9:22−29).

Суд 9:22−25. Следствием трехлетнего правления Авимелеха стал мятеж сихемцев против него. Ибо послал Бог злого духа между Авимелехом и… жителями Сихема, возбудив в них — во исполнение проклятия Иофама — недобрые чувства против царя. Бросая вызов его власти, они устроили разбойничьи засады в горах и грабили всякого проходящего мимо их по дороге (напомним, что Сихем находился на стратегически важном скрещении торговых путей).

Естественно, число путешественников и купцов на этих дорогах сократилось, и, соответственно, сократились доходы (в виде взимаемых пошлин) Авимелеха. Злая сила, направлявшая действия сихемцев, послана была Богом, контролирующим все происходящее на земле, — в наказание им. Сатана бессилен действовать там, где это не попущено ему Богом (сравните с историей Иова; Иов 1:12; 2:6).

Суд 9:26−29. Вышедшие из повиновения Авимелеху сихемцы нашли себе нового вождя в лице Гаала, сына Еведова, который явился в их город в сопровождении своих братьев (может быть, имеется в виду сформированный им разбойничий отряд). В дни сбора винограда (июнь-июль) жители Сихема, празднуя праздник какого-то языческого бога (вероятно, аналога Адониса или Диониса), стали проклинать Авимелеха и положились на Гаала, а тот стал подстрекать их против царя и Зевула, назначенного им начальником города (стих 30).

Он призывал сихемцев подчиниться потомкам Еммора, основателя их клана (Быт 34:26), вместо того, чтобы служить Авимелеху, сыну израильтянина Гедеона. Из этого видно, что немалую часть сихемцев составляли хананеи. К Авимелеху, которого не было на празднике, Гаал обратился с дерзким вызовом: умножь войско твое и выходи!

4) Авимелех одолевает Гаала (9:30−49).

Суд 9:30−33. Зевул, «градоначальник», узнав про это, воспылал гневом на Гаала и поставил о мятежниках в известность Авимелеха, который жил по соседству, в Аруме (стих 41). Арум, возможно, соответствовал Кирбет эль-Урме (между Сихе-мом и Шило). Он предложил царю тайно вывести свои войска ночью… в поле, а с рассветом солнца напасть на Сихем, чтобы убить Гаала.

Суд 9:34−41. Авимелех так и сделал; свое войско в засаде он разделил на четыре отряда, а с рассветом стал спускаться (вероятно, с горы Гаризим, которая находилась в середине центрального нагорья) к городу. Стоя за воротами Сихема, Гаал обратил внимание на это необычное для раннего утра движение, но находившийся тут же Зевул заверил его, что это движется тень гор.

Когда подходившие к Сихему люди стали различимы настолько, что дальше обманывать Гаала было нельзя, Зевул стал подбивать его возглавить своих сторонников и дать бой Авимелеху, выйдя из-под защиты городских стен. Недавнее безудержное хвастовство обязывало его, и Гаалу не оставалось ничего другого, как, возглавив жителей Сихемских, сразиться с Авимелехом. Но Авимелех нанес им сокрушительное поражение. А сам возвратился в Аруму. Гаала же и братьев его Зевул выгнал из Сихема.

Суд 9:42−45. Однако Авимелех не утолил своего гнева, да и страх перед новым мятежом сихемцев не оставлял его. И он решил уничтожить этот город. Уже на другой день, когда жители Сихема вышли на работу в поле, Авимелех напал на них с тремя отрядами. Два отряда… убивали находившихся за городскими стенами, а сам Авимелех стоял с третьим отрядом у ворот города (очевидно, никого не выпуская и не впуская). К вечеру Сихем бы взят и разрушен. И засеял его солью (т. е. разбросал соль по его земле).

Это символ бесплодия — в знак того, что голой и пустынной земле Сихема предстояло оставаться вовек (сравните Втор 29:23; Иер 17:6). Археологи действительно подтвердили разрушение Сихема, относящееся к 12 веку до Р. Х. Город лежал в руинах, пока не был заново отстроен Иеровоамом I, который сделал его своей столицей (3Цар 12:25).

Суд 9:46−49. В этих стихах, по всей вероятности, рассказывается об инциденте, происшедшем в городе в процессе его разрушения (стих 45); едва ли это случилось после того, как город был разрушен, за его пределами.

Услышав об этом… — относится или к массовому убийству «в поле» (стихи 43−44), или к захвату Авимелехом городских ворот (стих 44). Итак, «услышав об этом», жители города, собравшиеся в башне Сихемской (возможно, она и «дом Милло» (стих 6) являлись одной и той же башней), перешли (сочтя ее более надежной) в башню капища Ваал-Верифа (возможно, это укрепленное место было частью комплекса, известного как башня Милло). И тогда Авимелех и его воины, нарубив сучьев древесных на горе Селмон (так, видимо, названа здесь гора Гаризим или гора Гевал), сожгли посредством их башню Сихемскую, в которой погибло около тысячи мужчин и женщин.

5) Позорная смерть Авимелеха в Те-веце.

Суд 9:50−55. Вслед за разрушением Сихема Авимелех… осадил город Тевец и взял его. Может быть, Тевецу соответствует современный Тувас, расположенный километрах в 13 на северо-восток от Сихема, у дороги Бет Шан. Представляется, что этот город так же, как и Сихем, находился под контролем Авимелеха и тоже восстал против него. И царь попытался подвергнуть его той же участи, что и Сихем, т. е. сжечь его крепостную башню, в которую убежали… все жители города, и затем разрушить его.

Но когда он пришел к башне, какая-то женщина сбросила сверху обломок мельничного жернова (т. е. увесистый камень) и проломила Авимелеху череп. Смерть Авимелеха напоминает смерть Саула (1Цар 31:4). Не желая умереть позорной смертью, Авимелех (как и Саул) приказал своему оруженосцу убить его мечом (дабы не сказали потом, что «женщина убила его».

Увидев Авимелеха мертвым, его сторонники (которые тут названы Израильтянами), разошлись по домам.

6) Проклятие Иофама сбыватеся.

Суд 9:56−57. Автор этой части Священного Писания видит в разрушении Сихема и смерти Авимелеха действие руки Божией: Так воздал Бог Авимелеху, пишет он, за злодеяние, которое он сделал отцу своему (Гедеону), уничтожив семью его. И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их, позволив осуществиться проклятию Иофама, сына Гедеона (стих 20).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Судей израилевых, 9 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.