в. Освобождение приносят Фола и Иаир (10:1−5)

Фола и Иаир числятся среди так называемых «малых судей», но в период, предшествовавший установлению в Израиле монархии, они в «избавлении» народа сыграли не меньшую роль, чем другие судьи. Представляется, в частности, что судейство Фолы как бы остановило на время процесс нравственного разложения израильтян, который активно протекал при Авимелехе. Что касается Иаира, то его правление в Галааде предварило правление на той же земле следующего заметного судьи — Иеффая.

Суд 10:1−2. Поскольку Фола управлял горной страной, принадлежавшей ефремлянам, а сам был из колена Иссахарова, то под его влияние могло попасть и жившее по соседству колено Манассиино, на территории которого установил свое «малое царство» Авимелех. Судя по тому, что о чужеземных угнетателях здесь не упоминается, слова, что Фола восстал для спасения Израиля, могли означать «спасение» от внутренних раздоров и прискорбного положения дел в народе (в том числе и от последствий Авимелехова правления). Фола был судьею Израиля двадцать три года, пока не умер. Где находился Шамир, место его проживания и погребения, установить не удалось.

Суд 10:3−5. После Фолы Иаир… был судьею Израиля двадцать два года. Он жил (и умер) в Галааде, т. е. на той части территории Манассии, которая находилась за Иорданом. Он был знатным человеком, о чем, по мысли автора, свидетельствует его значительное потомство: тридцать сыновей. О положении, которое занимали сыновья Иаира, говорит, в свою очередь, то, что они ездили на… молодых ослах (сравните 12:14) и владели тридцатью городами. Эти селения Иаира (группа городов на территории Васана) получили свое название от Иаира, который жил раньше (Чис 32:39−42; Втор 3:14); существовали они и долгое время спустя, во всяком случае в дни автора этой книги они были известны под первоначальным своим именем.

Некоторые из богов и богинь народов, в окружении которых жил Израиль

ИМЯ НАРОДЫ

1. Ваал

арамеи, финикийцы, хананеи

2. Ашера

арамеи, финикийцы, хананеи

3. Астарта
(иногда называемая Ашторет)
(вавилонская Иштар)

арамеи, финикийцы, хананеи

4. Хадад, или Риммон
(арам, название Ваала)

арамеи

5. Адад (Хадад)

жители Месопотамии

6. Хамос

моавитяне

7. Милхом (он же — Молох)

аммонитяне

8. Дагон

филистимляне

7. ИЕФФАЙ ИЗБАВЛЯЕТ ИЗРАИЛЬ ОТ АММОНИТЯН (10:6 — 12:7)

Суд 10:6−16 представляется пространным богословским вступлением к повествованию о судействе как Иеффая (10:7 — 12:7), так и Самсона (главы 13−16), поскольку «угнетатели», названные в 10:7, наступали на Израиля одновременно с востока (аммонитяне) и с запада (филистимляне).

а. Отступление Израиля (10:6)

Суд 10:6. Примечательно численное соответствие между семью группами языческих богов (стих 6) и семью народами, угнетавшими Израиль (стих 11). Ваалы и Астарты, как уже говорилось ранее, были хананейскими божествами (2:13). В пантеоне богов Арамейских числился Хадад или Риммон (4Цар 5:18), а под богами Сидонскими понимались финикийские божества — Ваал и Ашера (3Цар 16:31−33; 18:19). Главным божеством моавитян был Хамос (3Цар 11:5, 33; 4Цар 23:13), а аммонитян-Милхом или Молох (3Цар 11:33); пантеон филистимлян возглавлял бог Дагон (Суд 16:23). Как это ни поразительно, израильтяне поклонялись всем этим богам, а Господа оставили и не служили Ему.

б. Притеснения со стороны аммонитян (10:7−9)

Суд 10:7−9. И вновь наказал Господь народ Свой за уклонение с пути, указанного Им, предав его в руки чужеземных угнетателей. Филистимляне… теснили Израиля на западе (об этом упомянуто в предвестие рассказа о Самсоне в главах 13−16), а Аммонитяне — на востоке (последние мучили сынов Израилевых… восемнадцать лет). Аммон был заиорданским царством, занимавшим территорию северо-восточнее Моава; в дни судьи Аода он выступил против Израиля в союзе с моавитским царем Еглоном (3:12−13).

Аммонитяне не оставляли в покое Галаад — территорию в Трансиордании, которая на юге была заселена коленом Гадовым, а на севере — половиной колена Манассиина. По прошествии какого-то времени аммонитяне стали (вероятно, периодически) переходить Иордан, чтобы докучать коленам Иуды, Вениамина и Ефрема (в центральной части нагорья).

в. Покаяние Израиля (10:10−16)

Суд 10:10−16. В прежние тяжкие времена обращения Израиля к Господу не свидетельствовали о его раскаянии (3:9, 15; 4:3). В дни нашествия на него мадианитян Господь даже послал ему пророка, чтобы прямо указать Своему народу на его нужду в покаянии (6:7−10). Однако на этот раз израильтяне, по-видимому, были охвачены неподдельным раскаянием, судя по их словам: согрешили мы пред Тобою, а также по тому, что продолжали каяться и после того, как Господь отверг их мольбы с горьким упреком: взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас. Не ограничившись на этот раз словами, израильтяне явили свое раскаяние на деле: они отвергли от себя чужих богов, и стали служить Господу. И тогда в Своем сострадании к Израилю Господь «воздвигнул» им освободителя в лице судьи Иеффая.

Суд 10:17−18. Толкование в следующей главе.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Судей израилевых, 10 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.