2. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ СЫНОВ ДАНОВЫХ НА СЕВЕР (ГЛ. 18)

а. Колено Даново искало себе удела… (18:1)

Суд 18:1. Эта глава начинается с рефрена, неоднократно звучащего в эпилоге: В те дни не было царя у Израиля (сравните 17:6; 19:1; 21:25). Недостаточность центральной власти вела к невозможности собрать воедино воинов Израиля, и это несомненно препятствовало разрешению проблемы, с которой столкнулось племя Дана: оно не в состоянии было (не в последнюю очередь по причине недостаточной веры) полностью овладеть своим уделом между коленами Израилевыми. Часть его отобрали у них аморреи (1:34−35; сравните Нав 19:47), а позднее филистимляне стали теснить колено Даново (как, впрочем, и остальной Израиль; 13:1; 14:4; 15:11). Все далее на восток теснили Дана, и он все более углублялся в уделы Вениамина и Ефрема. В этих-то обстоятельствах и решили сыны Дана поискать для себя новую землю, где бы им осесть на жительство.

б. Миссия разведчиков (18:2−10)

Суд 18:2−6. С этой целью они снарядили в путь от племени… пять человек, мужей сильных из Цоры и Естаола, чтоб осмотреть землю и все разузнать о месте, где они думали поселиться. Возможно, к концу первого дня пути они оказались у дома Михи и ночевали там. По голосу, точнее, по выговору (наверное, иудейскому) они узнали, что в доме живет и не ефремлянин; познакомившись с молодым левитом, они спросили у него, как он сюда попал, и что тут делает.

А услышав, что Ионафан (17:12−13) нанят Михой священником, попросили его узнать у Бога… успешен ли будет путь их. Можно подивиться убежденности ответа этого незаконно назначенного священника, заявившего, что путь их угоден Господу. Миссия разведчиков действительно завершилась видимым успехом, но последовавшие события никак не соответствовали плану Божиему относительно колена Данова, и в конечном счете они привели к возникновению крупного языческого центра на территории Израиля (18:30−31; 3Цар 12:28−30).

Суд 18:7. Наконец пять разведчиков пришли в Лаис (то же, что Ласем в Нав 19:47; современный Тел эль-Кади), находившийся примерно в 33 км на север от моря Киннеретского и километрах в 35 на восток от Тира. Плодородная эта земля жила покойно, и жители ее ни в чем не знали нужды. Они были финикийцами, но от своих соплеменников в Сидоне были отгорожены Ливанским горным хребтом, а от Сирии — горой Ермон и Антиливанским хребтом, так что ни с кем не было у них никакого дела, и военных союзников они не имели.

Суд 18:8−10. Возвратившись к своим, пятеро разведчиков сообщили им, что в Лаисе живет народ беспечный, и что земля та обширна и не знает ни в чем недостатка. Они побуждали соплеменников без колебаний идти на Лаис и захватить его себе в наследие. Им казалось, что это Бог предает Лаис в их руки. Хотя в богословском плане утверждение их спорно, город Лаис сыны Дановы действительно захватили и сожгли (стихи 27−28).

в. Поход против Лаиса (18:11−28а)

Суд 18:11−13. Итак, шестьсот вооруженных мужчин из колена Данова выступили из Цоры и Естаола и вначале расположились станом в Кириаф-Иариме, километрах в десяти на восток от собственной территории. Позднее именно в этом месте, которое стали называть станом Дановым, Самсон впервые ощутил в себе действие Святого Духа (13:25). Затем сыны Дановы пришли на гору Ефремову… к дому Михи (17:1; 18:2).

Суд 18:14−21. Тут пять мужей, ходивших прежде на разведку, сообщили братьям своим об имеющемся при доме Михи святилище. И пока шестьсот их соплеменников стояли у ворот, они вошли в известный им дом и взяли все четыре предмета культа. Священника же Михи соблазнили предложением стать таковым для целого племени: не лучше ли это чем быть священником в доме одного человека?

Предвидя возможность погони со стороны Михи, воины племени Данова пропустили своих детей, скот и груженые добром повозки вперед, а сами пошли в арьергарде.

Суд 18:22−26. Как только Миха обнаружил, что ограблен сынами Дана, то действительно, в сопровождении родственников, друзей и соседей, бросился за ними в погоню. Но, вняв угрозам их и осознав, что они сильнее, Миха предпочел возвратиться в дом свой.

Суд 18:27−28а. Мирные и ничего не подозревавшие жители Лаиса не в состоянии были отразить нападения сынов Дановых, и те побили их, а город сожгли огнем. От Сидона Лаис отделяло около 40 км (сравните стих 7), и никто не пришел ему на помощь.

г. Утверждение идолопоклонства в колене Дановом (18:28б−31)

Суд 18:28б−31. Затем сыны Дановы выстроили на этом месте новый город и назвали его Дан, по имени праотца своего. Но большего внимания заслуживает то печальное обстоятельство, что они превратили свой город в центр идолопоклонства, священниками при котором были Ионафан, сын Гирсона, сына Манассии, а затем его сыновья. (Некоторые богословы полагают, что «Гирсон» — это то же, что «Гирсам» (Исх 2:22), и что Ионафан был внуком не Манассии, а Моисея.) Незаконное это священнослужение продолжалось до дня переселения жителей той земли. (Речь идет либо об ассирийском пленении Израиля в 722 г. до Р. Х. (4Цар 17:6), либо об уводе в плен галилеян Тиглат-Палассаром III в 733−732 гг. до Р. Х. (4Цар 15:29). Однако то обстоятельство, что книга Судей была написана в начале правления царей в Израиле, заставляет думать, что под «переселением» понималось какое-то из более ранних, неизвестных, пленений Израиля; некоторые полагают, что здесь имеется в виду взятие ковчега филистимлянами; 1Цар 4:11.)

В связи с упомянутым выше предположением, что священник Ионафан был внуком не Манассии, а Моисея, надо сказать следующее. В евр. тексте в стихе 18:30 написано «Моисей» (мошех), но над строкой вставлена буква «н», так, чтобы слово могло быть прочитано как «Манассия» (м /е/нассех); в этом склонны видеть попытку благочестивого переписчика отвести обвинение в идолослужении от человека, который был внуком Моисея.

Упоминанием о том, что дом Божий находился в Силоме (современ. Сейлун, в 25 км от Иерусалима) подчеркивается, что поклонение в святилище колена Данова совершалось помимо и вопреки тому истинному богопоклонению, которое имело место в Силоме (Иис, Н. 18:1). Это «лжепоклонение» сынов Дановых явилось провозвестником такового при Иеровоаме I, который позднее основал в Дане особое святилище для Северного царства (3Цар 12:28−31).

Б. Нравственный упадок: развращенность и жестокость жителей Гивы и война с вениамитянами (главы 19−21)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Судей израилевых, 18 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.