4. УСТАНОВЛЕНИЕ КОВЧЕГА В КИРИАФ-ИАРИМЕ (7:2−17)

Прибытие ковчега в Кириаф-Иарим и установление его там надолго явно указывало на то, что Бог — вновь среди Своего народа, с тем, чтобы защищать его от врагов и благословлять. Однако милость Божия не простым присутствием ковчега гарантировалась, в чем Израиль мог убедиться, проиграв битву при Афеке, а подчинением народа воле Бога, Который избрал этот ковчег местом Своего пребывания; в этом была суть (стих 4).

1Цар 7:2. Из этого и следующего стихов явствует, что ковчег находился в Кириаф-Иариме… лет двадцать к тому времени, как Самуил обратился к народу со своим первым (зафиксированным в Библии) обращением.

Если исходить из того, что в Кириаф-Иарим ковчег попал вскоре после битвы при Афеке (1104 г. до Р. Х.), то он действительно оставался там чуть более ста лет — пока не был перенесен Давидом в Иерусалим, в первый год царствования его (1003 г. до Р. Х.; 2Цар 5:5; 6:1−11).

1Цар 7:3−4. Итак, Самуил обратился к израильскому народу с призывом доказать свою отныне верность Господу, удалив из своей среды… богов иноземных… Ваалов и Астарт — с тем, чтобы служить одному Господу.

Множественное число, в которое поставлены здесь Ваал и Астарта, указывает на множество местных святилищ этих ханаанских божеств природы. Ваал, который считался сыном Эля (возглавлявшего пантеон ханаанских богов), или сыном Дагона (божества месопотамского), был в глазах своих почитателей богом грома и дождя, «ответственным» за ежегодно возобновляющееся плодородие земли.

Астарта, богиня любви и одновременно — войны, которой «соответствовали» вавилонская Иштар и греческая Афродита, очевидно, выступала (совместно с Ваалом) и как богиня плодородия. Посредством их «супружеской связи» земля таинственным образом ежегодно переживала омоложение, плодонося и давая жизнь всему, что на ней. (таблицу языческих богов и богинь в комментарии на Суд 10:6.)

1Цар 7:5−9. Затем Самуил призвал всех Израильтян собраться в Массифу (километрах в десяти на север от Иерусалима) и там молился о них. И черпали воду, и проливали пред Господом — очевидно, в знак слезного сокрушения перед Ним о своих согрешениях (сравните с выражением в книге Плач Иеремии: «Изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа!» — Плач 2:19; там же 1:16; 2:11, 12, 18).

В Массифе Самуил принес… Господу жертву всесожжения от имени народа и прося о нем (7:9). Этот город был обычным местом сбора Израиля в особых случаях. Так, в дни судей там решалась судьба колена Вениаминова, повинного в зверском убийстве наложницы левита (Суд 19:1 — 20:1, 3; 21:1, 5, 8). Позднее Саул был представлен в Массифе же Израилю как его царь (1Цар 10:17, 21, 24). После разрушения Иерусалима вавилонянами Массифа даже стала столицей Иудейского царства (2Цар 25:23, 25).

В стихе 6 сказано, что в Массифе… судил Самуил сынов Израилевых; очевидно, воспользовавшись стечением туда народа, он разбирал дела и тяжбы его, наставляя в законе. (Филистимляне, видимо, решили, что евреи собрались в Массифе, готовясь к каким-то враждебным акциям против них, и потому пошли… на Израиля; стих 7.) Массифу можно, вероятно, отождествлять с современным Тел ен-Нибехом.

1Цар 7:10−17. Господь, однако, услышал Самуила (стих 9) и навел… ужас на филистимлян, пришедших воевать с Израилем. Перехватив у них военную инициативу, Израильтяне… выступили из Массифы и, преследуя своих врагов, нанесли им сокрушительное поражение. В ознаменование победы Самуил поставил памятный камень между Массифою и… Сеном (местонахождение не установлено) и назвал этот памятник Езер, т. е. «камень (Божией) помощи».

Этим, очевидно, был положен конец филистимской оккупации земли Израиля (хотя позднее они вновь неоднократно нападали на евреев; к примеру, 13:5). Под Аморреями здесь, вероятно, понимались горцы, жившие в южном Ханаане (Чис 13:29; Нав 10:5). В дальнейшем Самуил… во все дни жизни своей обходил территорию Израиля (в округе 60−70 км) и «вершил суд» в городах израильских, однако, каждый раз возвращался в свой родной город Раму, где он построил… жертвенник Господу.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на первую книгу Царств, 7 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.