Б. Давид о своих «храбрых» (глава 23)

2Цар 23:1−7. Перечислению храбрых воинов Давида предшествует краткое поэтическое вступление (стихи 1−7), о котором сказано, что таковы были последние слова Давида. В первой строфе ее (стих 1) о царе Давиде говорится как о сыне Иессеевом, муже, поставленном высоко, помазаннике Бога Иаковлева и сладкоголосом певце Израиля. Воистину удивительным был взлет его: от неприметного сына рядового вифлеемлянина до поэтически одаренного царя Израиля; Божьему избранию и помазанию Его обязан был этим Давид. Из строфы второй (стихи 2−3) явствует, что Давид прекрасно осознавал: он — инструмент в руке Божьей.

Бог говорил о нем (по другим переводам — ему) — стих 3; обращаясь к израильскому народу, Он говорил через него (стих 2). Давида, который поставлен владычествовать над людьми, Он призывает быть праведным, владычествуя в страхе Божием (именно такой смысловой нюанс стиха 3 следует из других, в частности, английского, переводов).

В третьей строфе (стихи 4−7) Давид сравнивает «возрастание» дома своего (т. е. своей династии) с возрастанием травы после дождя, которая тянется к восходящему солнцу на безоблачном небе. В центре этой строфы — мысль о неизменном в веках завете Бога с Давидом, посредством которого Он благословляет Своего избранника и дом его. На основании этого завета Давиду и его потомкам были гарантированы конечное процветание и благоденствие (сравните 7:8−16).

В нем — залог спасения Давида и исполнения его желаний, которые Богом же и направляются; стих 5.) Нечестивые (т. е. враги Бога и Давида) уподобляются терниям, не годным ни на что доброе, которые в конечном счете будут сожжены огнем Божьего суда — там, куда будут выброшены (стих 7; сравните Мф 13:30, 41).

2Цар 23:8−39. Итак, их было у Давида тридцать семь человек (стих 39), прославившихся выдающимися подвигами на службе Богу и Израилю; очевидно, каждый из них командовал отрядом отборных воинов. Первыми названы главные три (стихи 8−17), затем еще двое, как бы рангом пониже (стихи 18−23), и, наконец, в длинном списке перечислены еще 32 человека (стихи 24−39). Обращает на себя внимание, что при перечислении опущен Иоав; оба его брата названы: Авесса (стих 18) и Асаил (стих 24). Ни автор 2-й Царств, ни автор 1 Паралипоменон, возможно, не сочли нужным упомянуть Иоава в силу его несомненной известности — ведь он был главнокомандующим всей армии Давида на протяжении почти всего его царствования (20:23).

Несмотря на разницу в написании ряда одних и тех же имен в 2Цар и в 1Пар., они по большей части могут быть отождествлены. Автор 1Пар добавляет, однако, еще 16 имен к тем 37, что находим в 2Цар. Может быть, эти 16 занимали не столь высокое положение, как перечисленные в 2Цар., либо они заменили некоторых из перечисленных прежде, которые пали в битвах.

Первыми тремя (по значимости) были: а) Исбосеф Ахамалитяннн, который один поразил копьем восемьсот человек (2Цар 23:8; относительно 300 в 1Пар 11:11, которых поразил Иесваал, соответствующий комментарий); б) Елеазар, сын Додо, сына Ахохи (23:9−10), который избил великое множество филистимлян — после того, как они, собравшиеся в Фасдамиме (1Пар 11:13), чтобы воевать с Израилем, насмешками (в русском тексте — порицанием) вызваны были на битву; и в) Шамма, сын Аге, Гараритянин, который тоже одержал великую победу над филистимлянами (2Цар 23:11−12).

Мужество этих троих выразилось и в том, что они принесли воду Давиду, почерпнув ее из колодезя Вифлеемского; было жаркое лето (время жатвы), царь находился тогда в пещере Одоллам (стих 13−15; сравните 1Цар 22:1) и осажден был филистимлянами, толпы которых стояли в долине Рефаимов. Троим храбрым пришлось пробиться сквозь стан Филистимский, чтобы принести царю напиться. Глубоко тронутый верностью их и мужеством, Давид отказался, однако, пить воду, добытую такой ценой, и вылил ее на землю, т. е. принес Господу как жертвенное возлияние (стихи 16−17).

Главным в следующей «тройке» был Авесса сын Саруин (т. е. племянник Давида; 1Пар 2:15−16); он, однако, стоял ниже первых трех, и с ними не равнялся (2Цар 23:18−19; 1Цар 26:6−11; 2Цар 10:14; 21:16−17). Вторым в этой «тройке» назван Ванея, сын Иодая, одержавший памятные победы над сильными врагами Израиля, а также убивший льва во рве в снежное время (23:20−23; сравните 8:18; 1Цар 1:32, 36, 38; 2:35; 4:4).

Весь последующий список состоит из 32 человек. Но в тексте неоднократно встречается слово «тридцать»; возможно, это число служило обозначением небольшого военного «подразделения», которое на деле могло состоять из тридцати с небольшим человек. По-еврейски оно звучит как хашлошим.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на вторую книгу Царств, 23 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.