4. АХИЯ ПРОИЗНОСИТ ПРОРОЧЕСТВО ПРОТИВ ИЕРОВОАМА (14:1−18)

Тогда как пророчество Божиего человека (13:2), в первую очередь, предупреждало об уничтожении в будущем религиозной системы, учрежденной Иеровоамом, пророчество Ахии было направлено против дома (династии) этого царя.

а. Болезнь Иеровоамова сына (14:1−5)

3Цар 14:1−5. «В то время», вероятно, относится к какому-то времени вскоре после описанного в главе 13. Авию, сына Иерововама, не следует путать с сыном Ровоама, носившим то же имя (15:1). Сын Иеровоама был еще мальчиком (14:3, 12, 17). Неизвестно, чем он был болен, да это и не имеет значения для дальнейшего повествования.

Ахия был тем пророком (жившим в Силоме, где некогда находилась скиния израильская), который в свое время предсказал Иеровоаму, что он станет царем (11:29−39). Возможно, он надеялся вновь получить от Ахии благоприятное пророчество (что сын его выздоровеет). Вместе с тем, сознавая, что отступил от Иеговы, царь не решается идти к пророку сам, но посылает к нему жену, да еще велит ей переодеться, дабы не узнали ее люди по дороге, а, может быть, и сам Ахия. Почему-то Иеровоам подумал, что Иегова не откроет Ахии, кто посетил его.

Даже и дары, которые царь велел взять жене (это было обычаем идти к уважаемому лицу, в том числе и к пророку, не с пустыми руками), были, скорее, дарами небогатого человека. Старому и слепому Ахии, действительно, не узнать бы своей посетительницы, если бы Бог не открыл ему это и не дал проникнуть в тайные мысли и надежды царя.

б. Предсказание относительно дома Иеровоамова (14:6−18)

3Цар 14:6−7а. Жена Иеровоама надеялась на лучшее, но услышала самое худшее: ее муж, она сама и их сын — обречены, ее «маскарад» был открыт пророком, едва она вошла (для чего тебе было переодеваться?). Царица думала, что она послана к Ахии, но вот он назвал себя «грозным посланником к ней». Ибо Бог Израиля — Господь, а не золотые тельцы, установленные Иеровоамом в Вефиле и Дане. И Ахия был Его посланником к царю и царице.

3Цар 14:7б−9. Устами пророка Бог напомнил Иеровоаму, что это Он взял его из среды простого народа и поставил вождем… Израиля. Но царь не последовал по стопам Давида, как от него требовалось, и поступал хуже всех, кто когда-либо правил народом. Идолами ли или средством поклонения Иегове считал своих золотых тельцов сам Иеровоам, Бог назвал их «иными богами и истуканами», которые вызвали Его гнев. Поклонение им Господь расценил как отвержение Его царем и народом Израиля.

3Цар 14:10−11. И за это, возвещает Он через пророка, беды постигнут дом Иеровоамов, и истреблены в нем будут все мужчины («мочащиеся к стене»), которые могли бы продолжить род царя. «Заключенный и оставшийся» при буквальном переводе с еврейского звучит как «держащийся и оставленный» (вероятный смысл этого выражения — «от мала до велика»: «держащийся за руку» и «оставленный» — в значении «не нуждающийся в посторонней помощи»). Это грозное пророчество осуществлено было царем Ваасой (15:28−29).

Самая мысль остаться непогребенным была страшна для древнего еврея, но именно это возвещено было Господом Иеровоаму.

3Цар 14:12−13. Единственный, кто будет предан достойному погребению из дома Иеровоама, это его сын (который очень скоро умрет), ибо в нем Господь нашел нечто доброе.

3Цар 14:14−15. Царь, которому предстояло, согласно пророчеству Ахии, истребить дом Иеровоамов, и был Ваасой (сравните стих 10; 15:28−29). В конце стих 14 выражена некая отрывочная мысль, скорее всего означающая, что то, что произойдет теперь (смерть отрока Авии), — лишь начало бедствий для Израиля. В стихе 15 уже не только царь и его дом, но и весь народ, сравнивается с тростником, колеблемым в воде. В этом образе удивительно верно переданы нестабильность и общая растерянность, которые будут присущи истории Северного царства — от момента его отделения от Иудеи до окончательного падения.

Ахия предсказал изгнание (стих 15) Израильтян из этой доброй земли… за реку (Евфрат). Это было совершено в 722 г, до Р. Х. руками ассирийцев. Такую страшную цену заплатил народ за отвержение Иеговы и поклонение идолам (судя по употребленному в этом месте еврейскому слову ашерим (ашера — «священная роща»), тут подразумевались не только тельцы Иеровоама, но и откровенное идолопоклонство, которому предавались древние евреи).

3Цар 14:16. И предаст Господь Израиля… Здесь «предаст» в значении «отвернется», «оставит», причем сказано это не в абсолютном смысле (не в смысле — навсегда). Ибо благословение, которое Бог обещал Аврааму и его потомкам, было благословением на все времена (Быт 12:2−3; 18:17−18; 22:17−18). Части этих благословений еще предстоит осуществиться (Ис 62). Бог попустил пленение Израиля, в этом смысле Он и «отвернулся от него», но затем настали дни, когда Он возвратил его из плена.

3Цар 14:17−18. Итак, пророчество Ахии относительно смерти царевича Авии исполнилось в точности, что и зафиксировано в этих стихах. Можно себе представить, с каким тяжелым сердцем возвращалась царица из Силома (стих 2) в свой дом, в Фирцу, куда переселился со своим дворцом из Сихема (12:25) Иеровоам; с того времени и до времени царя Амврия Фирца оставалась столицей Израиля.

В смерти Авии осуществилась та часть слова Божия, которой предстояло осуществиться немедленно. Но и подлежавшее исполнению в долгосрочном плане начало обретать черты реальности уже в дни Иеровоама. Полагают, что поначалу его владения простирались почти на всю территорию Соломонова царства, за исключением Иудеи. И значительную часть этой территории Иеровоам утратил, в том числе земли в окрестностях Дамаска, на севере, которые стали независимым Арамейским, или Сирийским, царством. На юго-западе филистимляне вновь овладели частью своей бывшей территории и стали сильнее (15:27).

На востоке, по-видимому, отделился Моав. Именно в царствование Иеровоама его союзник и защитник — египетский фараон Сусаким (11:40) вторгся в Иудею (14:25). Все это было сопряжено с повсеместным разорением евреев. Следует упомянуть и поражение, которое потерпел Иеровоам от иудейского царя Авии (2Пар 13:13−20).

5. СМЕРТЬ ИЕРОВОАМА (14:19−20)

3Цар 14:19−20. Всего Израилем правило 20 царей. Начиная с Иеровоама, события каждого из 18 царствований были (как это повторяется в 3 и 4 книгах Царств) описаны в летописи царей Израильских (фраза эта не звучит лишь в записях о царях Фамнии (3Цар 16:21−22) и Осии — 4Цар 17:1−6). Также и о событиях царствований 14 из 19 иудейских царей сказано в 3 и 4 книгах Царств, что о них записано (начиная с Ровоама, сына Соломонова; 3Цар 14:29) «в летописи царей Иудейских». Под этими летописями подразумеваются книги исторических документов, возможно, хранившиеся в царских архивах.

Ни одна из них не сохранилась. (сравните с «летописью царя Давида» в 1Пар 27:24 и с «книгой дел Соломоновых» в 3Цар 11:41; в этой связи раздел «Авторство» во Вступлении к 1Пар.). Автор 3-й Царств отбирал материалы для своей книги под действием Духа Святого, чтобы выделить и подчеркнуть неугодные Богу аспекты двадцатидвухлетнего царствования Иеровоама над Израилем. Трон Иеровоама унаследовал Нават, сын его.

Иеровоам, видимо, был сильной личностью, раз удалось ему отделить Израиль от Иудеи и править Северным царством столь долго. Но он не был достаточно предан Господу, без чего не мог стать воистину великим царем.

В. Нечестивое правление Ровоама в Иудее (14:21−31)

Далее описываются события, происходившие в Южном царстве — в Иудее.

1. ЗЛЫЕ ДЕЛА РОВОАМА (14:21−24)

3Цар 14:21. Ровоам… царствовал семнадцать лет (931−913 гг. до Р. Х.). Он и все последующие цари Иудеи имели своей столицей Иерусалим. Возможно, с целью противопоставить этот город столицам Северного царства (Сихему, Фирце и Самарии; толкование на 12:25) автор пишет о Иерусалиме как о городе, который избрал Господь, тогда как «стольные» израильские города были избраны людьми.

Матерью Ровоама была Наама, одна из чужеземных жен Соломона. Будучи аммонитянкой, она поклонялась Милхому (11:5, 33), или Молоху. Вероятно, ответственность за то, что в дни правления Ровоама в Израиле возродилось поклонение ханаанским идолам, частично лежала и на ней.

3Цар 14:22−24. Из 2-й Паралипоменон, где о царствовании Ровоама повествуется подробнее, следует, что первые три года этот царь ходил «путями Давида и Соломона» (2Пар 11:17). Но когда царство его укрепилось (2Пар 12:1, 14), он отвернулся от Господа. Оживление ханаанских культов в Иудее отбросило народ к тому состоянию, в котором он пребывал в дни судей — прежде чем Давид вновь обратил его к Господу.

И раздражали… Господа (в англ. тексте — «пробуждали ревнивый гнев Господа»), Высоты могли быть и местами поклонения Иегове, Ему, однако, неугодными. Статуи же и капища, несомненно, были атрибутами и местами идолопоклонства. Содомский грех, которому предавались блудники, или мужчины-проститутки, был частью языческих ритуалов. То есть к тем самым «делам», которые и побудили Бога прибегнуть к крайним мерам (очищению земли руками Иисуса Навина от прежнего ее населения, пораженного нравственным «раком»), иудеи в царствование Ровоама обратились сами.

2. ВТОРЖЕНИЕ СУСАКИМА (14:25−28)

3Цар 14:25−28. Сусаким (сравните 11:40), царь (фараон) Египетский (945−924 гг. до Р. Х.), был родоначальником 22-ой династии. За годы до описываемых событий он предоставил убежище Иеровоаму (11:40). На пятом году царствования Ровоама Сусаким попытался подчинить Палестину Египту. Его военные кампании против Иудеи, Израиля, Едома и земли Филистимской позволили ему установить контроль над 156 палестинскими городами. Запись об этих победах сохранилась на южной стене храма Амона в Карнаке (Египет). Сусаким захватил ряд иудейских городов и угрожал осадой Иерусалиму.

Тогда Ровоам и вожди народа смирились перед Господом, и Бог спас Иерусалим от разрушения (2Пар 12:2−12). От Сусакима Ровоам откупился, позволив ему взять сокровища из храма и дворца (14:26), включая все золотые щиты, числом 500, сделанные при Соломоне (10:16−17). Они были заменены менее дорогими медными щитами, которые, как прежде, золотые, использовались лишь при торжественном шествии царя в храм.

Вторжение Сусакима было первым серьезным нападением на Иудею со стороны чужеземцев со дней царя Саула. Однако подчинить себе Палестину, как он намеревался, египетскому фараону не удалось.

3. СМЕРТЬ РОВОАМА (14:29−31)

3Цар 14:29−30. Летописец (2Пар 12:13−16) упоминает (помимо летописи царей Иудейских) и о других современных ему источниках, в которых было записано о делах и днях Ровоама. О непрекращавшейся вражде между Ровоамом и Иеровоамом… во все дни жизни их говорится как здесь, так и в 2Пар 12:15 (сравните 3Цар 15:6). Однако ни здесь, ни там никаких подробностей относительно этой «войны» не приводится.

В свете первоначальных планов Ровоама силой покорить Израиль (12:21), от чего он, однако, отказался после того, как устами пророка Самея Бог запретил ему развязывать гражданскую войну (2Пар 11:1−4), представляется, что упомянутая непрекращавшаяся война между ним и Иеро-воамом сводилась к постоянным пограничным стычкам на территории Вениамина. Но судя по давней приверженности Вениамина к Иуде, больший успех в этих пограничных спорах сопутствовал Ровоаму. Однако, по всей вероятности, граница между двумя частями разделившегося царства неоднократно менялась в те первые после разделения годы.

Ровоам превратил в крепости 15 городов, расположенных на территории Иуды и Вениамина, южнее и западнее Иерусалиама (карту «Пятнадцать иудейских городов, укрепленных Ровоамом» там, где комментарий на 2Пар 11:5−10). Вероятно, это было сделано после вторжения Сусакима — с целью защитить Иудею от нападений со стороны Египта и филистимлян в будущем.

3Цар 14:31. По смерти Ровоам был погребен в старой части Иерусалима (в городе Давидовом; ком на 2:10). Вновь приводится имя его матери (сравните 14:21), как обычно в заключительной части повествования о правлении каждого из царей. Ему наследовал Авия, сын его.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на третью книгу Царств, 14 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.