Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

2 Паралипоменон 24 2-я Паралипоменон 24 глава

З. Иоас (глава 24)

1. РЕСТАВРАЦИЯ ИОАСОМ ХРАМА (24:1−16)

2Пар 24:1−3. Итак, Иоас, сын Охозии, вступил на царство семи лет от роду и правил Иудеей сорок лет (835−796 гг. до Р. Х.). Все те годы, что первосвященником оставался Иодай, имевший сильное влияние на царя (Иодай и двух жен выбрал ему), делал Иоас угодное в очах Господних.

2Пар 24:4−7. Очевидно, лет 20 спустя после своего воцарения (сравните 4Цар 12:6), молодой монарх решил провести реставрационные работы в храме, сильно пострадавшем в годы правления нечестивой Гофолии. Для этого требовалось собрать деньги, что и поручил Иоас священникам и левитам — в согласии с одним из установлений закона Моисеева (Исх 30:12−16). Предполагают, что установление, о котором говорится в книге Исход, не исполнялось на протяжении ряда лет.

Недовольный тем, что, вопреки его приказу, левиты медлили со сбором денег в пользу храма, который разорили царица-язычница и ее сыновья, Иоас упрекает в этом первосвященника Иодая (стихи 4−6).

2Пар 24:8−16. Отказавшись от услуг левитов, царь приказал, чтобы по всей Иудее и Иерусалиму… провозгласили его указ: отныне евреям следует приносить свою «подушную подать» в полсикля серебра, предусмотренную Моисеем, непосредственно в храм, и складывать ее в специально для этого поставленный ящик (стихи 8−9).

На указ царя народ откликнулся с такой готовностью и щедростью, что ящик заполнялся многократно, и собранное серебро поступало чрез левитов… к царским чиновникам, а от них — к искусным работникам, восстанавливавшим храм (стихи 11−12). И привели они дом Божий в надлежащее состояние. А из остатка серебра сделаны были священные сосуды и другие предметы, необходимые для служения в храме.

Дух реформаторства и ревностного отношения к Иегове не угасал в Иудее при жизни Иодая, но со смертью его дух этот стал ослабевать.

2. НЕЧЕСТИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИОАСА; ЦАРЬ СОВЕРШАЕТ УБИЙСТВО (24:17−27)

2Пар 24:17−20. Иоас, как следует из дальнейшего, был человеком, легко поддававшимся противоположным влияниям. Благочестивый при жизни Иодая, он склонился ко злу под воздействием сановников, которые, будучи иудеями, в душе оставались язычниками. И снова пришли в небрежение дом Господень и служение в нем, и опять стали иудеи и сам царь служить ханаанским языческим символам и идолам, за что был на них гнев Господень. Но пророков, посылаемых Господом, они не слушали (стихи 18−19). И тогда Дух Божий сошел на Захарию, сына Иодая… и он обратился ко всему народу с предупреждением, что как они оставили Господа, так и Он оставит их (стих 20).

2Пар 24:21−22. Пришедшая в ярость толпа, получившая к тому же прямое на это приказание царя, стала тут же, на дворе дома Господня, швырять в Захарию камнями… и побили его до смерти. С горечью замечает летописец, что не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай… и убил сына его. По всей вероятности, именно Захарию, сына Иодая, имеет в виду Иисус Христос (Мф 23:34−35; толкование на эти стихи).

Господом, правда, он назван «сыном Варахии», а не Иодая, но, надо сказать, что имя Варахии встречается в словах Христа не во всех рукописях (сравните, к примеру, Лк 11:51). Возможно и то, что «сыном Иодая» Захарию называли в значении «внука» его. Не исключено, однако, что Иисус имел в виду пророка Захарию, автора одноименной книги Ветхого Завета, отец которого действительно звался Варахией (Зах 1:1).

Умирая, Захария призвал на голову царя кару Господню (стих 22).

2Пар 24:23−27. Отмщение за кровь пророка пришло довольно скоро. Уже следующей весной войско Сирийское пришло в Иудею и в Иерусалим, и все иудейские сановники и вожди (видимо, в значении большинства их) были ими истреблены, и огромную добычу… отослали они к своему царю в Дамаск. (Другие сражения иудеев с сирийцами происходили в царствования Охозии и Ахаза; 2Пар 22:5 и 28:5.) В данном случае сирийцев, явившихся в Иудею, было относительно немного, из чего явствовало, что это Господь совершил над Иоасом Свой суд.

Возможно, сам царь был тяжело ранен (начало стих 25). Когда сирийцы ушли, два человека из его окружения убили его в его спальне за кровь сына Иодая, священника. По всей видимости, они полагали, что тем отвратят от страны гнев Божий. Даже в смерти своей Иоас подвергся бесчестию, ибо, как и еще несколько царей Иудеи, не был похоронен в царских гробницах вместе со своими предками (сравните 21:20; 26:23; 28:27) и праведным первосвященником Иодаем! (24:16).

Имена убийц Иоаса приведены и в 4Цар 12:21 (хотя имеются некоторые расхождения в написании их); летописец, кроме того, добавляет, что по материнской линии один из них был аммонитянином, а другой — моавитянином. Может быть, этим он хотел подчеркнуть, что в насильственной смерти одного из помазанных сынов Давидовых были повинны чужеземцы.

Под «книгой царей», возможно, понимаются 3 и 4 книги Царств.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на вторую книгу Паралипоменон, 24 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.