I. ПРИХОД ЕЗДРЫ В ИЕРУСАЛИМ 7:1−10)

Все, о чем рассказывается в этом разделе, происходило в царствование Артаксеркса, о котором ранее уже упоминалось в этой книге (4:8−23; 6:14). Второе возвращение иудеев в Иерусалим пришлось на 7-ой год царствования Артаксеркса (457 г. до Р. Х.).

Езд 7:1−5. После сих происшествий… Подразумевается все, что имело место на протяжении 57 лет, прошедших со времени событий, описание которых завершается в главе 6. Строительство храма было окончено в 515 г. до Р. Х., в царствование Дария I. После смерти этого царя в 486 году, на протяжении 20 лет (485−465 гг.), правил его сын Ксеркс.

Именно он, Ксеркс, был тем «Артаксерксом», о котором пойдет речь в книге Есфирь (к этому убеждению большинство исследователей пришло на протяжении последних 100−150 лет); следовательно, события, описанные в книге Есфирь, происходили в период времени «между» главами 6 и 7 книги Ездры. Царь, действительно носивший имя Артаксеркса и бывший сыном Ксеркса, правил с 464 по 424 гг. до Р. Х. С 515 года по 458 год (седьмой год правления Артаксеркса; 7:7) прошло 57 лет.

Родословная линия Ездры прослеживается до Аарона, первого первосвященника (таблицу «Родословие Ездры»). В предлагаемом здесь родословном списке не указаны, однако, представители всех поколений между Ездрой и Аароном. Так между Азарией и Марайофом (стих 3) имелись еще 6 имен (мы находим их в родословии, представленном в 1Пар 6:7−10; соответствующие комментарии). Далее. Поскольку Сераия был первосвященником в дни падения Иерусалима в 586 г. до Р. Х. (4Цар 25:18), Ездра мог приходиться ему правнуком. Потомок первосвященников и сам священник, Ездра имел законное право учить (7:10; Лев 10:11).

Езд 7:6. Ездра… был книжник, сведущий в законе Моисеевом. Словом «книжник» здесь передано евр. софер, имевшее несколько значений. В более древние времена оно соответствовало понятию «писца», исполнявшего, в частности, секретарские обязанности при высокопоставленном лице (к примеру, 2Цар 8:17; 4Цар 12:10; Есф 3:12; 8:9).

Позднее этим же словом (софер) стали обозначать ученого человека, искусного в чтении и письме (к примеру, Иегудий в Иер 36:23), и ученого, «сведущего в законе», способного наставлять (учить) в нем других («законника»); употреблялось оно и в значении почетного титула (именно так звучит оно в Езд 7:11). Дважды называет Ездру «учителем закона Бога небесного» царь Артаксеркс (стих 12, 21). Шесть раз назван Ездра «книжником» в книге Неемии (8:1, 4, 9, 13; 12:26, 36).

Первый раз (из восьми — в книгах Ездры и Неемии) говорится тут, что рука Господа, Бога его, была над Ездрой. Он был благословляем Богом и по воле Его всячески поощряем языческим царем Артаксерксом. Годы спустя Неемия займет официальное положение при персидском царе (Неем 11:1); Ездра официального поста при Артаксерксе не занимал, но был наделен им особыми полномочиями и правами ради осуществления им в отношении народа Божия воли Иеговы.

Езд 7:7−10. Почти ничего не говорится о путешествии Ездры и его спутников из Вавилона… в Иерусалим: сказано лишь, что вместе с ним, как в свое время с Зоровавелем (глава 2). возвратились в землю обетованную священники, левиты, певцы, привратники, нефинеи. Заняло это путешествие ровно 5 месяцев (с первого дня первого месяца (Нисана, соответствующего марту-апрелю) до первого дня пятого месяца (Аба), соответствующего июлю-августу).

Снова сказано, что дающая благо рука Бога его была над Ездрой, потому что он расположил сердце свое (сравните 2Пар 19:3; 30:19) к изучению и исполнению закона Господня и к обучению ему израильтян.

2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, УСКОРИВШИЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ (7:11−28)

Езд 7:11−12. Многих исследователей Библии смущало детальное знакомство Артаксеркса (как это следует из текста письма) с характером богопоклонения иудеев и особенностями их порядков и быта. Объяснение этому видели в том, что письмо было составлено самим Ездрой, а царем только подписано, либо в том, что содержание (стих 11) письма Ездра передал здесь своим языком. Так или иначе, Ездра и группа людей с ним получили официальное разрешение на возвращение в Израиль.

Езд 7:13−26. Следует подробное перечисление прав, предоставленных тем, которые возвращались в свою землю, чтобы обосноваться в ней. Артаксеркс выдал им серебро и золото для пожертвования Богу Израилеву от себя и своих приближенных и разрешил пополнить количество их за счет того, что они сумеют собрать, проходя областью Вавилонской (стихи 15−16), и в дальнейшем все потребное для дома Бога их получать из царской казны (стих 20).

На собранные деньги иудеям предписывалось немедленно купить все необходимое для принесения жертв Богу в Иерусалиме (стих 17). Оставшимися же деньгами им разрешалось распорядиться по своему усмотрению (стих 18). Очевидно, не все сосуды были возвращены иудеям при Зоровавеле (1:7−11), и теперь Ездре и его группе были выданы оставшиеся (стих 19).

Артаксеркс повелевал всем смотрителям своих сокровищ за рекою Евфратом выдавать все, чего потребует у них Ездра священник (стих 21). установив при этом, однако, и пределы выдаваемого: до ста талантов… серебра (или около 3, 4 тонн его), до ста коров… пшеницы, а вина и масла, до ста батов (того и другого); при переводе на современные меры измерения это составляло примерно 21 тысячу литров пшеницы и по 3637 литров вина и масла. Напомним, что пшеница, оливковое масло и соль нужны были для хлебных приношений в храме (сравните 6:9; Лев 2:1−2, 7, 13), а вино (сравните 6:9) — для жертвенных возлияний (Лев 12:13). Особо оговаривалось запрещение облагать священников или левитов и всех служащих при …доме Божием налогами (7:24).

Все это Артаксеркс предусматривал и повелевал, чтобы не навлечь гнева… Бога Израилева на свое царство (стих 23), и таким образом избежать возможных мятежей и беспорядков. Подтверждение этому находим в стихах 25−26, где говорится о возлагавшейся на Ездру ответственности административного и судебного порядка, а также ответственности за то, чтобы все возвращающиеся в землю свою и уже живущие в ней знали законы Бога своего и не нарушали их. Нарушители же да не останутся ненаказанными!

Езд 7:27−28. Ездра возносит благодарность Господу за то, что Он вложил в сердце царя желание всячески украсить дом Его в Иерусалиме. И явил ему, Ездре, милость (здесь евр. хесед, означающее любовь и милость, вытекающие из обязательств завета) Свою, расположив к нему царя и советников его, и всех его могущественных сановников.

Осознав, что рука Господа… была над ним, и что, следовательно, Господь Сам действовал через него, Ездра ободрился и приступил к отбору авторитетных среди израильтян людей, которым предстояло возглавить возвращавшихся в Иерусалим вместе с ним.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Ездры, 7 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.