3. Реакция Неемии па попытки подстроить ловушку ему лично (6:1−14)

I. ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ЗАГОВОРЩИКОВ: НАМЕРЕНИЕ УСТРАНИТЬ НЕЕМИЮ ИЛИ ДИСКРЕДИТИРОВАТЬ ЕГО (6:1−4)

Неем 6:1−4. Когда дошло до слуха врагов иудеев, среди которых «первую скрипку» играли Санаваллат, Товия и Гешем Аравитянин, что строительство стены завершено, и осталось лишь вставить двери в ворота, они предприняли новую серию злокозненных попыток помешать тому, ради чего пришел в Иерусалим Неемия. На этот раз они действовали хитрее, сосредоточив свои «усилия» на Неемии лично. Целью их было физически устранить его или, на худой конец, подорвать его авторитет в среде иудеев.

Не приходится сомневаться в том, что именно для этого они… четыре раза присылали за Неемией нарочных с приглашением прийти к ним на переговоры в одно из сел на равнине Оно (возможно, названной так по находившемуся там одноименному городу; 1Пар 8:12; Езд 2:33; Неем 7:37; 11:35). Предполагаемая встреча должна была состояться неподалеку от Лода и километрах в 40 на северо-запад от Иерусалима. Как можно видеть на карте «Самария и Иудея в «постссыльную» пору» (в комментариях на Езд 2) город Оно находился близ границы с Самарией, откуда родом был Санаваллат.

На первый взгляд могло показаться, что он и его сообщники искали мира с Неемией, но их действительным намерением было сделать ему зло. Почему бы им было «приглашать» его так далеко от Иерусалима, где в нем была постоянная нужда? В своем неоднократно повторенном отказе прийти к ним Неемия на это и ссылается (стихи 3−4), терпеливо ожидая, пока неприятели обнаружат свои истинные планы. И они обнаружили их, когда в пятый раз явился к Неемии слуга Санаваллата с письмом от него.

2. ВТОРАЯ ПОПЫТКА ЗАГОВОРЩИКОВ: ВОЗВЕДЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА НЕЕМИЮ (6:5−9)

Неем 6:5−7. Здесь неприятели меняют тактику в надежде «выманить» Неемию из Иерусалима. В незапечатанном письме Санаваллата (да узнают все, о чем говорится в нем!) содержались очень серьезные обвинения против Неемии, которые, по мысли его врага, должны были заставить вождя иудеев прийти на «совещание» в Оно. Слух носится у народов, говорилось в этом письме, что Иудеи задумали отпасть от Артаксеркса и поставить над собой его, Неемию, и что он уже и пророков назначил, которые готовы провозгласить его царем.

Смотри, это быстро дойдет до царя Артаксеркса, угрожал Санаваллат, так что лучше тебе прийти и «обговорить» возникшую ситуацию с нами. Санаваллат, помимо всего прочего, надеялся, что, узнав о содержании его «открытого письма», евреи перепугаются и «отступятся» от своей стены, не вставив «двери в ворота».

Доля истины могла содержаться в письме. Не исключено, что кто-то из религиозных вождей Иудеи мог увидеть в появлении Неемии осуществление ветхозаветного предсказания о грядущем Мессии. Тем опаснее и лицемернее звучало послание Санаваллата (ведь в нем как будто бы выражалось желание помочь Неемии в скверных обстоятельствах, и одновременно читалась уверенность: теперь-то страх побудит его прийти в Оно!).

Неем 6:8−9. Ответ Неемии врагам свидетельствовал как о личной храбрости его, так и о неизменном уповании его на Бога. Те, кто шантажировали его, рассчитывали на то, что «опустятся руки иудеев от дела сего (в значении «отрешатся они от своих планов достраивать стену»), и оно не состоится». Окончание стих 9 в англ. переводе звучит несколько иначе чем в русском. Неемия не «сам» укрепил руки свои, но просил, чтобы Бог укрепил их ему, т. е. дал ему силы преодолеть все препятствия.

3. ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА ЗАГОВОРЩИКОВ: ПОДКУП И КОВАРСТВО (6:10−14)

Неем 6:10−14. Последняя попытка разделаться с Неемией отличалась особым коварством: его решили заманить в храм, куда, не будучи ни священником ни левитом, он, согласно закону, входить не имел права (Чис 3:10; 18:7). Очевидно, Шемаия, к услугам которого, подкупив его (стих 13), прибегли враги Неемии, был из числа пророков, настроенных против него («воздай и им, Господи (наряду с другими врагами моими) за то зло, которое они чинили мне», вот смысл молитвы Неемии в стихе 14).

По какой-то причине пришел Неемия в дом Шемаии (возможно, тот позвал его, чтобы сообщить, заперев двери (стих 10), о чем-то «крайне важном»). Якобы от имени Иеговы (слово пророчески в стихе 12) Шемаия возвестил Неемии, что этой ночью… придут убить его. Беря на себя роль его «спасителя», пророк предложил Неемии вместе с ним «запереться внутри храма», чтобы убийцы не могли напасть на него. Но Неемия разгадал игру своих врагов, он понял, что не Бог послал Шемаию, и что те хотят «устрашить» его и толкнуть на согрешение.

Пристало ли мне, областеначальнику, спасать в храме свою жизнь? К лицу ли мне бежать от угрожающих мне? — вот смысл слов Неемии в стихе 11. В самом деле, как бы смотрели на своего высшего начальника верующие иудеи, если бы узнали, что он преступил одно из постановлений Божиих!

И. Завершение Неемией порученного ему дела (6:15−19)

Неем 6:15−19. Итак, стена была построена в пятьдесят два дня; работы окончились в двадцать пятый день месяца Елула, т. е. примерно 20 сентября 444 года до Р. Х. Напомним, что горестные вести из Иудеи Неемия получил в ноябре-декабре (месяц Кислев) предыдущего года (Неем 1:1), а в марте-апреле (месяц Нисан) 444 года изложил свою просьбу царю Артаксерксу (2:1). Как уже говорилось, путь Неемии в Иерусалим продолжался 2−3 месяца (дольше чем строилась стена).

Дело, которое совершил Неемия, было угодно Богу, и даже неприятели иудеев, весьма приунывшие (стих 16), осознали это.

Из последних стихов этой главы видно, что Товия аммонитянин, одни из сильных врагов Неемии, был весьма вхож в среду иудеев и пользовался среди них немалым влиянием. (Возможно, он представлял какие-то интересы остававшихся в Палестине жителей Израильского царства.) Обращает на себя внимание то, что этот человек, как и сын его Иоаханан, носили чисто еврейские имена. На этом, в частности, основании высказывается предположение, что Товия был кровно связан с одним из колен израильских, не говоря уже о брачных узах, связывавших его с иудеями.

Он был зятем Шехании, сына Арахова (Езд 2:5), а невестка его была дочерью Мешуллама, сына Верехии (этот Мешуллам занят был при возведении стены на двух строительных участках; 3:4, 30). Слова о клятвенном союзе, связывавшем Товию со многими в Иудее, возможно, свидетельствуют о том, что в Израиле и Иудее при породнении посредством браков новые родственники давали друг другу клятву о лояльности и взаимопомощи. Так, родственники Товии пытались расположить к нему Неемию, говоря ему о доброте Товии и пересказывая тому все, что отвечал Неемия (стих 19), но сам Товия не оставил своих попыток устрашить губернатора Иудеи.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Неемии, 6 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.