Толкование Псалма 111
А. Благословен тот, кто боится Господа (41:1)
Пс 111:1. Чувствуется, что этот стих как бы вытекает из стиха, завершающего предыдущий псалом. «Начало мудрости — страх Господень» (Пс 110:10) — Блажен (т. е. счастлив и благословен) муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его (стих 1).
Б. Благословения ожидают праведного (111:2−9)
Пс 111:2−9. Благословения эти многочисленны, и среди них — утверждение на земле и процветание не только его самого, но и потомства его (стихи 2−3). Правда в стихе 3 употреблена в значении праведности и либо в том смысле, что награды за нее не оскудевают и распространяются и на семя праведника, либо в том, что праведность награждена будет и в вечности.
Стих 4 прозвучит понятнее, если начать его с «И»: «И во тьме восходит свет правым». Подразумевается, что и среди всеобщего бедствия подается праведным помощь свыше, либо что они сохраняют способность «видеть свет» и тогда, когда все вокруг помрачено невежеством, заблуждениями, несчастиями. Вторая часть стих 4 имеет и другое прочтение: «Потому что благ и милосерд, и праведен Господь». Во второй части стих 5 речь о том, что, выступая на суде… добрый человек свидетельствует лишь правдиво и искренне.
Именно в праведности своей не поколеблется таковой во век и потому память о нем сохранится надолго (стих 6). Ему не страшна людская недобрая молва, ибо в сердце своем он твердо уповает на Господа (стих 7). По той же причине не убоится… он и врагов своих (стих 8). Он расточил в стихе 9 — в значении «щедро раздал» (то, что имел); раздал людям нуждавшимся. Рог (там же) — символ силы; здесь речь о силе нравственного и духовного величия праведного, который будет вознагражден (рог его вознесется во славе).
В. О реакции нечестивого (111:10)
Пс 111:10. Видя, как благословляется праведник, нечестивый станет исходить от досады, зависти и злобы. Желание нечестивых повредить тем, кого благословляет Господь, — неосуществимо.
Толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 111. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.