Толкование Псалма 36

Этот псалом Давида представляется «вытекающим» из предыдущего. Он является наставлением праведным не гневаться и не волноваться (в русском тексте «не ревновать») по поводу «процветания злодеев», и тем более — не завидовать им, ибо Божиего суда им не избежать. Праведных Давид наставляет уповать на Господа. По своему содержанию Пс 36 (написан в форме акростиха, как и Пс 33; толкование в конце этого псалма) перекликается с псалмами 48 и 72, а также с книгой Иова.

А. Не гневайся и не завидуй, но уповай на Господа (36:1−8)

Пс 36:1−8. Как уже говорилось, русское «не ревнуй» в стихе 1 правильнее прочитать как «не волнуйся, не гневайся (не раздражайся)» из-за того, что «злодеи» благоденствуют (стих 1 сравните со стихом 7−8, а также с Притч 23:17; 24:1), ибо они недолговечны, как трава (стих 2). А лучше уповай на Господа, и делай добро, советует псалмопевец.

И Он услышит твои молитвы и исполнит желание сердца твоего (стихи 3−4). Для идущих путем, угодным Господу… Он совершит все, что нужно для их блага (стих 5). Стих 6 читается в том смысле, что праведности доверившегося Ему Господь даст сиять, подобно свету зари, и справедливости его — подобно свету полдневного солнца.

В стихе 7 — повторение призыва покориться Господу и надеяться на Него, не раздражаясь из-за успехов «лукавого человека». Предостережение во второй части стих 7 усиливается в стихе 8: Давид напоминает, что ярость может толкнуть на причинение зла нечестивому, — допускать себя до этого не следует.

Б. Нечестивых ждет справедливое наказание (36:9−22)

Пс 36:9−11. «Делающим зло», которые истребятся, псалмопевец противопоставляет уповающих на Господа, которые наследуют землю. Эта мысль — о наследовании земли (сравните стих 22, 29, 34) — была повторена Иисусом Христом (Мф 5:5). Об особом смысле, вложенном Им в эту фразу — в контексте Его Нагорной проповеди, в комментариях на Мф 5:1−12.

Пс 36:12−22. Утверждения, содержащиеся в стихах 9−11, основаны на следующих пяти противопоставлениях в стихах 12−22.

1) Нечестивый злоумышляет против праведника, но Господь посмеется над ним: Он видит скорый конец его (видит, что приходит день его); стихи 12−13.

2) Нечестивые нападают на бедного и нищего, но падут жертвой собственного насилия (стихи 14−15).

3) Лучше иметь немного, будучи праведником, чем большое богатство, будучи нечестивым, — потому что сила (мышцы) нечестивых будет сокрушена, и нажитое ими погибнет, а малое, чем владеет праведник, напротив, возрастет, ибо его поддерживает Господь (стихи 16−17).

4) Ибо дни непорочных и достояние их… вовек… пребудет под защитой Господа, а нечестивые погибнут подобно траве (36:2) и как тук агнцев, сгорающий в огне всесожжения (стихи 18−20). 5) Причина этого в эгоизме и в бессердечии нечестивого, который даже взятого взаймы… не отдает, как и в бескорыстии, щедрости праведного, дающего взаймы и милующего своих должников (стих 26). В стихе 22 повторяется мысль о наследовании земли «благословенными» Богом и об истреблении проклятых Им.

В. Господь благоволит к праведным (36:23−31)

Пс 36:23−31. Он руководит путями их и поддерживает их за руку (стихи 23−24). Он заботится о пропитании праведных и благословляет их потомство (стихи 25−26). Давид на собственном опыте не мог не знать, что и на долю праведных выпадают страдания, и, когда он говорит на склоне лет, что за всю жизнь не видал праведника оставленным, то подразумевает, что и попуская таковому испытания, Господь никогда не оставляет его совсем.

Поскольку в древнем Израиле не знали о воскресении тела, то под «жизнью во век» в стихе 27 Давид, возможно, понимал вечное посмертное существование души праведника вблизи от Бога. Продолжение этой мысли можно видеть во фразе вовек сохранятся они (стих 28). Но на основании неоднократно звучащей в Пс 36 мысли о «наследовании земли праведными» сказанное в стихе 27−28 некоторыми понимается как еще одно повторение этой же мысли — в значении (в первую очередь) вечного пребывания праведников в земле обетованной.

Cтих 28 повторяется утверждение, что Господь, любящий правду, не оставляет без защиты и помощи святых Своих (т. е. верующих в Него).

Стих 29 — снова мысль о наследовании земли праведными; она будет отдана им в вечное владение, говорит псалмопевец.

Стихи 30−31: рассуждения праведника исполнены мудрости и искренности, потому что в сердце у него… закон Бога.

Г. О противостоянии зла и добре (36:32−40)

Пс 36:32−38. Псалмопевец размышляет об этом вечном противостоянии: Нечестивый постоянно ищет умертвить праведника, но Господь всегда на защите его. Отсюда повторение призыва к праведным (звучащего в этом псалме как лейтмотив): Уповай на Господа, и держись пути Его; и ты увидишь, обещает Давид, как будут истреблены нечестивые (стих 34).

В стихах 35−36 — образ нечестивца, разрастающегося, подобно многоветвистому дереву, от которого, однако, и следа не осталось.

Мысль, выраженная в стихе 37: праведного, в отличие от беззаконника (стих 38), в конечном счете ожидает мир.

Пс 36:39−40. От Господа спасение праведникам, подытоживает сказанное прежде царь Давид. Он защита их во время скорби. Он спасет их; ибо они на Него уповают.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 36. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Псалтирь, псалом 36 в переводах:
Псалтирь, псалом 36, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.