Притч 21:1. В первых трех и последних двух стихах этой главы упоминается Господь. В этом стихе говорится о зависимости от Него «сердца царя» (сравните Притч 16:1, 9; Еккл 9:1). Сравнение с направляемыми потоками воды взято из ближневосточной сельскохозяйственной практики — искусственного орошения земли: работавшие на ней прорывали небольшие каналы в нужном им направлении и пускали по ним воду.

Подобно этому и Бог «направляет сердца» царей, причем не всегда, казалось бы, на доброе дело, ибо планы и замыслы Его во всей их глубине и исторической «масштабности» не доступны человеческому разумению. Примеры такого «руководства сердцами царей» находим в Исх 10:1−2 (применительно к египетскому фараону), в Ис 10:5−7 (применительно к Тиглат-Палассару), в Ис 45:1−6 (применительно к Киру), и в отношении Артаксеркса — в Езд 7:21 и в Неем 2:1−8. Сказанное во всех этих стихах, как и в стихе 1 данной главы, обосновывается в Притч 21:30.

Притч 21:2. Эта притча почти идентична той, что звучите 16:2. Людям сплошь и рядом кажется, что с их поведением («путем») «все в порядке» (сравните 12:15), но Господь судит о нем на основании известных Ему глубинных мотивов, которыми это поведение обусловливается (тогда как человеческое суждение исходит из впечатлений и соображений поверхностных). сравните со сказанным в 1Цар 16:76: Я смотрю не так, «как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». также Притч 17:3.

Притч 21:3. Праведное поведение и справедливые действия угоднее Господу чем жертва, говорит Соломон. В сознании и практике древних израильтян система жертвоприношений существовала как бы помимо добродетельной жизни, и ею не «подменялась». Между тем, учителя Израиля время от времени напоминали ему о предпочтительности в глазах Божиих именно справедливости в людях и благочестия (1Цар 15:22).

Здесь об этом напоминает царь Соломон, который, продолжая эту мысль в стихе 27, прямо называет «жертву нечестивых» мерзостью (подразумевается: пред Господом; сравните Притч 15:8), ибо Господу отвратительно всякое лицемерие, а чем иным была жертва, приносимая неискренне («с лукавством») гордым, злым человеком, не испытывавшим внутреннего раскаяния!

Притч 21:4. Грех гордыни (надменности) определяет поведение всякого нечестивого человека.

Притч 21:5−6. В стихе 5 та мысль, что продуманность действий и усердие в труде приносят человеку прилежному изобилие, тогда как действия непродуманные, поспешные, обычно свидетельствуют о небрежности человека (в частности, в работе), которая грозит ему разорением (лишением, бедностью).

В стихе 6 — речь о приобретении богатства неправедным путем; такое богатство недолговечно. Фраза ищущих смерти понимается или в том смысле, что обогатившийся бесчестно сам себе подстроил ловушку, ибо благословением для него «сокровище» его не станет, или в том, что «искать богатства», не стесняясь средствами, — то же, что искать смерти (по той же, указанной выше, причине).

Притч 21:7−8. В стихе 7 о действии зла, подобном действию бумеранга: оно (здесь насилие) возвратится к нечестивым, совершающим его (обрушится на них), ибо они сознательно отказываются жить по законам правды и справедливости. В стихе 8 — случай антитетического параллелизма: «кривые» пути человека развращенного противопоставляются прямому пути (здесь «действию») того… кто чист.

Притч 21:9. Часто встречающаяся в книге мысль о невозможности сосуществования со сварливою женою (эта притча полностью повторяется в 25:24: сравните 19:13 и толкование на этот стих; также стих 19 в этой главе, где, вместо «угла на кровле», стоит «земля пустынная» (и то и другое символизирует отделенность, изолированность), и 27:15−16).

Притч 21:10. Злой человек не знает милости и к ближнему своему.

Притч 21:11. Притча звучит почти идентично той, что находим в 19:25 (ком на этот стих)

Притч 21:12. От внимания праведника не скрыто, что дела нечестивого не остаются без возмездия.

Притч 21:13. Продолжается мысль о наказуемости зла, проявляющегося, в частности, в немилосердии к бедному.

Притч 21:14. О «желательном» действии «тайного подарка» на того, кому он вручается. Речь идет о взятке, которая не одобряется (сравните Исх 23:8; Втор 16:19), но констатируется как «факт жизни» (сравните 18:16).

Притч 21:15. Еврейское мехиттах, переведенное тут как страх, означает и «разорение», «падение», «гибель» Повторение мысли о возмездии, тяготеющем над делающими зло (сравните стих 12, 13). Нечестивый боится справедливого суда, тогда как праведник радуется ему (антитетический параллелизм).

Притч 21:16. Печальный конец ожидает того, кто уклонится от путей благоразумия. Как «мертвецы» здесь передано еврейское рефаим (то же и в 2:18; 9:18); в этой связи комментарий на Иов 26:5.

Притч 21:17. О вреде легкомысленного время препровождения, пьянства и чревоугодия. Тут не следует видеть призыва к унылому, аскетическому образу жизни, но — предостережение против того, чтобы жить лишь ради удовольствий и самоублажения.

Притч 21:18. Здесь опять-таки видят мысль о возмездии нечестивым: причинявшие страдания «праведному и прямодушному» заплатят за это собственными страданиями (и в этом смысле уплатят «выкуп»).

Притч 21:19. По поводу «сварливой жены» толкование на стих 9. сравните также с 19:13; 25:24; 27:15.

Притч 21:20. «Мудрый» в этом стихе сопоставим с «муравьем» из Притч 6:6−8, который запасается «провизией» на зиму; ему противопоставляется глупый, который живет лишь одним днем. Стремление к удовольствию сегодня мешает ему позаботиться о завтрашнем дне, поэтому все, что имеет, он расточает.

Притч 21:21. О благосостоянии свыше справедливого и милостивого.

Притч 21:22. О превосходстве мудрости (которой всегда сопутствует благочестие!) над физической и военной силой.

Притч 21:23. Притча близка по звучанию к 13:3. Кто не дает воли языку и обдумывает свои слова, хранит себя от бед.

Притч 21:24. Осуждение гордости как тяжелого греха (сравните с 21:4). В мнимом своем превосходстве над другими людьми надменный не остановится и перед осмеянием высших, духовных, ценностей, потому и сказано, что кощунник имя ему. Таковые отвратительны и в человеческих и в Божиих глазах (сравните 16:5).

Притч 21:25−26. О пороке лени, усугубляемой жадностью («алчбой»), присущей ленивцу, который из-за нежелания работать постоянно испытывает недостаток в самом необходимом (всякий день он сильно алчет). Ленивцу противопоставлен праведник, который не может не быть трудолюбивым: этому не жаль делиться с другими плодами своих трудов.

Притч 21:27. к омментарий на стих 3 в этой главе.

Притч 21:28. Лжесвидетель не останется ненаказанным. А слово того, кто свидетельствует честно, одержит верх.

Притч 21:29. Дерзость человека нечестивого и лицемерного написана у него на лице; здесь это, по-видимому, и образ того, что он преисполнен дерзости и упорного, подчас безрассудного, намерения убедить других людей, действуя, если надо, прямым обманом, ложью, в своей правоте. Ему противопоставлен праведный, поведение (путь) которого честно, обдуманно и нелицемерно.

Притч 21:30. Человеческая мудрость несопоставима с мудростью Всевышнего и не может противостоять ей, ни основанным на ней планам Божиим (сравните стихи 1−2; Иов 42:2).

Притч 21:31. Этот стих связан по смыслу с предыдущим. Силы человека, как и мудрость его, ограничены. Бессмысленны его попытки как противостать Богу, так и действовать помимо Него. Как ни подготовятся воины к битве, победу в ней дарует им Господь.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на притчи Соломона, 21 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.