Притч 23:1−3. Высказывание шестое. Возможно, этот совет вытекает из допущения в предыдущем стихе. Если ты удостоишься «стоять перед царем» и будешь приглашен вкушать пищу за его столом, веди себя пристойно, и если ты жаден (алчен) до лакомой пищи, сдерживай себя (поставь преграду в гортани твоей) Здесь может иметься в виду: в противном случае ты повредишь себе в глазах царя и его знатных гостей. Но на основании фразы обманчивая пища и некоторого грамматического анализа текста делается и такой вывод: тут звучит предупреждение против внешнего дружелюбия «властелина», за коим могут скрываться и зловещие планы, сравните со стихами 6−8.

Притч 23:4−5. Седьмое высказывание. Эта притча не призывает к работе «с прохладцей» или «спустя рукава», но к тому, чтобы, работая, не надрываться ради обретения богатства. Судя по англ. текстам Библии, во второй фразе стиха 4 содержится «совет» обратиться к собственной мудрости: да удержит она человека от неразумной погони за богатством, которое имеет свойство «обретать крылья» и улетать, подобно орлу, к небу (образ ненадежности и скоропреходящности земного богатства; сравните с 1Тим 6:17). Притча явно не утратила своей актуальности и в наши дни.

Притч 23:6−8. Восьмое высказывание предупреждает против близкого общения (в древнееврейском обществе оно не мыслилось без совместного «вкушения пищи») с человеком неискренним и завистливым. На добрые слова такой откликается лишь по видимости, и кусок, съеденный у него, по всей вероятности, «выйдет горлом».

Притч 23:9. Девятое высказывание. О бесполезности давать глупцу разумные советы.

Притч 23:10−11. Десятое высказывание почти идентично по смыслу сказанному в 22:23 и 28а. комментарии на эти стихи.

3. ВСТУПЛЕНИЕ К ВЫСКАЗЫВАНИЯМ 11−30 (23:12)

Притч 23:12. Этот стих вводит новую серию мудрых высказываний и схож с призывом, начинающим предыдущую серию в 22:17: умные слова надо слушать как можно внимательнее, и учение (полезное знание) — воспринимать сердцем.

4. ВЫСКАЗЫВАНИЯ 11−30 (23:13 — 24:22)

Притч 23:13−14. Одиннадцатое высказывание содержит увещание строго воспитывать юношу, прибегая в случае нужды и к физическому наказанию, от которого тело его, если и пострадает, то не настолько, чтобы этого следовало опасаться, зато душа спасена будет от преисподней. Мысль о пользе воздействия на воспитуемого не только словом, но и розгою, многократно встречается в книге (к примеру, Притч 13:24; 22:15; 29:15).

Притч 23:15−16. Двенадцатое высказывание. О радости отца и учителя иметь мудрого, справедливого сына (ученика).

Притч 23:17−18. Тринадцатое высказывание. Неразумно завидовать грешникам, даже если сегодня они радуются и преуспевают: ведь в будущем их так или иначе постигнет возмездие. Надежда же живущих в страхе Господнем не обманет их.

Притч 23:19−21. Четырнадцатое высказывание как бы продолжает предыдущее, обращая внимание на один из грехов, доставляющих сугубо временное удовольствие, — на пьянство и обжорство. Слушающий отца да не предастся этому греху, который в конечном счете ведет к бедности.

Притч 23:22−23. Пятнадцатое высказывание. Первая часть (стих 22) его находит продолжение в шестнадцатом. Вторая часть в англ. текстах Библии звучит несколько иначе: «Купи истину и не продавай ее; также и мудрость и учение, и разум»; подразумевается, что для обретения оных не следует жалеть ничего, как и отказываться от них не следует «ни за какие блага».

Притч 23:24−25. В шестнадцатом высказывании, как и в первой части пятнадцатого, обращается внимание на необходимость уважительного отношения к родителям на протяжении всей их жизни (в согласии с пятой заповедью; Исх 20 12), на то, как велика радость отца и матери, родивших мудрого сына, ведущего праведный образ жизни.

Притч 23:26−28. Семнадцатое высказывание. Возвращение к теме греха (здесь греха блудодеяния; сравните с 23:20−21), спасение от которого для сына в том, чтобы следовать путями отца. Мысли сына и все сокровенное в нем да будут открыты перед отцом: отдай сердце твое мне! Опасен грех блуда, в который так часто впадают юноши. Отец сознает, насколько эта опасность реальна, отсюда горячность его призыва к сыну держаться подальше от «глубокой пропасти», которой он уподобляет развратных женщин — как профессиональных блудниц, так и чужих жен (в этой связи толкование на 2:16). сравните 6:27−35; 7:6−27.

Притч 23:29−35. Восемнадцатое высказывание. В этих стихах — самое пространное и красноречивое в Притчах предостережение против пьянства (сравните стихи 20−21; 20:1; 31:4−5). Шесть риторических вопросов в стихе 29 подразумевают горестные последствия пьянства — душевные и физические, семейные и социальные. Любители вина, приправленного пряностями, любуются наего цвет, искристость, гладкую струю (как оно ухаживаетса ровно; стих 31), не заботясь о том, что вскоре оно укусит… ужалит… как змей (стих 32).

Вино пробуждает в сердце похоть и толкает в объятия чужих жен (стих 33); это ли не коварный «укус»? В стихе 34, по-видимому, образно говорится о потере осторожности и утрате бдительности пьяным человеком. Он настолько в плену алкоголя, что лишился нормальных человеческих чувств и даже чувствительности к боли. Просыпаясь в винном угаре, он лишь ищет напиться снова (стих 35).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на притчи Соломона, 23 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.