3. ОБЕТОВАНИЕ «ВОССТАНОВЛЕНИЯ» (2:1−5)

В этой речи, вслед за провозглашением обвинения в адрес народа (с обвинения в грехах и отступничестве обычно начинались речи пророков), Исаия переходит к изложению учения, которое в значительной мере определит характер его последующих пророчеств. Полагают, по ряду признаков (в частности, на основании описанного в стихах 6−8 экономического процветания Иудеи), что эта речь была Исаией произнесена в конце царствования Озии или в начале царствования Иоафама, т. е. в первой половине его служения.

Наступит время, провозглашает Исаия вслед за предсказанием суда, когда Иерусалим вновь займет в мире ведущее положение (сравните Мих 4:1−3, звучащее почти идентично с Ис 2:1−4). Будущее это его торжество было, однако, в глазах Исаии чем-то гораздо большим чем военное или политическое могущество. Он прозревал некую вселенскую миссию Иерусалима как места, в котором Божия правда для всей земли восторжествует окончательно.

Ис 2:1−3. В стихе 2 Исаия возвещает о великом Дне Господнем — но уже не в плане суда, а в плане спасения. Когда наступит этот день? В пророчествах о «восстановлении» Израиля, имеющих в Книге Пророка Исаии столь важное значение, он этого не уточняет потому, вероятно, что и сам не знает (замечательно сказано об «изысканиях и исследованиях» пророков на этот счет у апостола Петра; 1Пет 1:10−11).

Для Исаии это просто последние дни (при более точном переводе с еврейского — «конец времен»). В писаниях еврейских пророков так называлась эпоха Мессии. На основании многих мест Библии можно понять, что осуществление своих предсказаний они относили к тому, что в христианском богословии носит название Тысячелетнего царства Христа.

Гора дома Господня; речь идет о горе Мория, где был построен храм (и где будет воздвигнут храм в Тысячелетнее царство; Иез 40−43). Горы в Священном Писании нередко служат метафорой имеющих власть (Дан 2:35; Ам 4:1). В данном контексте это метафора Божиего правления, которое будет осуществляться из храма (точнее — превосходства этого правления над всяким иным: Божия гора «во главе гор и холмов»).

Тема Храмовой горы и ее особого значения возникает в пророчествах Исаии постоянно (Ис 11:9; 25:6−7; 27:13; 30:29; 56:7; 57:13; 65:11, 25; 66:20). Для него это, в частности, образ защиты, которую Бог простирает над народом, связанным с Ним узами завета, несмотря на его духовную глухоту и те кары (включая изгнание из Палестины, предстоявшее как Израилю, так и Иуде), которыми Бог вынужден был пробуждать его.

В будущем потекут к Божией горе все народы. Привлекательность ее (и Иерусалима) для них тоже неоднократно подчеркивается Исаией (14:1; 27:13; 66:23; Зах 8:23; 14:16). Ибо они потянутся в дом Бога Иаковлева, чтобы научиться путям Его (теперь они ходят своими путями; Деян 14:16) и закону, который выйдет… от Сиона, и слову Господню, которое сказано будет из Иерусалима. (Обратим внимание на то обстоятельство, что и евангельское учение, обозначившее начало христианской эры, стало распространяться из Иерусалима; Деян 1:8. Но здесь речь идет о «конце времен».) Итак, в Тысячелетнее правление Христа люди повсюду осознают, что основополагающим в их жизни является Божие откровение, и они захотят познавать его (Он… научит… нас), и жить в согласии с ним (ходить по стезям Его).

Ис 2:4. Этот стих — один из самых известных в Книге Пророка Исаии. Слова из него о «мечах и орале» цитируются многократно, и в наши дни даже украшают фасад здания Организации Объединенных Наций. Однако, повторяя их, как правило, опускают фразу, предшествующую им (кстати, правильнее читать не судить народы, а «судить между народами»), тогда как она имеет принципиальное значение: желанный для всех конец войн и кровопролитий произойдет не прежде чем народы примут обличения Господни, осознают их правоту и захотят, вопреки национальным и прочим амбициям, жить в мире между собой, т. е. не прежде, духовного возрождения человечества. Но так будет, предвидит Исаия.

И перекуют мечи свои на орала, т. е. орудия войны на орудия мирного сельского труда (сравните с Иоиль 3:10). И со злом на земле будет покончено, но не ценой человеческих, усилий, а по причине присутствия Господа и деятельности Его в Иерусалиме, а также потому, что люди пожелают жить по слову и закону Господним (стих 3), которые изменят души их в самом существе их. И в то время народ Иеговы — Израиль — исполнится «духом новым» (Иез 36:24−30), и грехи его будут ему прощены.

Ис 2:5. Сказанное выше (стихи 1−4) Исаия завершает призывом к своим слушателям и читателям ходить, т. е. жить, во свете Господнем. Это обращение ко всему Израилю, который произошел от патриарха Иакова и потому назван здесь «домом» его.

Провозглашение великих истин, имеющих осуществиться в будущем, нередко сопровождается в Священном Писании напоминанием читателям о том, как им следует — в свете этих истин — жить в их настоящем (к примеру, 1Фес 4:13−18; 5:1−8; 2Пет 3:10−14; 1Ин 3:2−3). Применительно к данному стиху: в виду того обстоятельства, что в Тысячелетнем царстве все народы устремятся к Иерусалиму, чтобы познавать слово Божие, не разумно ли было бы со стороны Израиля, приобщившегося к Божиему закону прежде других, «ходить во свете его» и до тех пор — пока Господь не утвердит на земле славное царство Свое!

4. ПРОИСХОДЯЩЕЕ СЕГОДНЯ ВОЗЫМЕЕТ ТЯЖЕЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

(2:6 — 4:1)

Происходившее с народом Иудеи в дни Исаии (2:6−11) и неотвратимые последствия этого (2:12 — 4:1) противопоставляются им только что перед тем поэтически им воссозданному Тысячелетнему царству (2:1−5). Как свидетельствует история Израиля, народ Божий далеко не всегда повиновался Господу, чаще он противился Ему, вынуждая Его к суровым «дисциплинарным мерам».

Ис 2:6−9. Вот и теперь пророк возвещает иудеям, что Бог отринул народ Свой за то, что он во всем уподобился язычникам (многое перенял от востока, т. е. от народов, населявших Ассирийскую империю, все более распространявшую свою власть на сиро-палестинскую территорию): в чародействе, гаданиях и волшебстве иудеи давно уже не уступали тем же филистимлянам и поддерживали (в частности, посредством торговли и смешанных браков) тесное общение с сынами чужих.

Они, которым дано было познавать свое будущее через откровения всемогущего Бога, прибегали с этой целью к языческим идолам (стих 8) и к чародеям (для последних «источником» познания будущего и воздействия на человеческие обстоятельства служили демоны). Смысл стиха 9 в том, что и простолюдины и знатные в еврейском сообществе запятнали, унизили себя следованием языческим обычаям; согласно англ. переводам этого стиха, Исаия просит Господа не прощать их!

В стихе 7 Исаия с горечью и гневом осуждает иудеев за чрезмерное увлечение роскошью и внешним блеском (против чего предостерегал их еще Моисей; Втор 17:16−17).

Ис 2:10−11. Прячьтесь от гнева Иеговы! — восклицает пророк. Иди в скалу (стих 10; подразумевается, «в пещеру» — скалы в Палестине изобилуют пещерами, которые всегда служили людям местом убежища на случай опасности) и сокройся… от страха Господа (от ужаса перед нашествием врагов, которым Господь накажет за неповиновение Ему, и от сопряженного с ужасом трепета перед величием Того, Кто станет осуществлять Свой суд над непокорными).

Весь этот блеск и кажущееся могущество (стих 7) — все, что так льстит человеческой гордыне, для пророка не более чем жалкий прах перед лицом небесного Царя. Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится! — провозглашает он. В тот день возвысится один Господь (стих 11). Слова Исаии относятся и к его времени и к отдаленному будущему. Господь придет судить, и люди будут пытаться укрыться от Его суда: в стихе 19, 21 в речи пророка вновь возникают образы расселин и ущелий в скалах и «пропастей земли» (сравните с Откр 6:16).

На протяжении всего этого раздела (2:6 — 4:1), как и во многих других разделах и частях книги Исаии, наблюдается явное «переплетение» двух судов — «ближайшего», который грядет на Израиль и затем на Иудею, посредством ассирийского и вавилонского пленений, и того, что ожидает как «дом Иакова», так и весь мир, в «последние дни», т. е. перед наступлением Тысячелетнего царства. По всей вероятности, ни Исаия ни другие пророки не имели представления о протяженности того временного промежутка, который разделит эти два суда.

Хотя многие предсказания, записанные в 2:10−21, осуществились в процессе вторжения Ассирии и Вавилона в Израиль и Иудею, стихи эти «дышат предчувствием» некоего суда-катаклизма, который обрушится на весь мир («когда Он восстанет сокрушить землю»: стихи 19, 21). Мысль о том, что в дни суда Господнего над землей все человеческие ценности утратят свое прежнее значение и обретут некое новое, содержится в стихах 12−22. Вещи, которые казались людям важными, потеряют значение в их глазах, а некоторые из тех, что представлялись им несущественными, наоборот, обретут для них высокий смысл.

Ис 2:12−18. О дне суда над грешниками в еврейском тексте сказано как о том, который назначен Господом Саваофом (Яхве цваот, т. е. Господом воинств, или Господом военного могущества и силы; этим именем Бог назван в книге Исаии 62 раза). Как бы стоя высоко над землей, пророк одним взглядом охватывает все земные царства в смятении их. Все знаки их могущества и силы (Исаии они, естественно, «видятся» в образах современных ему) — крепкие стены и высокие башни, горы и холмы, и украшающие их могучие деревья (такие, как кедры Ливанские и дубы Васанские), торговые суда (корабли Фарсисские достигали такой отдаленной в то время территории, как Испания; под «украшениями» их мог пониматься доставлявшийся на них дорогой груз) — все это будет унижено (стих 12).

Заметим, что «высокие горы» и «возвышающиеся холмы», возможно, символизировали на языке Исаии и власть имущих (толкование на 2:3). И высокое людское унизится, повторяет Исаия (стих 17 сравните со стихом И), и один Господь будет высок в тот день, потому что падет величие человеческое (стих 17), и идолы совсем исчезнут (стих 18). Все это могло быть прозрением как будущего пленения Иудеи Вавилоном (в 586 г. до Р. Х.), так и последнего суда во второе пришествие Христа (когда, в частности, «идолам» — всему, чему поклоняются люди, помимо Господа, места не останется).

Ис 2:19−22. Снова тема «бегства» от страха перед Господом, которая звучит в грозном, но поэтическом ключе. Русскому сокрушить землю, по всей вероятности, соответствует «потрясет землю», т. е. речь идет о мощном землетрясении (толкование на Агг 2:6−7). В тот день люди поймут, что их серебрянные и золотые идолы им не только не помощники, но, напротив, препятствие во время бегства (проще бежать «налегке»), и выбросят их за ненадобностью (вероятно, прием иронии: «откажутся от них в пользу кротов и летучих мышей»).

Речь заканчивается призывом пророка к иудеям не полагаться (не надеяться) на людей (сравните стих 22 с Пс 117:8−9). Ибо что такое человек, если самая жизнь его подобна дыханию, которое приходит и исчезает! Господь дает ее, и Он же ее отнимает. Мысль, хоть и не высказанная, но подразумеваемая: надеяться следует только на Бога.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 2 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.