г. Господь помилует Иакова (14:1−2)

Ис 14:1−2. В еврейской Библии первой фразой стиха 1 заканчивается 22-ой стих 13-ой главы. Речь в этой фразе все еще идет о Вавилоне, гибель которого представляется пророку близкой. Но по смыслу своему упомянутая фраза тесно связана с Ибо помилует Господь Иакова в 14:1, поскольку (подразумевает пророк) по причине этого помилования и сокрушит Он Вавилон.

Развитие Исаией мысли о помиловании свидетельствует о том, что он провидел и будущее пленение Иудеи Вавилоном и последующее ее освобождение из плена Иеговой (сравните со стихом 17, где говорится, что добровольно Вавилон «пленников своих не отпускал домой»). Но Господь снова возлюбит (точнее: «вновь изберет» — как когда-то на горе Синай) Израиля (тут, вероятно, имеются в виду все 12 колен) и спасет его не только от вавилонян, но и от других враждебных ему народов (14:24 — 21:17; 23).

И поселит израильтян на земле их, и присоединятся к ним иноземцы (сравните с Ис 56:6; 60:10; 61:5); чужеземцы, «пришлые», всегда жили в среде еврейского народа (Исх 12:19; 38:3; 3Цар 9:20; Иез 14:7), и число их будет возрастать, предвидит Исаия, с того времени, когда евреи снова будут помилованы Богом. В начале стих 2, очевидно, подразумевается, что другие народы станут помогать евреям в возвращении их на родину (Езд 1); в этом же стихе, несомненно, отражена мысль о привилегированном положении народа, избранного Богом, среди остальных племен и народов.

д. Вавилон — объект злой насмешки (14:3−21)

1) Поражение тирана (14:3−18).

Ис 14:3−4. Стихи 3−21 представляют собой победную и вместе язвительную песнь, которую воспоет народ по случаю падения царя Вавилонского и своего освобождения от рабства… и от страха перед царем. О ком же конкретно шла речь в этом пророчестве Исаии? Многие толкователи полагали, что о сатане, последнем воплощении всяческой гордыни и мирового зла вообще. Первым выдвинул эту точку зрения Тертуллиан (прим. 160−230 гг.по Р. Х.); ее держался и Григорий Великий, живший 300 лет спустя.

Стихи 12−14 как будто бы дают для этого основание (в них видят и аллегорию вхождения греха в материальный космос, последовавшего за свержением сатаны на землю), но мало что говорит в пользу такого понимания в остальной части главы. (Вот у Иезекииля — 28:12−19 — действительно говорится о падении сатаны; соответствуйте комментарии.)

Существует и такое воззрение, что в Ис 14:12−14 представлен «сборный образ» надменных царей вавилонских. Третья точка зрения: описываемый пророком тиран — это царь Сениахирим (705−681). Любопытные параллели можно проследить между тем, как изображен тиран здесь, и проклятием в адрес Сеинахирима в Ис 37:21−29. Но ведь Сениахирим был, скажут, царем Ассирии, а не Вавилона! На это можно ответить, что и Вавилона тоже, поскольку последний находился в вассальной зависимости от Ассирии, начиная с конца 10-го века до Р. Х.

Время от времени вассал, очередной царь вавилонский, восставал против своего сюзерена, но в 728 году Тиглат-Па-лассар II, агрессивнейший правитель Ассирии, царствовавший с 745 по 727 годы до Р. Х., короновался как царь Вавилона… Столицей Ассирии была Ниневия, но центром ее культурной жизни был город Вавилон. Процесс ассимиляции был налицо, и по причине ее все более популярным богом в среде ассирийцев становился вавилонский бог Мардук. Последующие цари Ассирии — Саргон II (722−705 гг) и Сеннахнрим (705−681 гг) тоже именовали себя царями вавилонскими. После смерти Саргона II по всей Ассирийской империи стали вспыхивать мятежи. Еламитяне посадили на вавилонский престол Мушазиба-Мардука, царствовавшего 3 года (692−689 гг); он заключил союз с несколькими народами, включая мидян. Для подавления этого мятежа и предпринял Сеннахирим упоминавшуюся выше карательную акцию, обратив Вавилон (в 689 году) в руины и затопив то, что осталось от этого города. Однако, как уже говорилось, при Асардане, сыне Сеинахирима, город Вавилон был восстановлен.

Вероятной причиной великого облегчения и безмерной радости явилось для многих народов (включая Иудею) насильственная смерть Сеинахирима (4Цар 19:37) через 8 лет после разрушения им Вавилона. Напомним, что за 20 лет до своей гибели, в 701 году, Сеннахирим предпринял неудачную попытку овладеть Иерусалимом (Ис 37; 4Цар 18:13 — 19:36). Слова не стало мучителя вполне могли относиться к нему. Грабительство в стихе 4 лучше читать как «притеснение».

Ис 14:5−8. В стихах 5−6 опять возникает как бы «сборный образ» вавилонских царей-угнетателей (хотя в стихе 5 употреблено множеств., а в стихе 6 — единств, число), названных «нечестивыми». Поражавший… с неудержимым преследованием (стих 6) означает «постоянно нападавший». В стихах 7−8 об «успокоении и радости» земли, освободившейся от тирана, говорится иносказательно как о радости кипарисов и кедров, которым — с тех пор, как вавилонский владыка заснул мертвым сном, не грозит более опасность быть вырубленными (совершая походы в Палестину, вавилоняне безжалостно вырубали по пути — для своих военных и мирных надобностей знаменитые ливанские леса).

2) Смерть тирана.

Ис 14:9−11. Ад (шеол) изображается как огромный тронный зал, куда приходят после смерти все языческие цари, занимающие там престолы свои, «все вожди земли». Относительно Рефаимов (сравните с Ис 26:14) в толковании на Иов 26:5. Итак, тиран (предположительно — Сеннахирим) видится Исаии в преисподней, где его встречают другие цари, умершие прежде. Они поражены, что и он, далеко превосходивший их своими могуществом и блеском, стал подобен им, низвержен в гордыне своей в ад, сделался столь же бессильным, как они!

3) О надменности тирана и о жалком его конце.

Ис 14:12−15. В своем военном могуществе великий царь «попирал» многие народы, в частности, финикиян, филистимлян, египтян, моавитян, едомлян, киликийцев, иудеев, обитателей Северной Аравии. И вот пророк видит его упавшим, подобно деннице (соответствующее евр. слово образовано от глагола «блистать»); полагают, что речь может идти о Венере, которую ассирийцы называли «блестящей звездой» (на южном небосклоне она сияет особенно ярко).

Русское слово денница означает как утреннюю зарю, так и утреннюю звезду, которая здесь поэтически представлена как бы рождаемой зарею (свет их какое-то время «сосуществует» на небосклоне). У древних одним из образов царского могущества был образ небесной звезды (Чис 24:17), поэтому Исаия и уподобляет падение царя-тирана падению звезды (в значении угасания ее света).

Сам небосклон представлялся людям неподвижной сферой, усеянной звездами, над которой возвышается трон Божий. Отсюда дерзкие слова, произносимые тираном в сердце его: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой», т. е. на высоту недоступную человеческому взору. Вторая часть стиха 13 становится понятной в свете того, что все почти народы древнего мира «поселяли» своих богов на самых высоких из известных им гор (так, греческие боги «жили» на Олимпе). Сяду на горе в сонме богов — букв.: «сяду на горе собрания богов» (сравните со словами Бога у Иезекииля, в Иез 28:14).

Понятие о «Боге Всевышнем» (Быт 14:20) не было чуждо некоторым языческим народам, в частности, вавилонянам, как понятие о самом могущественном из всех богов. Тиран, о котором говорит Исаия, мечтал уподобиться Ему (стих 14). Но его ожидает обычная жалкая участь всех жителей земли: он будет сброшен в ад; в глазах пророка он уже низвержен… в глубины преисподней (стих 15). (Букв: «В глубину ямы» (могилы); очевидно, эти понятия ассоциировались в сознании пророка; можно предположить, что по представлению евреев могила являлась как бы началом подземного «хода» в шеол.)

4) Участь тирана в размышлении свидетелей ее.

14:16−21. Пережившие гибель могучего вавилонского владыки вдумываются в происшедшее и с трудом верят, что такой конец постиг этого человека. Ведь под копытами коней его воинов дрожала («колебалась») земля, он потрясал целые царства… разрушал города и взятых в плен не хотел отпускать домой (в отличие, заметим, от персидских царей). Вселенную сделал пустынею (стих 17) — гипербола, назначение которой показать выдающуюся роль вавилонского царя в тогдашнем азиатском и (частично) африканском мире.

Достойному погребению человека, тем более царя, в древнем мире придавалось особое значение. Великолепные усыпальницы владыкам приготовлялись еще при их жизни. В стихе 19 может иметься в виду, что царь Сеннахирим, предательски убитый своими сыновьями — Адра-мелехом и Шарецером (4Цар 19:37), не был погребен в своей усыпальнице. «Срубленного» своими же наследниками, Исаия уподобляет Сениахирима «презренной ветви», одежде убитых (окровавленную и иссеченную мечами, ее оставляли валяться на земле).

В отличие от сраженных мечем на поле битвы, которых погребают в могилах, выложенных камнем (в «каменных рвах»), Сеннахирим останется непогребенным. И в этом смысле «не соединится с теми», чьей окровавленной одежде уподоблен. В продолжение стиха речь идет, вероятно, о том, что своими непрекращавшимися военными набегами, для которых постоянно набирались молодые войны, Сеннахирим разорял и собственную землю, губил сыновей ее. Племя злодеев — по-видимому, царский дом: он будет забыт потомками (стих 20).

В стихе 21 — либо ироническое обращение пророка к вавилонскому царю, чтобы готовил на заклание (в уплату за свои злодеяния) сыновей своих, либо (что более вероятно) Исаия обращается с этим призывом к городам — потенциальным жертвам вавилонян, в которых те, в случае новых завоевательных походов, стали бы оставлять свои гарнизоны; пусть эти города восстанут теперь и предадут смерти царских сыновей, чтобы и они не завладели землею (вселенной).

При другом прочтении евр. слова, неверно переведенного на русский язык как «неприятели», и означающего «города», оно может быть понято как «развалины»; это еще лучше увязывается со смыслом стиха в целом: пусть погибнут сыновья царя, чтобы, по примеру своего отца, они не наполнили «вселенную» развалинами.

е. Об уничтожении Вавилона Богом (14:22−23)

Ис 14:22−23. Хотя в терминах военного разрушения здесь может быть дана картина того, что произошло с Вавилоном в 689 г. до Р. Х. (примечательно, что Сеннахирим оставил запись о своем карательном походе в Вавилон в схожих словах), более вероятно, что в этих стихах отражено провиденье Исаией будущего полного уничтожения этого «оплота зла» Богом. Особый вид крупных ежей действительно водится (причем во множестве) на островах р. Евфрат. Низменная местность, где было некогда расположено великое государство, стала затягиваться болотами после разрушения греческими воинами Александра Македонского сложной системы насыпей и плотин на Евфрате.

ж. Поражение Ассирии (14:24−27)

Ис 14:24−27. Многие комментаторы полагают, что эти стихи выпадают из контекста пророчества, которое начинается с 13-ой главы. Это едва ли так. Окончив «Песнь победы» над уже поверженным в его глазах Вавилоном, Исаия пророчествует о гибели Ассура, резюмируя мысли, высказанные об этом прежде (глава 10), и этим как бы продолжает «серию» предсказаний, начатых с Вавилона; далее он скажет о судьбе нескольких древних народов, которые все так или иначе были с Ассирией связаны.

Хотя Господь воспользуется могучей ассирийской империей в Своих целях, осуществлению которых ничто помешать не может, Он в конце-концов сурово ее осудит (10:5−19). В стихе 25, по всей вероятности, имеется в виду массовая гибель ассирийских воинов на горах Божиих, т. е. в гористой Иудее, или, более конкретно, под стенами Иерусалима (Ис 37:36−37); это, хоть и не ознаменовало полного поражения Ассирии, но, несомненно, явилось началом ее конца. Враги ее, по одиночке и в союзе друг с другом, все решительнее стали выступать против нее.

И снимется бремя его с рамен их, т. е. бремя Ассура — с плеч подчиненных ему народов. Ассур перестал существовать в конце 7-го века (608 г. до Р. Х.), когда последний удар был ему нанесен коалицией Египта, Мидии и Вавилона, чрезвычайно усилившихся к тому времени. В стихах 26−27 та мысль, что на примере Ассура все народы смогут убедиться: Божия рука… простерта над всеми ними, и никто не в состоянии отменить Его определение.

2. О ФИЛИСТИМСКОЙ ЗЕМЛЕ (14:28−32)

Ис 14:28−32. Дата этого пророчества (снова евр. масса — «бремя», или горестное пророчество) указана точно: год смерти иудейского царя Ахаза, т. е. 727 г. до Р. Х. Оно «адресовано» филистимлянам, но произнесено «в пользу» иудеев. Перед лицом сирийско-израильской угрозы Ахаз не мог помешать филистимлянам ослабить их вассальную зависимость от Иудеи, в которую те попали при его деде — царе Озии; филистимляне настолько осмелели, что даже захватили несколько Иудейских городов (2Пар 28:18 и далее), но затем они потерпели тяжелое поражение от «ассирийца» — царя Ти-глат-Палассара П-го. Он умер почти тогда же, когда Ахаз, в 727 г. до Р. X.

Очевидно, филистимляне безмерно радовались, что этот жезл, который поражал их, сокрушен. Однако Исаия предупреждает филистимлян, что радость их не будет долгой, ибо из корня змеиного выйдет аспид, а от того произойдет летучий дракон. Прозрачная аллегория: змея (Тнглат-Палассар II) родила змея (Саргона), а тот родит «мобильного агрессора» («летучего дракона») — Сеннахирима. От каждого из этих ассирийских царей филистимлянам действительно пришлось страдать неоднократно и жестоко.

Под «беднейшими и нищими» в стихе 30, вероятно, понимались иудейские крестьяне, бедствовавшие от набегов филистимляне правление Ахаза. Когда те, в свою очередь, станут бедствовать по вине ассирийцев, иудеи получат передышку: их запасы никто не станет отнимать у них, они станут жить в безопасности. Вся вторая часть стих 30 звучит как предупреждение филистимлянам об ожидающей их гибели по воле Иеговы: руками ассирийцев этот народ будет изведен «под корень».

У ворот древних городов собирались их жители, чтобы решать вопросы торговли, политики, общественной жизни. Под «рыдающими воротами» (стих 31) понимаются таким образом рыдающие филистимляне. Вот, идущие с севера ассирийцы сжигают на своем пути их города, и дым пепелищ сопутствует стремительному продвижению их полчищ.

Посланные филистимлянами (к другим народам) вестники, или послы, — с целью разузнать о военно-политической обстановке в соседних странах и возможности совместных действий против ассирийцев, ничем не порадуют их, возвратившись. Вестью, которую они принесут, будет: Господь утвердил Сион. В это время, на протяжении долгих десятилетий, Он будет защищать Свой город (Иерусалим). Ассирийцы не возьмут его, и в нем найдут убежище беженцы из других городов Иудеи.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 14 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.