2. ВЫЗОВ ЯЗЫЧЕСКИМ НАРОДАМ (глава 41)

Очевидна преемственность между этой и предыдущей главами: эта как бы продолжает ее — и в прославлении несравненного величия Иеговы, в котором источник утешения Израиля и залог его конечного избавления от врагов, и в, вызове, бросаемом этим врагам его Господом.

а. Вызов Бога народам (41:1−7)

Ис 41:1. Хотя слово обновят, как есть основания полагать, попало в этот стих по ошибке переводчика (в оригинале здесь выражена лишь идея благоговейного молчания, которым следует проникнуться «народам», или «островам», перед лицом Господа), оно не нарушает смысла главы в целом, ибо идея «обновления» присутствует как в предыдущей главе (40:31), так и в последующем тексте (к примеру, 42:16; 43:19). Более того: в призыве языческих народов к «обновлению сил» для состязания на «суде истории» с Самим Господом можно даже уловить иронический подтекст.

Ис 41:2−4. «Муж правды» (стих 2) — это персидский царь Кир. Еще 70 толковников читали эту фразу не в значении праведности Кира, а в том смысле, что Бог воздвиг его для совершения исторической правды. Тут требуется пояснение. Дело не только в том, что в завоеванных им странах Кир проводил гуманную политику, запрещал убийство пленных, проявлял максимальную терпимость к местным верованиям и обычаям, но и в том, что сам он исповедывал веру, хоть и языческую (Кир поклонялся Заратустре), однако, более других приближавшуюся (по ряду своих положений и представлений) к иудаизму, с которым персидский царь был хорошо знаком и к которому относился с симпатией.

Исаия видел в Кире ставленника Божиего, который потрясет основы язычества. В известном смысле (и степени) это и произошло. Кроме того: если ассирийские цари «прославились» своими зверствами и такими же будут цари Вавилона, то Кир явится посланником мира. В связанной с ним ближайшей перспективе пророку виделся конец «дня гнева»: новый владыка Востока не будет уже «бичом» в руке Божией.

В стихе 2 читаем, что Бог «воздвиг» мужа правды от востока, а в стихе 25, что Он «воздвиг его от севера». Это, по-видимому, значит лишь то, что страны, из которых «вышел» молодой царь, — Персия и покоренные им первыми Едом и Мидия — лежали на северо-востоке от Вавилона, против которого, в сущности, и была в первую очередь обращена эта речь пророка. Относительно самого Израиля Персия лежала прямо на восток.

Во второй части стих 2 и в стихе 3 — иносказательное описание победных шествий Кира по землям, на которые прежде не ступала нога его. Все это было предначертано Господом (стих 4 сравните с 37:26), Который, никогда не изменяясь, возвышается над бурным и изменчивым потоком человеческой истории, управляя им. Руководствуясь известными Ему целями, Он отправляет в небытие одни народы и вызывает к жизни другие. Однако слово Его — всегда неизменно, в частности, и то, которое Он дал пророку Своему Исаии, и в этом залог надежды тех, которые на Него уповают.

Ис 41:5−7. С иронией говорит Исаия о союзах народов, которые попытаются совместно противостать завоевателю Киру (стихи 5−6). Тщетная затея, ибо это значит противостать воле Божией.

Возникает проблема со стихом 7. В окончании его, перед словом гвоздями, надо читать «идола», т. е. речь в нем идет об изготовлении идолов. Полагают в этой связи, что тут имела место нечаянная перестановка текста (кем-то, кто составлял из речей Исаии книгу уже после его смерти): стих 7 должен был, по всей видимости, стоять в предыдущей главе, между стихами 19 и 20.

б. Бог на защите Израиля (41:8−20)

Ис 41:8−10. Грозный тон, каким говорит Иегова о языческих народах, сменяется теплым тоном любви и утешения при обращении Его к Израилю. Примечательно, что тут впервые возникает понятие «раба Иеговы», исполненное особого смысла во 2-ой половине Книги Пророка Исаии: так будет назван Мессия, Который выйдет из среды еврейского народа; может быть, прилагая здесь этот «термин» ко всему Израилю, Исаия хотел подчеркнуть, что страждущий Раб Иеговы, Мессия, как бы будет олицетворять избранный Его народ.

У иудеев было немало оснований опасаться, что в конце-концов Господь отвергнет их, постоянно нарушающих заветы, которые Он заключил с праотцами их. Но слово Бога, данное патриархам, ненарушимо: Я избрал тебя и не отвергну Не бойся Я — с тобою Я помогу тебе, и поддержу тебя, — говорит Он Иакову устами Исаии.

В ближайшей (опять-таки) перспективе это необходимо было знать тем, кто окажутся в вавилонском плену. Но не заставляют ли эти слова и сегодня задумываться над удивительной судьбой народа, столько пережившего на протяжении своей истории, однако, едва ли не единственного, который продолжает существовать с глубокой древности и поныне.

Ис 41:11−16. Продолжение заверений Израиля в Божией защите, которая не отступит от него. в стихах 11−12, как и в стихах 15−16, — несомненная поэтическая гипербола, которую трудно связать с судьбой исторического Израиля, как сложилась она на сегодня. Но частичное (по крайней мере) осуществление ее можно видеть в той роли, которую вольно или невольно играл Израиль, живший среди других народов, подтачивая (как червь; стих 14) корни их языческих верований. Показательна в этом отношении история пророка Даниила (к примеру, Дан 6:26).

Ис 41:17−20. Эти слова могут быть поняты как буквально (Господь позаботится о бедных и нищих в Израиле), так и (что более вероятно) в переносном смысле. Речь тут может идти о жаждущих в духовной пустыне (напомним, что термином бедные и нищие в Библии нередко именуются праведники), жажду которых утолит Господь, «открыв» на возвышенностях и в низинах многочисленные источники вод. Не перекликается ли это место со словами Иисуса Христа «Кто жаждет, иди ко Мне и пей»! Ин 7:37. Если это так, то стихи 17−19 могут относиться как к первому, так и ко второму пришествию Христа, т. е. к Его Тысячелетнему царству (особенно в свете сказанного в стихе 19).

в. Будущее знает только Бог (41:21−29)

Ис 41:21−24. Снова обращение к языческим народам (и, соответственно, к их «богам»), которым в начале главы было предложено «умолкнуть» в присутствии Господа; теперь им «дается слово». Царь Иакова в стихе 21 употреблено в значении «Господина Иакова». С древнейших времен язычники «испытывали» своих богов на всезнание, способность предсказывать будущее, творить чудеса; это было главным критерием их ценности (вспомним о состязании Моисея со жрецамн фараона; Исх 7). Однако, если бесам, «одухотворявшим» идолов, и удавалось предсказать будущее или совершить доброе или худое, то лишь по попущению Божию. Отсюда вывод Исаии: вы — ничто, и мерзость тот, кто избирает вас.

Ис 41:25−29. он (подразумевается Кир) будет призывать имя Мое (стих 25); в Септуагинте эта фраза звучит как «Он прозовется именем Моим», и это, вероятно, правильнее. Означать же она может то, что бессознательно Кир станет проводником Божией воли в странах Востока; повторим, кроме того, что вероисповедание Кира приближало его к иудаизму, с которым он был хорошо знаком.

Возвращение к «полемике» с языческими богами в стихе 26. Никто из них не сумел задолго предсказать появление царя Кира на исторической арене. Первым это сделал Господь, сказавший об этом Сиону через Своего благовестника Исаию (в стихе 27 он назван так потому, что сообщил Иерусалиму благую весть о будущем избавлении его Киром). В стихах 28−29 повторение мысли о никчемности языческих «истуканов».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 41 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.