5. НЕТ РАВНОГО ГОСПОДУ, И НЕТ БОГА, КРОМЕ НЕГО (44:6 — 45:25)

Стихи 6−20 в главе 44 составляют особый раздел, в котором Господь противопоставляет Себя идолам — ничтожным и бесполезным. Он выдержан в сатирическом, язвительном ключе. Стихи 21−22 образуют переход к торжественному гимну благодарения истинному Богу, который звучит в стихе 23. со стихом 24 (со слов «Так говорит Господь» — ими же открывается раздел, к анализу которого мы переходим теперь) начинается следующий раздел, продолжающийся по 45:8.

Эта часть речи Исаии (стихи 6−20, через которые «красной нитью» проходит противопоставление всемогущества, величия и милости истинного Бога никчемности и абсурдности идолов), которую «замыкают» стихи 21−22, приобретала особое значение для иудеев, в особенности для тех, которые стали бы читать их в вавилонском изгнании.

а. О превосходстве Бога над «богами», сделанными людьми (44:6−23)

1) «И кроме Меня, нет Бога».

Ис 44:6−8. Об этом, устами Своего пророка, говорит Сам Господь, выделяя различные аспекты Своей Личности: Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Всемогущий… первый и… последний. Он бросает вызов любому, кто решился бы принять его, ссылаясь на Ему одному присущее всезнание относительно прошедшего и будущего (стих 7 сравните с 41:22−23; 43:9).

Опять звучит призыв к избранному Им народу «не страшиться» (стих 8). Заметим в этой связи, что утешение из уст пророков, несмотря на предвещанные ими «суды» и вопреки, следовательно, неминуемым бедствиям, вероятно, исполнено было для иудеев особого смысла — в свете преобладавшего в ветхозаветное время родового сознания, которое выживание рода ставило выше выживания индивида.

2 бесполезности идолов.

Ис 44:9−20. Вкратце мысль о никчемности «богов», сделанных человеческими руками, Исаия выражал и прежде (40:18−20; 41:6−7), но здесь она передана более подробно и, так сказать, «всесторонне аргументирована». Ничтожны не только идолы, но и делающие их себе «в помощь», хотя сами же они свидетели бесполезности их. Мастерящие «богов» словно бы не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены (стих 9). В стихах 10−14 и далее эта мысль получает наглядно-художественное развитие. Не абсурдно ли, что из того же материала, который служит человеку топливом и для выпечки хлеба на огне, он делает бога, которому поклоняется (стихи 15−17).

Бог ли закрыл глаза их, чтобы не видели? Да, в стихе 18 подразумевается, что Он, но не в смысле «злонамеренного ослепления» людей, а в смысле предоставления им возможности пожинать естественные плоды своей свободной воли, которой Бог не лишает ни одного человека. Позднее апостол Павел скажет об этом же в послании Римлянам (Рим 1:28).

Обманутое сердце ввело язычников в заблуждение (стих 20), оно «не пропускает» в себя истинного виденья и разумения (окончание стих 18 и начало стих 19). Здесь у Исаии та глубоко верная мысль, что изначальным своим появлением заблуждения наши обязаны не столько несовершенному уму человека, сколько нравственной его испорченности (эгоизму, бессердечию) и злой воле. Область же чувств и воли передается в Библии понятием «сердца» (Мф 15:19).

3) Да радуется Израиль в Господе!.

Ис 44:21−23. Тема стихов 1−8 в этой главе, и в особенности стиха 8, предваряющего раздел о бесполезности идолов, вновь возникает в стихе 21 и звучит до конца главы. Это тема всемогущества Господа, сотворившего вселенную и «образовавшего» для Себя народ израильский. Об этом Иакову надо помнить (начало стих 21).

В большой древневосточной семье, связанной не только кровными узами, но и исполнением различных хозяйственных функций, раб рассматривался как один из домочадцев. Обращение Бога к Иакову и Израилю в стихе 21: ты раб Мой — может рассматриваться как признание Богом особой близости к Нему иудеев, что подтверждается фразой не забывай Меня; впрочем, эту фразу переводят и как «Я не забуду тебя», и при таком прочтении более «органично» воспринимается следующая фраза, начинающая стих 22: Изглажу беззакония твои. Израилю обещается тут спасение, но при одном условии: обратись ко Мне — ведь Я искупил тебя, напоминает избранному Своему Иегова.

В стихе 23 — гимн благодарения Создателю, искупившему Иакова, Который прославится в Израиле; торжественно и радостно воспеть его предлагается «горам и лесу» (иносказание всеобщей радости творения, в центре которого стоит человек). Звучащий ближе к концу главы 44, этот гимн как бы соединяет две части ее, раскрывающей величие и всесилие Господа Иакова, в противопоставление ничтожеству языческих богов (первая часть), и Его верность народу Своему как в прошлом, так и в предстоящие времена (вторая часть).

б. Пророчество о Кире (44:24 — 45:8)

Тут содержится поразительное предсказание о появлении на исторической сцене 150 лет спустя царя, который назван по имени. Не царем, а пастырем Кир назван в силу той особой попечительной миссии, которую он осуществит по отношению к еврейскому народу.

Уникальность столь точного предсказания породила большие диспуты в богословской среде. Многие утверждали и утверждают, что здесь имеет место позднейшая вставка, появившаяся после возвращения евреев из вавилонского плена, либо, что именно тут — главное свидетельство в пользу двух авторов (во Вступлении о теории двойного авторства книги, будто бы написанной Исаией первым и неким анонимным автором, жившим около 200 лет спустя и получившим название «Второисаии»).

Оппоненты тех, кто стоит на этой точке зрения, возражают, что способность истинного Бога (в отличие от лжебогов, о чем как раз и говорится в этой главе) предвидеть и предсказывать не ограничена никакими временными рамками. Что касается имени царя, возвещенного задолго до его прихода, то в Ветхом Завете записано еще одно не менее точное пророчество (о царе Иосии, искоренявшем идолов в Иудее; 3Цар 13:1−3). Примечательно в этой связи и следующее: по свидетельству Иосифа Флавия, на опубликование указа, в котором исполнилось пророчество Исаии, царя Кира подвигло именно это поразившее его пророчество, которое было ему кем-то представлено.

Ис 44:24−28. В окончании стиха 24 — одно из самых сильных в Библии свидетельств Бога о Себе как о единственном Творце всего сущего. Полагают, что в стихе 25 как о «волшебниках» и «мудрецах» говорится о вавилонских хранителях тайного знания, авторитет которых в Иудее был во времена Исаии немалым.

В стихе 26 «раб», слово которого утверждается Господом, — сам Исаия; «посланники» Божии — это другие пророки, предсказания которых относительно Иерусалима Он исполнит (о предстоявшем иудеям изгнании и о возвращении их впоследствии в родную землю говорили, помимо Исаии, Иеремия, Иезекииль, Иоиль, Амос, Авдий, Михей и Софония).

Итак, Исаия (точнее, Господь через него) говорит Иерусалиму (стих 26), что он (как и другие города Иудеи) будет отстроен и вновь населен. Известно, что Кир разрешил сосланным в Вавилон иудеям возвратиться в свою землю, чтобы восстановить столицу свою (45:13) и храм.

Напомним, что в 586 г. до Р. Х. Навуходоносор, вторгшись со своей армией в Иерусалим, снес его стены, а город и храм предал огню. Множество пленных было тогда уведено в Вавилон. Основатель Персидского царства Кир вначале стал правителем Аншана в восточном Эламе (в 559 г. до Р. Х.). А десять лет спустя, покорив Мидию, он сделался властителем объединенной Мидо-Персидской державы. В 539 году Кир покорил Вавилон (Дан 5:30) и уже в следующем году выпустил указ, позволявший евреям возвратиться в Иерусалим и отстроить храм (2Пар 36:22−23; Езд 1:1−7).

Поступая так, Кир служил осуществлению Божиих целей в отношении Его народа, почему и назван «пастырем Божиим» в стихе 28. Возвратившиеся в Иерусалим принялись строить новый храм, сооружение которого было завершено в 515 году. Почти три четверти века спустя (в 444 году до Р. Х.) в Иерусалим пришел Неемия, возглавивший восстановление городских стен (толкование на Неем 1−2; Дан 9:25).

Под «бездной и реками» в стихе 27 понимают обширную водную систему Месопотамской низины, в которой стоял Вавилон, столица Вавилона. Возможно, Господь говорит здесь о действиях Кира во исполнение Его воли: известно, что во время осады Вавилона он, чтобы лишить город воды, отвел русло р. Евфрат (упоминания об этом находим в книге Иеремии: 50:38 и 51:36).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 44 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.