А. О суде Божием над Иудеей (главы 2−25)

Эти 13 пророчеств, или посланий, о суде включают девять общего (главы 2−20) и четыре конкретного (главы 21−25) характера.

1. ДЕВЯТЬ ОБЩИХ ПРОРОЧЕСТВ ИЕРЕМИИ О СУДЕ (главы 2−20)

а. О неверности Иерусалима (2:1 — 3:5)

Иер 2:1−3. В еврейском оригинале слово «дщери» отсутствует. Иерусалим и «стоящая за ним» Иудея представляют здесь весь Израиль, разделенный некогда на 12 колен. Подчеркивая нынешнюю неверность иудеев Господу, Иеремия вспоминает о прежних доверии их и преданности Ему (о дружестве их юности). В дни своего исхода из Египта Израиль любил Иегову, как любит невеста жениха, доверчиво следуя за ним. Да, в те «первые дни», пребывая в пустыне, Израиль, случалось, ослабевал в вере и принимался роптать и гневить небесного Жениха, но чаще народ, в массе своей, хранил Ему верность.

Израиль был отделен Господом от других народов и в этом смысле стал святынею Его (Исх 19:6; 22:31). Он принадлежал Иегове, как принадлежали Ему первые плоды урожая (Лев 23:9−14); уточняя эту мысль, заметим, что Израиль был первым избран из народов, чтобы познать истинного Бога и воздать Ему почитание, достойное Его. Посему все поедавшие его, т. е. все народы, предпринимавшие против него враждебные действия, подлежали наказанию (Быт 12:3), как если бы покусились на «начатки плодов», посвящаемых Господу.

Иер 2:4−8. В стихе 4 — обращение к Израилю в целом. При более точном прочтении стиха 5 вторая фраза в первой и второй строках его звучит так: «уличили ли Меня отцы ваши в какой-либо лжи?» Пошли за суетою (там же) значит «стали поклоняться бессильным идолам»; осуетились — сделались столь же ничтожны, как их «боги».

Утвердившись в обетованной земле, евреи, в дни правления судей, стали «удаляться» от Иеговы, как если бы обманулись (стих 5а), разочаровались в Нем; все чаще стали они предпочитать Ему чужих, языческих, богов. Мысль продолжается в стихе 6, в начале которого подразумевается, что евреи перестали искать Иегову, словно позабыли, что это Он вывел их из Египта, что под Его защитой шли они по знойной Аравийской пустыне, отделяющей землю Египетскую от земли Палестинской. В пустыне этой немного было оазисов, зато множество рытвин и ям естественного происхождения, которые затрудняли продвижение по ней. Землей смертной тени она названа по причине ее пугающих особенностей. Оказавшись в ней, человек словно бы ощущал со всех сторон дыхание смерти.

Земля Ханаанская — достояние Господа, которое Он предназначил во владение избранному Им народу, но народ этот, предавшись в ней идолопоклонству, осквернил ее, сделал мерзостью в глазах Господних (стих 7).

На три группы людей в среде Божиего народа возлагает Иеремия особую ответственность за отступление Израиля от Бога. Это священники… и учители закона, которые сами не искали Его (не говорили: «где Господь?») и не были связаны с Ним узами глубокого, личного, познания (толкование на 1:5; сравните с Ос 4:4−10; 6:9; Ис 28:7; Мих 3:11).

Это пастыри, или вожди, народа, т. е. его гражданские и политические руководители, назначавшиеся Богом. На заре израильской истории ими были судьи, потом цари; но и те и другие сами отпадали от Иеговы — где же им было наставлять народ на пути угодные Ему? Это, наконец, лжепророки, служившие не Господу, но Ваалу (в Библии часто символизирует языческих богов вообще).

Иер 2:9−12. Напомним, что время царя Иосии, когда, очевидно, произнесено было Иеремией это пророчество, могло быть временем относительного духовного благополучия (если это были те дни, когда религиозная реформа Иосии, пусть и не коснувшаяся глубин народного сознания, все-таки была в действии). Однако и тогда еврейский народ (который до реформы, когда духовный блуд не был запрещен законом, изо дня в день грубо попирал полученные им откровения Божии) продолжал обращаться к идолам, все еще доверяя им. За это, возвещает Господь устами Иеремии, Я еще буду судиться с вами и с сыновьями сыновей ваших, т. е. наказывать вас с целью пробудить в вас раскаяние.

Иеремия беспощадно обличает народ, который полагает, что можно одновременно служить и Иегове и идолам. Удивительное и страшное делается в этой стране, воскликнет он позже (5:30), подразумевая именно эту порочную практику, которая получила название религиозного синкретизма. Народ, которому нравится такое (5:31), стоит ниже язычников, с горечью констатирует пророк, предлагая соплеменникам «поучиться» у них.

Они-то хранят верность своим истуканам, а Израиль, удостоенный особого откровения от единственного истинного Бога, неверен Ему, несмотря на все доказательства Его любви, на все Его благодеяния. Под «островами Хиттимскими» понимались как о. Кипр, так и все населенные земли, лежавшие на запад от Палестины. Кидар (название кочевого племени, потомков Исмаила) символизирует тут обитателей земель, простиравшихся на восток от Палестины.

Мой народ променял славу свою (т. е. Бога своего) на то, что не помогает (на идолов); стих 11.

Иер 2:13. Сердце человеческое не терпит пустоты. Отрекшись в сердце своем от Бога, иудеи заполнили образовавшуюся пустоту ложной верой в идолов. Иеремия говорит об этом на языке образов, понятных его слушателям. Оставив Иегову, они отказались от источника воды живой, т. е. ключевой проточной воды, и высекли себе водоемы для сбора дождевой воды.

Не говоря уж о скверном вкусе ее, по сравнению с ключевой, вода, собранная в водоемах, не была надежной — и потому, что дождей не всегда выпадало достаточно, и потому, что, неумело обложенные камнями, такие водоемы пропускали воду, не удерживали ее. Прозрачная аллегория! Не явная ли это глупость — отказываться от питательной воды, постоянно бьющей из источника, ради той сомнительной, которая застаивается или превращается в жалкие лужицы в «разбитых водоемах»!

Иер 2:14−16. «Ревностно» служившие чужим богам, иудеи пожинали плоды своего отступничества; они, в частности, нередко становились жертвой недальновидной политики своих царей, вступавших в неугодные Богу военные союзы. Израиль… сделался добычею иноземцев. Здесь, возможно, подразумевается поражение Северного царства, когда все десять колен Израилевых, составлявшие его, «сделались добычею» ассирийцев, уведших их в плен. Между тем, разве Израиль был рабом или сыном раба, родившимся в доме своего господина (таково значение слова домочадец в стихе 14), чтобы подвергаться подобным наказаниям!

Агрессивное ассирийское воинство нередко сравнивалось (Ис 5:29) со львами, бросающимися на свою добычу. Это оно превратило землю Божьего народа в пустыню, сожгло его… города, оставило их без жителей (стих 15).

Сыновья Мемфиса и Тафны (подразумеваются египтяне) объели темя твое (стих 16). Тут пророк мог подразумевать одно или два события израильской истории, отделенные друг от друга столетиями. В 925 г. до Р. Х. фараон Сусаким вторгся в Иудею и подверг Иерусалим страшному разграблению (3Цар 14:25−26). В 609 году (при жизни Иеремии) фараон Нехао лишил жизни благочестивого царя Иосию (4Цар 23:29−30). При более точном переводе с еврейского окончания стиха 16 оно звучит как «остригли тебя наголо». То есть в обоих случаях египтяне были причиной того, что евреи сделали это с собой — в знак унижения и скорби.

Иер 2:17−19. Лейтмотивом звучит в речи пророка повторение причины всех бедствий Израиля: она в том, что народ оставил Господа, Бога своего (стих 17). В стихе 18 подразумеваются военные союзы, в которые, вопреки предупреждениям Божиих пророков, вступали евреи. Забыв о том, что имеют надежного Помощника и Защитника на небесах, они искали помощи у земных царей — то у Египта, то у Ассирии. Вода символизирует здесь жизненно-необходимую (как это понимали евреи) помощь. Под «рекой Ассирии» понимается Евфрат. Снова предупреждение о горьких последствиях отступничества (стих 19).

Иер 2:20. В отношении этого стиха имеются значительные разночтения. В одних переводах его, как в синодальном, читаем: Я сокрушил ярмо твое; полагают, что речь здесь идет об освобождении Израиля из Египта. В других переводах, согласующихся со смыслом текста в Септуагинте, сказано: «ты сокрушил ярмо твое» и далее: «ты говорил: не буду служить Тебе» (а не «идолам», как в синодальной Библии).

Принимающие такой текст полагают, что здесь образ Израиля, который, подобно строптивому животному, сбросил с себя ярмо, надетое на него господином (Иеговой), которому он отказывается служить. Во второй части стиха подразумевается духовное «блудодейство», т. е. служение идолам, которому зачастую сопутствовала ритуальная проституция; оно чаще всего совершалось на возвышенных местах и в тенистых рощах.

Иер 2:21. В Ветхом Завете весьма распространена аллегория — применительно к Израилю — благородной виноградной лозы, насажденной Богом (Ис 5:1−7; Иез 15); находим эту аллегорию и в Новом Завете (Мф 21:33−46). Лоза эта выродилась, однако, несмотря на все Божии заботы, в дикую, чуждую Господу.

Иер 2:22. Здесь иносказательно говорится о том, как глубоко проник грех отступничества в сердце народа; под воздействием его народ настолько изменился в своей духовной сущности, что нечем ему «отмыться» перед лицом Господа.

Иер 2:23−25. Ненасытная страсть Израиля к чужим богам, любовь его к безобразным оргиям, которыми сопровождалось служение им, уподобляется Иеремией животной похоти верблюдицы и дикой ослицы; духовный блуд он описывает в «деталях» блуда физического: самцам недолго придется искать верблюдицу и ослицу, чтобы спариться с ними (окончание стиха 24).

Посмотри на поведение твое в долине (стих 23); подразумеваются языческие оргии в долине Енномовой (Иер 7:31). Пророк дает Израилю иронический совет: в погоне за «наслаждениями» пожалей обувь свою и пересохшую на жаре глотку (стих 25). Все напрасно, как бы отвечает Израиль: люблю чужих и не перестану блудить с ними.

Иер 2:26−28. Осрамил себя дом Израилев, начиная с «верхушки» своей; подобно вору, схваченному за руку, нечем ему оправдаться. «Отцом» и «матерью» величают они Ваала и Астарту, склоняясь перед их деревянными и каменными изображениями («деревом» и «камнем»), забывая об истинном Отце своем — Иегове, к Которому повернулись спиной (стих 27). В каждом городе у Иуды — боги, горько насмешливо говорит Иеремия; между тем, перед лицом бедствий они станут обращаться к Иегове! Ибо боги, которых они сделали себе, помочь им, тем более спасти их не в силах.

Иер 2:29−30. Состязаться в стихе 29 употреблено в значении «оправдываться». Нечем оправдаться отступникам-иудеям: все они согрешили против Него, говорит Господь. Даже и наказания Божии не вразумляли их, не обращали на путь покаяния; пророков, которых посылал к ним Господь, они убивали, не ведая жалости (сравнение с «истребляющим львом»).

Иер 2:31−33. О, род! звучит примерно как «о, люди!» (со смысловым оттенком разочарования, горечи: «что же вы за люди!»). И далее: «Послушайте же слово Господне!» «Пустыня», «страна мрака» есть тут иносказание опасностей, неведения. Нечто прямо противоположное им — безопасность, свет необходимого для них знания — давал и доносил до иудеев Господь. Почему же они решили, что сами себе господа и могут обойтись без Него?

Девица, жившая на Востоке, не показывалась на улице без украшений, как невеста не могла бы появиться на свадьбе без покрывала (по некоторым переводам — «без пояса»; в русском синодальном переводе соответствующее еврейское слово передано как наряд); это было бы противоестественно. Не столь ли же противоестественно, восклицает Господь устами пророка, что народ Мой давно уже (нет числа дням; стих 32) забыл Меня! Смысл стих 33 в том, что в безудержном духовном любодеянии своем Божий народ всячески хитрит, путая пути свои и «приспосабливая» их к преступлениям против Иеговы.

Иер 2:34−35. В стихе 34 — образ невинной крови, которой на протяжении своей истории немало пролили иудеи. (Образ основан на положении закона Моисеева, что заставший на месте преступления вора, который «подкапывал» бы его жилище (то же, что пытался бы «взломать дверь» дома) мог убить его без последующего обвинения в убийстве, т. е. в пролитии «крови невинной»; Исх 22:2.) Может ли народ этот чувствовать себя свободным от вины отцов, даже и в такое относительно спокойное время, когда к нему обращался Иеремия (в царствование Иосии), может ли он думать, что Богу не за что карать его, что гнев Его не был бы справедливым?

Между тем, так он, по-видимому, и думал. И за эти вот легкомыслие, безответственность и самодовольство Иегова будет судиться с народом, говорит пророк (стих 35). Женский род в последней фразе стиха 35 («я не согрешила»), очевидно, объясняется тем, что пророки уподобляли народ, избранный Богом, Его супруге (сравните Ос 2:2). К несчастью, «супруга» эта отличалась неверностью и распутством, как следует, в частности, из всей этой главы.

Иер 2:36−37. Путь свой «неверная супруга» меняет не только, когда бегает за чужими богами; постоянное непослушание ее Иегове выражается и в заключении ненужных и вредных для «нее» военных союзов: ей присущи и политические метания от одного земного «покровителя» к другому (стих 18; сравните Иез 23). Но и от союза, который Иудея пытается заключить с Египтом, ждет ее не меньше разочарований, чем от былого ее союза с Ассириею (сравните 4Цар 16:7−9 с Ис 7:13−25).

Иеремия, вероятно, исходил из скорого ослабления Египта (о котором знал): оно последовало за победой Навуходоносора над фараоном Нехао при Кархемисе (2Пар 35:20). Напрасны надежды иудеев, утверждает пророк, ибо Господь не даст им успеха, и послы иудейские выйдут из Египта, положив руки на голову в знак крайнего огорчения (сравните с 2Цар 13:19).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 2 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.