1) Снова о причинах суда (глава 5).

Иер 5:1−3. Причиной гибели Иерусалима явится общая его развращенность. О, если бы в этом городе нашелся хоть один человек, соблюдающий правду и ищущий истину (другими словами, справедливый и честный), то Бог пощадил бы Иерусалим (сравните с Быт 18:22−23). Границы того нравственного понятия, которое на страницах Библии определяется как стремление к «правде и истине», могут быть раздвинуты: по-библейски оно, очевидно, включает в себя благоговейное отношение человека к Богу, доброжелательное — к окружающим и объективное — к себе.

Нет такого человека в Иерусалиме, следует из горестных слов Иеремии, устами которого говорит Бог. Безнравственность иерусалимлян полнее всего выражается в том, что они, выдавая ложь за правду, клянутся при этом, не страшась Господа, именем Его (стих 2). Между тем как для Бога приемлема лишь истина (в ее «развернутом» нравственном значении; выше).

Потому и истребляет Он отрекшихся от нее (стих 2); здесь «истребление» соответствует не только (и не столько!) полному уничтожению, сколько наказаниям ради вразумления, которые — увы! — не действуют на закосневших в своем упорстве грешников (образ лиц, которые крепче камня; стих 3): они не хотят обратиться (т. е. возвратиться) к Господу, избравшему их.

Иер 5:4−6. Только ли невежественные люди из простонародья (бедняки) не знают, а потому и не соблюдают, законы Бога своего? — задается вопросом Иеремия. К несчастью, опыт жизни его среди соплеменников, наблюдения за ними убеждают пророка в том, что и те («знатные»), которые по положению своему и образованию не могут не знать закона, данного иудеям Богом, относятся к нему как к ярму, как к узам, от которых стремятся избавиться. В стихе 6 в образах хищных зверей представлены враги иудеев, которые волей Божией станут «терзать» их за преступления их и отступничество.

Иер 5:7−9. Примечательно, что еще Моисей предсказывал, что, насытившись плодами Палестинской земли, сделавшись тучными (т. е. ожирев телом и душой), иудеи забудут своего благодетеля Иегову. Здесь Господь укоряет их именно в этом. Отступничество сыновей Иудеи сказывается и в том, что они с легкостью клянутся во лжи именем Иеговы и тут же клянутся теми, которые — не боги. Домы блудниц в стихе 7 — это языческие капища.

Понятия физического и духовного блуда в этих стихах в сущности сливаются. Физический (стих 8) как выражение поразившей общество безнравственности сопутствует духовному в мерзких его ритуалах и одновременно является его прообразом. Не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? — восклицает Господь устами пророка (стих 9).

Иер 5:10−19. Образность стиха 10 переводчиками и толкователями понимается неодинаково. В синодальной Библии здесь образ городской стены; согласно другим переводам, тут подразумевается «стена», огораживающая виноградник, и в этом случае толкователи исходят из образа виноградника, облюбованного Богом (еврейский народ), который, однако, одичал (2:21), так что множество ветвей его, переставших быть Господними, подлежат отсечению. Множество, но не все. Та же мысль читается и в образе разрушения городской стены не до конца.

Фраза «нет Его» в стихе 12, по-видимому, не вполне точно передана по-русски. Евреи, конечно, не отрицали существования Иеговы, но в легкомысленной дерзости своей лгали на Него, полагая, что не Он благословляет и не Он наказывает (сравните Соф 1:12) и не Он вещает через пророков. Слова этих последних, едва изречены ими, уносятся, мол, ветром, так как не от Господа они (стих 13). Иеремия мог иметь здесь в виду насмешки и гонения не только в свой адрес, но и в адрес других истинных пророков (к примеру, Иер 26:20−23).

Внутренний голос, звучавший в нем, говорил ему, что за эти дерзкие слова иудеев Иегова уподобит Свои слова, которые влагает в его уста, огню, и действием его кощунники будут истреблены, как дрова. Подразумевается слово пророка об истреблении народа вавилонянами. В стих 15 они названы сильным древним народом, который придет издалека; язык его иудеи не будут понимать.

Люди храбрые и устрашающего вида ворвутся в их землю; огромные колчаны у них за спиной, набитые стрелами, несущими смерть, уподоблены открытому гробу. Съедят в стихе 17 употреблено в значении «уничтожат», «опустошат». Примечательно, что Иеремия изображает будущих халдейских агрессоров в чертах, схожих с теми, в каких изображены они Моисеем (Втор 28:49−52). Но предстоящее истребление не будет полным, «остаток» сохранится, подчеркивает Иеремия в стихе 18, ибо так говорит Господь.

В стихе 19 он возвращается к причине грядущих кар: они придут на евреев за то, что оставили Господа; в земле своей они предпочли служить чужим богам — за это в недалеком будущем они «получат возможность» продолжать служение им в чужой земле.

Иер 5:20−31. Дом Иакова — то же, что Иудея (стих 20). Сердце Иеремии разрывается от боли за глупый и неразумный народ его, который он вновь и вновь умоляет выслушать слова, вложенные в его уста Богом. Но иудеи, сокрушается он, не видят глазами и не слышат ушами (стих 21 сравните с Иез 12:2). Они настолько ослабели разумом, что перестали бояться Господа (стих 22; сравните с Притч 1:7).

Перестали трепетать перед Тем, Который в чудном всемогуществе Своем заставил море не переходить по песку далее предела, который Он положил ему (сравните с Иов 38:8−10), хотя, казалось бы, волнам морским легко было бы катиться «беспрепятственно» по плоскому песчаному берегу. Море послушно своему Творцу.

А народ, свободный избирать между добром и злом, послушен не Ему, а собственному сердцу — буйному и мятежному (стих 23). Сердцу, которое не помнит благих дел Создателя. Среди многих и того «дела», что в весенние недели (седмицы; стих 24), когда в Палестине жнут хлеб, Он не дает идти дождям (хранит от них это время). Но беззакониями своими и грехами иудеи отвращают от себя все то доброе, источником чего является Господь (стих 25).

В стихах 26−28 — иносказание аморальности, жадности и бессердечия нечестивых (здесь подразумеваются силу и власть имущие). Они преследуют лишь свои интересы и, как птицеловы… ставят ловушки, но на людей; действуя обманом, они возвышаются и богатеют. Давно уже не разбирают они по справедливости судебных дел, не защищают сирот. Отступив во всем от закона Моисеева, они переступили… всякую меру во зле. Неужели же Господь не накажет их за все это?

Пророки пророчествуют ложь (усыпляют народ заверениями, что ничего худого с ним не случится), а священники пользуются этой ложью в интересах утверждения своей власти (стих 31), и простой народ принимает это как должное, ему это нравится. Совершающееся в сей земле Иеремия называет «изумительным и ужасным». Он не может понять, на что после всего этого надеются иудеи.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 5 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.