3. ПРОРОК ПРОДОЛЖАЕТ СЛУЖИТЬ И ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА (главы 40−45)

Можно было бы предположить, что падение Иерусалима преподаст иудеям незабываемый урок. Однако, запечатлев в своей книге события, которые произошли после разрушения города, Иеремия показал, что в основных своих чертах характер народа — той малой части его, что оставлена была в Иудее — не изменился. В продолжавшемся нежелании евреев подчиниться Вавилону сказывалось их, как и прежде, нежелание довериться Богу.

а. Служение Иеремии в Палестине после поражения Иудеи (главы 40−42)

1) Губернаторство Годолии (40:1−12).

Иер 40:1−6. О возможных обстоятельствах освобождения пророка из Рамы выше. Навузардан, знавший, вероятно, о содержании пророчеств Иеремии, говорит с ним, в сущности резюмируя все сказанное пророком прежде (стихи 2−3). Кроме того, для язычников естественно было думать, что чужие боги могут помогать врагам своих почитателей в наказание за их непослушание им. Навузардан не сомневался, что «еврейский Бог», широко известный на древнем Востоке, принял сторону халдеев, желая наказать евреев, оскорбивших Его своим непослушанием.

Итак, Иеремии предоставлено было право самому распорядиться своей судьбой. Он избрал остаться в Иудее под защитой губернатора Годолии, к которому и отправился в Массифу (находившуюся километрах в пяти от Иерусалима); после разрушения столицы Массифа сделалась административным центром Иудеи. В знак своего дружелюбного отношения к Иеремии Навузардан дал ему в дорогу продовольствие и, может быть, деньги (подарок).

Иер 40:7−12. В поле (стих 7) означает здесь «вне Иерусалима»; речь идет в начале стиха 7 о тех, кого на современном языке зовут партизанами. Все эти люди и их командиры, т. е. остатки от разбитых и взятых в плен иудейских войск (основная их часть была сосредоточена в Иерусалиме, Лахисе и Азеке), скрывались теперь «в поле» (в каких-то потайных местах). Услышав о назначении начальником над страною Годолии, они пришли к нему в Массифу.

Из перечисленных в стихе 8 командиров двое заслуживают особого внимания из-за роли их в последующих событиях. Это Исмаил, сын Нафании (стихи 14−15), и Иоанан, сын Карея (стихи 13−16). Первый происходил из царского рода Давидова (41:1) и был одним из военачальников царя Седекии; о втором, названном вместе с братом его, Ионафаном, ничего более не известно. Делегация, видимо, явилась к Годолии, чтобы узнать, на каких условиях могут они сложить оружие. И вновь назначенный губернатор заверил их, что со стороны халдеев им, в случае лояльности их царю Вавилонскому, никакое зло не угрожает.

Он предложил им приступить к обычным сельскохозяйственным работам и налаживать обычную для них жизнь в городах, тогда как он, Годолия, будет представлять их интересы перед лицом вавилонской администрации (стих 10). (Примечательно, что халдеи не повредили ни полей ни виноградников в оккупированной ими стране, и через короткое время после ухода оттуда их армии можно было приступить к сбору урожая; вспомним для сравнения, что завоеватели-ассирийцы уничтожали жатву на полях и выжигали виноградники.)

К Годолии стали приходить, помимо «партизан», и беженцы, скрывавшиеся во время войны в соседних странах, — у моавитян, аммонитян и идумеев (стих 11). Они тоже приняли участие в сборе богатого урожая (стих 12).

2) Убийство Годолии (40:13 — 41:15).

Иер 40:13−16. Однако налаживание мирной жизни было внезапно прервано — по причине заговора против Годолии. Первым о существовании его сообщил губернатору Иоанан, сын Карея, сделавший это в присутствии других военачальников. Годолия, поставлен был в известность о том, что один из них, а именно Исмаил, подослан к нему аммонитским царем Ваалисом — чтобы убить его. Зачем это понадобилось аммонитянам?

Для ответа на этот вопрос надо вникнуть в характер отношений, существовавших в ту пору между Иудеей и Аммоном. Оба эти народа, бывшие в вассальной зависимости от Вавилона, в 593 г. до Р. Х. участвовали в тайном совещании племен, обсуждавших перспективы объединенного мятежа против халдеев (27:1−11). То совещание ни в какую совместную, «акцию» не вылилось, но в 588 г. до Р. Х. новый фараон Египта — Офра склонил к мятежу против Вавилона иудеев, аммонитян и тирян.

Очевидно, решение Навуходоносора первой «проучить» Иудею (а не Аммон) было ему «подсказано» Богом (Иез 21:18−23). Иудеи и аммонитяне все еще были союзниками, когда Иерусалим пал, и царь Седекия, возможно, думал укрыться в Аммоне (Иер 39:4−5), но на пути бегства был свачен халдеями. Союзнические узы между Иудеей и Аммоном не означали, однако, их доброго отношения друг к другу. Это был, так сказать, «брак по расчету».

Аммонитяне радовались поражению Иудеи, ибо знали: воюя с Иерусалимом, одновременно воевать с ними Навуходоносор не будет (Иер 49:1−6; Иез 25:1−7, а также комментарии на эти стихи). Итак, лояльность Годолии по отношению к Вавилону беспокоила аммонитян. Ведь если Иудея станет для Навуходоносора «надежным тылом», то, покончив с осадой Тира (Иез 29:17−18), он, вполне вероятно, повернет против Аммона. С другой стороны, неспокойная Иудея побуждала бы вавилонского владыку постоянно держать там значительное число своих войск, что повышало бы шансы аммонитян на выживание. Так что в интересах Аммона было убрать с поста губернатора провавилонски настроенного Годолию.

Кроме того, Аммон мог надеяться, что после новой мятежной акции (убийства губернатора) Навуходоносор вовсе очистит от иудеев их землю, и тогда они, аммонитяне, смогут «отхватить» хотя бы часть ее для себя. Что касается Исмаила, то этот отпрыск царского рода мог ненавидеть Годолию как человека относительно простого происхождения, который теперь обласкан чужеземным завоевателем, и считать его предателем.

К несчастью, Годолия, человек благородной души, не поверил предостережениям Иоанана: сам, неспособный на коварство, он не хотел верить в эту способность у других. Сказанное ему Иоананом он отверг как недостойный слух и не принял его предложения избавиться от Исмаила, пока не поздно. Это было фатальной ошибкой с его стороны, стоившей жизни ему и многим другим людям, а иудеям — новых бедствий.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 40 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.